Вступление в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 года №
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вывело на новый уровень актуальность задачи создания информационных систем по управлению закупками для госсектора, с помощью которых этот процесс стал бы более оперативным, прозрачным, эффективным. Что можно взять за основу уже сегодня, используя лучший мировой и российский опыт?
Свой вклад в развитие ИТ‑решений для управления закупками внесли не только крупнейшие мировые и российские вендоры, но и их партнеры. На российском ИТ-рынке сегодня представлен широкий спектр таких продуктов, их активно используют для оптимизации процесса закупок и управления ценообразованием компании в таких отраслях, как торговля, нефтегазовый и транспортный сектора, производство, здравоохранение. Лучшие практики, накопленные в этих решениях, вполне применимы и для госсектора — ведь сегодня и госструктуры, и коммерческие компании решают в сфере закупок сходные задачи: повышение оперативности, прозрачности, снижение затрат, расширение круга поставщиков.
Решения для управления закупками на базе SAP успешно используют многие крупнейшие компании и холдинги страны |
Последнее особенно важно для субъектов РФ, так как позволяет стимулировать рост локального производства, сохранить и нарастить в регионах промышленную и технологическую базу. Очевидно, что для таких задач госсектору необходимы ИТ-решения, сочетающие в себе достаточно широкий набор функций, в том числе возможность интеграции с электронными торговыми площадками (как федеральными, так и региональными), доработки и настройки под отраслевую специфику. Важна и надежная поддержка: компании — разработчики таких решений должны быть опытными, известными на рынке, обладающими возможностями для долгосрочного сотрудничества.
Практика внедрения решений SAP
Примеры таких решений были представлены на ежегодном форуме-выставке «Госзаказ-2014». Среди новых проектов большой интерес вызвала «Нижегородская электронная товарно-информационная система» (ИАС «НЭТИС»), на базе которой в Нижегородской области будет организован процесс госзакупок. Решение о создании такой системы было принято правительством Нижегородской области совместно с региональной Ассоциацией промышленников и предпринимателей еще в 2012 году. В результате проведенного конкурса предпочтение было отдано российскому интегратору, предложившему решение на платформе SAP, уже успешно использующейся в аналогичных информационных системах для управления закупками не только в государственных учреждениях Германии, США, Франции, Израиля, Великобритании и Испании, но и у российских заказчиков. Например, на базе решения SAP создана система управления закупками в ГК «Росатом». По оценке руководителей «Росатома», в результате автоматизации процесса закупок на базе SAP за два года корпорация уже сэкономила более 56 миллиардов рублей. Как подчеркнул ИТ-директор «Росатома» Е. И. Чаркин, «эти деньги мы сэкономили для отрасли».
Решения для управления закупками на базе SAP успешно используют и другие крупнейшие компании и холдинги страны: Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), «Объединенная металлургическая компания» (ОМК). Как отметил
ИТ-директор компании «Сургутнефтегаз» Р. Д. Гимранов, в результате внедрения решения SAP «пользователи систем получили возможность делать запросы без ограничений, благодаря чему специалисты по планированию и закупкам имеют достоверную информацию о реальных остатках на складах (в справочнике компании более 150 тысяч наименований различных материалов)». По оценке специалистов «Сургутнефтегаза», использование решений SAP позволило снизить цену закупки на
Успешная практика внедрения решений SAP развивается и в госсекторе стран СНГ: недавно завершен двухлетний проект по локализации решений SAP для Казахстана, а министерство финансов этой страны стало обладателем премии за лучшее внедрение решений, оптимизирующих работу государственных финансовых учреждений. Если говорить о зарубежном опыте, то, например, столица Австрии, Вена, в которой действуют единые системы управления недвижимостью, закупками, сборами и муниципальными платежами, созданные на базе решений SAP, получает экономический эффект около 2,36 миллиона евро в год.
КОММЕНТАРИЙ В. В. ТАРБЕЕВ, директор Агентства по развитию производства, кооперации и конкуренции Проект сложный, его реализации препятствовали такие факторы, как организационная разобщенность, отсутствие административного подчинения учреждений, входящих в рамки проекта, разный уровень готовности пользователей, территориальная разбросанность, жесткие сроки ввода документов в соответствии с законодательством РФ. Мы стремимся взаимодействовать с бизнес-сообществом через Ассоциацию нижегородских промышленников и предпринимателей — и через ее областную организацию, и через организации в каждом муниципальном районе. Предпринимательское сообщество откликнулось на призыв к сотрудничеству, но в начале пути активность участников пока невелика. Это связано с тем, что сегодня бизнесу поступает достаточно много разных предложений, и от их реализации не всегда есть реальный эффект. Поэтому бизнес ждет результатов. Я считаю, что примерно через год, когда будет пройден весь закупочный цикл, активность возрастет. Сегодня все просьбы и жалобы к нам идут по двум направлениям. Во-первых, предприниматели утверждают, что у них недостаточно информации о том, что закупается в рамках госзаказа. И действительно, когда это делается вручную, не через систему, такое возможно. В нашей же системе, зарегистрировавшись, может участвовать каждый производитель, и он будет получать все необходимые сведения. Во-вторых, добросовестные предприниматели просят помочь им, оградить от недобросовестных коллег. К сожалению, сложился целый блок участников торгов, которые не являются производителями или представителями группы производителей, они только выигрывают торги и потом, по сути, продают свой выигрыш. Или, того хуже, привозят под этот выигрыш товар, который не соответствует заявке, поданной на торги. Это опасно, поскольку мы работаем с социальной сферой — с больницами, детскими садами. Недопустимо закупать товары, которые могут навредить здоровью и жизнедеятельности людей. Для предотвращения подобных ситуаций предусмотрен такой орган, как экспертный совет. Он привлекает к своей деятельности Торгово-промышленную палату, Роспотребнадзор и Росветнадзор, с которыми заключены соответствующие соглашения. |
Преимущества использования системы
«Нижегородская электронная товарно-информационная система» поддерживает процессы проведения закупок для нужд муниципалитета и региона в целом. Важным результатом ее использования, по мнению экспертов, станет снижение стоимости закупок в рамках областного бюджета. Ежегодная экономия будет достигнута за счет оптимизации процесса закупок по нескольким направлениям, в числе которых ведение единого каталога поставщиков, поддержка проведения торгов на специализированном сайте — электронной торговой площадке, возможность мониторинга цен и закупки одинаковых услуг по единым тарифам. Прозрачная и единая для всех участников процедура организации государственных электронных торгов обеспечит равный допуск для всех компаний — как федеральных, так и региональных. В этом — один из важнейших стимулов к развитию местных производителей, выявлению перспективных сегментов локальных рынков, созданию новых рабочих мест в регионах. Местные компании смогут, во-первых, получить точную информацию о том, в каких услугах и товарах заинтересован регион, а во-вторых — предлагать более гибкие и конкурентоспособные условия: производители на местах, в частности, смогут избежать значительных логистических издержек. Так что технологии напрямую повлияют на оздоровление экономики региона.
