Аудиторы главного контрольного органа страны считают, что дополнительные 100 млрд рублей бюджетных кредитов не решат проблему с долговой нагрузкой регионов, которые превысили 700 млрд рублей.
В понедельник глава Счетной палаты (СП) Татьяна Голикова на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам представит замечания по поводу проекта поправок в федеральный бюджет на
· зависимость бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры остается высокой, несмотря на поставленную президентом задачу снижать ее;
· в поправках зафиксирован рост нефтегазовых доходов (с 48,1 до 52,5%);
· одновременно до 10,1% ВВП увеличивается ненефтегазовый дефицит (с утвержденных 9,4% ВВП);
· уже скорректированные в худшую сторону макроэкономические показатели могут оказаться оптимистичными;
· есть риски роста инфляции и срыва программы внутренних займов.
Также аудиторы СП считают, что отсутствуют программы стабилизации роста госдолга и реструктуризации долгов регионов. На 1 апреля 2014 года они составили 702,1 млрд рублей, поэтому 180 млрд рублей запланированных и дополнительных бюджетных кредитов недостаточно. Однако правительство не предполагало решить эту задачу за один год. А по словам главы бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова, найденные резервы «практически все» направляются на поддержку региональных бюджетов.
Не исключен риск невыполнения программы внутренних заимствований, предупреждают в ведомстве Т.Голиковой. Впрочем, глава Минфина Антон Силуанов ранее заявлял, что Россия в текущем году откажется от внешних займов и существенно сократит внутренние из-за ухудшения конъюнктуры.
В целом аудиторы отмечают низкое качество бюджетного планирования. При перераспределении бюджетных средств на 40 млрд рублей между основными распорядителями обоснования приведены только по половине. С 2011 года в федеральный бюджет на 2014 год изменения вносились восемь раз, а основные характеристики бюджета страны устанавливались трижды. С 2010 года правки в бюджет вносятся дважды в год. «Данная практика свидетельствует о недостаточном качестве управления государственными финансами как на уровне Минфина России, так и на уровне главных распорядителей средств федерального бюджета, выраженном в отсутствии достаточно обоснованных и просчитанных показателей при формировании проекта федерального бюджета», — говорится в заключении СП.
Для того чтобы бюджет воспринимался как «достоверная база» для участников бюджетного процесса, необходимо скорректировать и основные параметры бюджета на 2015 и 2016 годы, которые остались без изменения. В первую очередь, аудиторы предлагают пересматривать структуру доходов, в том числе увеличить поступления нефтегазовых доходов.