Версия для печати 5174 Материалы по теме
Амнистия может остановить отток капитала и стимулирует его привлечение
Итальянский опыт амнистии капиталов можно использовать – Совет федерации

В Совете Федерации предлагают воспользоваться опытом Италии для масштабной амнистии ранее выведенных из страны средств. По мнению сенаторов, декларационный платеж в 2,5% от возвращенных сумм должен обеспечить экономику долгосрочными инвестициями.

На опыт Италии россияне обратили внимание неслучайно. В 2001— 2002 годах в этой стране была проведена одна из самых успешных в мировой практике экономических амнистий. За первые два месяца возвратился капитал в размере 61 млрд. евро, налоговые сборы составили 24 млрд. евро.

Возврат капиталов осуществлялся по декрету о легализации, согласно которому заявитель был обязан заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрести итальянские ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости сокрытого имущества. Взамен налоговые органы выдавали заявителю специальные «сертификаты конфиденциального взноса». Они содержали гарантии освобождения лица от подачи декларации, уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до амнистии. Власти также дали гарантии на полную конфиденциальность для налоговых и других государственных органов.

С другой стороны, итальянское государство ужесточило меры ответственности за нарушение налогового законодательства. Оно ввело штраф за сокрытие капитала или имущества — от 5% до 25% от суммы сокрытых средств плюс конфискация имущества на такую же сумму.

В правительстве, как известно, обсуждали идею использования итальянского опыта достаточно давно. Более того, уже есть подготовленный законопроект «О порядке возврата в РФ активов», который может ускорить процесс, считает один из соавторов Константин Добрынин.

Успешность реализации возврата капитала зависит от того, поверят ли «амнистируемые», что задача государства не заработать на возврате их средств, а более глобальная — напитать экономику финансами и пополнить бюджет в долгосрочной, а не краткосрочной перспективе, — пояснил он «Известиям». В случае принятии законопроекта он вступит в силу с 1 января 2015 года.

Что прописано в законопроекте?

· Плательщики вправе перечислять денежные средства из иностранных банков на свои счета в банках России

· Они могут также декларировать имущество без предоставления документов об источниках получения денежных средств и имущества

· Плательщики полностью избавляются от необходимости оплаты налогов, штрафов и пени, кроме декларационного платежа, который будет составлять 2,5% от общей стоимости активов

· Они освобождаются от административной и (или) уголовной ответственности за нарушение налогового и валютного законодательства и не обязаны предоставлять иные документы и сведения

Документ надо анализировать с точки зрения эффективности поступлений в бюджет, считает вице-президент «Опоры России» Азат Газизов. Он считает, что если это послужит возврату капитала, то любое действие может приветствоваться. Аналогом может служить пример, когда ввели подоходный налог в 13%. Это поспособствовало резкому росту поступлений в бюджет, считает эксперт. Впрочем, есть мнение, что осуществить предлагаемую меру будет сложно из-за проходящей политики деофшоризации.

Сейчас у России шансы на успех будущей репатриации капитала намного выше, чем 12 лет назад, считает главный экономист Фонда экономических исследований «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. По его мнению, в этот раз капитал должен вернуться за счет совпадения двух условий: введения существенных льгот для бизнеса внутри страны и усиления рисков для его ведения за пределами России.

Предложенные Советом Федерации условия не вернут в Россию большую часть выведенного капитала, считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. Но есть и другие пути. Например, отмена налога при инвестициях в российскую экономику и его повышение при выводе капитала за границу создаст ситуацию, при которой выводить капитал из России станет уже невыгодно.

СПРАВКА

По данным британских экспертов, с начала 1990-х годов из России было выведено порядка 800 млрд. долларов. Попытки вернуть часть этой суммы предпринимались Россией в 1993 году, но кампания провалилась, главным образом по причине отсутствия налоговых льгот. Повторные попытки налоговой амнистии предпринимались в 1995, 1997 и 2002 годах. Наконец, в 2007 году она была проведена впервые (по налоговой ставке в 13%). Однако было легализовано лишь 3,5 млрд. долларов, тогда как российские власти ожидали порядка 8 млрд.

Поделиться