Кстати, SAP готов предложить решения для оптимизации закупок и в новом формате — с использованием облачных технологий, преимущество которых в существенно меньшей стоимости владения и простоте создания ИТ-решений на их основе. Организовать госзакупки в облаке — реально: в этом может помочь Ariba, крупнейшая международная торговая сеть, которая объединяет более миллиона компаний из 140 стран. Уже сегодня в ней ведутся транзакции на сумму свыше 450 миллиардов долларов. Поставщики и покупатели в Ariba могут находить друг друга «по интересам», то есть по потребности в приобретении или продаже продукции, услуг, сырья на наиболее выгодных условиях. Ariba уже используют многие крупные организации. Например, крупнейший британский авиаперевозчик British Airways, используя Ariba, ежегодно экономит на закупках в среднем 80 миллионов фунтов. Кроме того, компания смогла на конкурсной основе выделить наиболее конкурентоспособных поставщиков и, работая с лучшими из них, существенно сократила свои затраты на управление поставками и документооборот. Несложно представить масштабы такой экономии в случае, если речь идет о госзакупках.
Анализируя данные о состоявшихся торгах, правительство субъекта РФ сможет выявлять сферы с наибольшим потенциалом для развития. Это поможет увеличить количество компаний, участвующих в конкурсных закупках для нужд региона |
Производители и поставщики смогут самостоятельно публиковать перечни производимой продукции, получать информацию о планируемых закупках для нужд области и совершать сделки в режиме реального времени. Статистические данные, получаемые с помощью системы, позволят выявить наиболее востребованные заказчиками товары, не производимые нижегородскими предприятиями. Определенные таким образом инвестиционные ниши будут учтены при планировании дальнейшего развития региональной экономики. Анализируя данные о состоявшихся торгах (причем это можно сделать за разные периоды времени, по отраслям, типам продукции — все это позволяет аналитический инструментарий системы SAP), правительство региона сможет выявлять сферы с наибольшим потенциалом для развития. Это поможет увеличить количество нижегородских компаний, участвующих в конкурсных закупках для нужд региона. Кроме того, снизится риск коррупции и недобросовестной конкуренции, ведь одним из результатов внедрения такой системы является обеспечение гласности и прозрачности закупок.
Решения SAP для управления закупками объединяют в себе лучший мировой и российский опыт благодаря широкой практике их успешного внедрения. Эти решения позволяют не только работать с большими объемами данных, обеспечивая бесперебойную работу электронных торговых площадок, но и создать единое информационное пространство для управления закупками, охватив все аспекты этого многоуровневого процесса: внутренние процедуры (регистрацию участников, проверку достоверности и соответствия предоставленной информации в заявках, уведомление о допуске к торгами и т. п.), интеграцию с внешними системами (электронными торговыми площадками, интернет-порталами), аналитическую работу.
Система может внедряться поэтапно — сценарий ее развертывания выстраивается в соответствии с приоритетами конкретного заказчика. Так, в Нижнем Новгороде курировать разработку и ввод системы в промышленную эксплуатацию поручено ГКУ НО «Агентство по развитию производства, кооперации и конкуренции». Создаваемая система охватит более 4,1 тысячи государственных и муниципальных учреждений, находящихся в девяти городских округах, 43 муниципальных районах и, конечно, в административном центре региона — Нижнем Новгороде. Такой масштаб проекта вполне оправдан: ведь уже сейчас годовой объем закупок области составляет 50 миллиардов рублей.
Опыт Нижегородской области интересен и другим регионам, так как перед каждым субъектом РФ сегодня стоит задача стимулирования местных производителей, организации системы закупок, ориентированной не только на крупные контракты, но и на развитие среднего и мелкого предпринимательства. Создатели новой системы готовы делиться своим опытом и знакомить коллег из других регионов с практикой развития системы госзакупок на новой технологической основе. «Прозрачность госзакупок — один из важнейших факторов стимулирования местных производителей, что особенно актуально для наших регионов. С помощью современных технологий обеспечивается равный доступ к участию в госконтрактах, а значит — возможность предложить инновационные решения, развивать новые рабочие места и производства. Проект в Нижнем Новгороде подтверждает, что опыт компании SAP и ее партнеров в разработке и внедрении решений по оптимизации системы закупок, в том числе и для госсектора, важен и востребован в России», — отмечает исполнительный директор SAP СНГ Н. Д. Парменова.