Версия для печати 1586 Материалы по теме
Расходы региональных бюджетов резко выросли
Бюджеты в тени пирамиды

Бюджетные средства регионов уже идут не на развитие, а на пирамиду госдолга. «Это не Мавроди, это гораздо хуже», — заявил, встречаясь с журналистами, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам А. М. Макаров.

Тема долгов субъектов РФ была на брифинге ключевой, но не единственной.

Самые большие проблемы, по оценке парламентария, сегодня связаны именно с региональными бюджетами. Общий долг субъектов РФ по состоянию на 1 января 2011 года равнялся примерно триллиону рублей, два года спустя он вырос до 1,351 триллиона, а еще через год оставил позади отметку в 1,737 триллиона. За последний год темпы роста долга в три раза превысили темпы за три предыдущих года. Консолидированный долг субъектов РФ, включая долги муниципальных образований, уже перевалил за 2 триллиона рублей. Беспокоит депутата и рост коммерческой задолженности. Ее доля за тот же период (с 1 января 2011 года) выросла с 21,2% до 39,8%. Только за первые два месяца текущего года коммерческая задолженность увеличилась на 88,5 миллиарда рублей. Банковские кредиты дороги, и банкиры охотно дают их под бюджетные гарантии — как правило, на решение социальных задач. А в другой ситуации эти деньги могли бы пойти в реальную экономику, в бизнес.

Раньше, несмотря на мировой кризис и его последствия, коммерческая задолженность имела тенденцию к сокращению. Теперь картина иная. За минувший, 2013 год регионы фактически получили 8,161 триллиона рублей доходов, в 2014 году (по прогнозу) планируется получить 9,838 триллиона. По мнению Макарова, прогноз завышен. В то же время резко выросли расходы региональных бюджетов: с 8,803 триллиона рублей в 2013-м до 9,924 триллиона (по плану) в 2014-м. Источников доходов, необходимых для выполнения новых обязательств, у субъектов РФ нет. Поэтому они вынуждены занимать средства у банков. Показательно, что в самом тяжелом, 2009 году на капитальные вложения было направлено 17,2% процента расходов, а в 2013 году — лишь 12%. При этом внешние займы сейчас вряд ли возможны, как и значительные доходы от приватизации.

Глава бюджетного комитета Госдумы выступил за увеличение на 100–150 миллиардов рублей бюджетных кредитов регионам, а также за наращивание не менее чем на 50 миллиардов рублей финансовой помощи в виде бюджетных субсидий. Сделать это надо срочно, отметил он, не дожидаясь осенних поправок в действующий закон о федеральном бюджете и рассмотрения проекта федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов. Макаров также предложил категорически запретить устанавливать посредством федеральных законов любые налоговые льготы, касающиеся региональных и местных бюджетов. Такие льготы (80% из них вносят Правительство России и депутаты Госдумы) можно давать только при условии компенсации выпадающих доходов за счет федеральных средств. Кроме того, пора покончить с бессрочными льготами (максимальный срок их действия не должен превышать 3–5 лет), а их эффективность следует проверять.

Депутат подверг критике всю нынешнюю налоговую политику. Она, по его оценке, не имеет стимулирующей функции в отношении бизнеса, лишь одну фискальную. Вместе с тем он похвалил недавно принятый закон о парламентском контроле, подчеркнув, что благодаря ему оказалось возможным вскрыть имеющиеся проблемы и оперативно получить отклики всех сторон, заинтересованных в бюджетном процессе.

Коснувшись далее проблемы перехода на программный бюджет, Макаров упомянул низкое качество государственных программ, предложенных на рассмотрение парламенту. Для ознакомления с проектами некоторых из них у народных избранников было всего несколько дней. «Когда читаешь эти программы, теряешь веру в человечество», — грустно пошутил председатель комитета. Виновато в этом не правительство, а отдельные министерства и ведомства, считает он. Так что доработки программ не избежать. Вообще же для регионов и экономики в целом нужны понятные правила и позитивные ожидания, сделал вывод депутат.

А. В. БОРИСОВ

Поделиться