В июне Министерство здравоохранения совместно с Росстатом, по поручению президента РФ, должно проанализировать итоги двухлетней (2012 — 2013 годы) оптимизации учреждений здравоохранения. Планы по сокращению сети госучреждений здравоохранения и образования на 2014 — 2018 годы, в свою очередь, представит Минтруд. Цель этой работы — получить качественную «обратную связь» и понять, как эффективнее корректировать реформу отрасли.
ЧТО ДЕЛАТЬ С РЕФОРМОЙ?
Здравоохранения касается примерно пятая часть поручений В.Путина, данных ведомствам по итогам ряда встреч с объединениями, состоявшихся в конце мая. Президент потребовал, чтобы переход отрасли на «эффективный контракт» контролировался профсоюзами, чтобы были определены максимально допустимые нагрузки медработников, а также, чтобы схема финансирования высокотехнологичной медпомощи (ВМП) в системе обязательного медстрахования (ОМС) была изменена.
Таким образом, стало ясно, что реформа здравоохранения, начавшаяся с активной покупки медтехники и продолжившаяся повышением зарплат, нуждается в корректировке.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ И МЕДИКОВ
На фоне растущего спроса населения на качественное здравоохранение медицинское сообщество сопротивляется ужесточению требований к медработникам, признал Экспертный совет при правительстве.
По мнению проректора ВШЭ, члена экспертного совета Льва Якобсона, повышение требований к работе врачей вызвано ростом зарплат медиков и беспрецедентными по объему бюджетными расходами на покупку медоборудования и ремонт медучреждений.
Сами медики при этом негативно восприняли идеи, касающиеся перехода на «эффективный контракт», а также дифференциации зарплат в зависимости от квалификации. При этом большинство не готовы повышать производительность труда в ответ на повышение жалованья, как не готовы пока и снижать долю совместительства.
Между тем министр здравоохранения В.Скворцова потребовала поднять зарплату медикам к 2018 году до 200%, чтобы довести её до уровня средней по экономике региона. Отдача пока не очевидна.
В то же время, исполнение майских указов в части повышения жалованья медикам — одна из самых проблемных тем на правительственных совещаниях с участием глав регионов. Некоторые, ссылаясь на дефицит средств, уже попросили отсрочить запланированный на 2015 год переход субъектов РФ на полную оплату тарифов за неработающее население в системе ОМС.
«Коммерсант» со ссылкой на доклад Л.Якобсона министру «Открытого правительства» Михаилу Абызову пишет, что это далеко не все вопросы, возникающие сегодня при обсуждении (в частности, на правительственном уровне) дальнейшего хода реформы здравоохранения.
СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДСТРАХОВАНИЯ — НЕ ПАНАЦЕЯ
Уже очевидно, что начавшийся переход отрасли на одноканальную систему финансирования здравоохранения — за счет Фонда Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) — даёт сбои.
Во-первых, выясняется, что далеко не везде пока перевод медучреждений на новую систему финансирования означает повышение зарплат медикам. Так, медики Мурманской области утверждают, что их зарплата даже близко не подошла к «средним» 55 тыс. рублей по региону. О падении заработков говорят и врачи ряда медучреждений Санкт-Петербурга.
Медперсонал жалуется на неравномерное распределение фонда оплаты труда — низкие доходы рядовых врачей, медсестер и санитарок против доходов заведующих отделениями и главных врачей. В прошлом году в Минздраве пообещали ввести ограничение максимальной зарплаты руководителей, но пока конкретных мер не принято.
Во-вторых, с 2015 года решено ввести бюджетное субсидирование ФОМСа — на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Денег, поступающих посредством системы ОМС, для этого оказалось недостаточно. Минздрав уже прописал эти изменения в проекте поправок к закону «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и Бюджетном кодексе.
Одновременно, в экспертном сообществе заговорили о возможном сокращении программы бесплатной медпомощи в системе ОМС — в связи со снижением бюджета фонда ОМС в 2015 году на 11,9 млрд. рублей, а в
ПРЕТЕНЗИИ К ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Параллельно решению вопроса о возможной корректировке реформы отрасли Минздраву приходится отвечать на претензии, высказанные Счетной палатой в адрес государственной программы «Развитие здравоохранения» до 2020 года.
В частности, в докладе СП отмечается, что в документе нет или изменены около 20 показателей, в том числе такие как
- «распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения»
- «охват диспансеризацией подростков»
- «распространенность ожирения среди взрослого населения»
- «первичная инвалидность у детей»
- «доля модернизированных лабораторий, соответствующих требованиям GLP»
- «материнская смертность»
А «обеспечение системности организации охраны здоровья» перестало быть ключевой задачей госпрограммы, хотя еще в
В Министерстве пообещали учесть замечания.