О перспективах предпринимательства в Едином экономическом пространстве собрались поговорить участники VI ежегодного форума по развитию малого и среднего бизнеса, организованного газетой «Ведомости». Однако, несмотря на то что посланцы сопредельных государств выступили в числе первых, разговор постоянно сворачивал на тему судьбы предпринимательства в современной России.
Не тем аршином мерили
В стране создана многоканальная система финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, и ее объем, пусть и небольшими темпами, растет год от года, заверил аудиторию вице-президент Сбербанка России С. Р. Борисов. За это он выразил благодарность правительству. Кроме того, появились соответствующие программы по отдельным отраслям экономики, и размер такой поддержки банкир и модератор заседания оценил примерно в 50 миллиардов рублей в год. «Конечно, мы вправе ожидать некоей динамики развития», — продолжил Борисов. С 2002 по 2012 год доля малого бизнеса в ВВП и занятости населения медленно росла, поднявшись соответственно до 23 и 25%. В 2013 году все изменилось из-за правительственной инициативы по внедрению страховых платежей, которая повлекла за собой официальную ликвидацию примерно 540 тысяч индивидуальных предпринимателей и 8 тысяч малых предприятий. Количество работников, занятых на малых предприятиях, сократилось на 80 тысяч человек. Случилось это из-за того, что не учли специфику разных регионов и муниципальных образований и вообще, по выражению Борисова, мерили всех общим аршином.
Правительство России внесло коррективы в свою политику, прислушавшись к мнению бизнес-сообщества. Кроме высоких страховых взносов, отечественных предпринимателей беспокоила и недостаточность собственных финансовых средств. Создание Федерального агентства кредитных гарантий, по мнению Борисова, правильный шаг. Здесь он похвалил практику, сложившуюся в США, где проблем с гарантиями у малого бизнеса в принципе нет. Говоря о поддержке предпринимательства, следует определиться, какой бизнес мы должны поддерживать, дал понять модератор. Речь может идти явно не обо всех подряд субъектах предпринимательства. Для подавляющего большинства из них надо создать единые правила с минимальными транзакционными издержками, а для тех, в чьем развитии регионы особенно заинтересованы, необходимы кластеры. «Тотальная торговля — это уже вчерашний день», — заметил Борисов, оценивая структуру малого и среднего бизнеса. В то же время он признал, что предприниматели не идут в производство.
Какая им досталась доля
В Белоруссии очень простая система регистрации малого бизнеса, на нее уходит от одного до трех дней. Можно даже сказать, что действует заявительный принцип, сообщила заместитель председателя правления белорусского Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей Ж. К. Тарасевич. Но регистрация и начало деятельности — не одно и то же, определенного времени требует оформление различной документации. Для индивидуальных предпринимателей в соседней стране действуют упрощенные режимы налогообложения в зависимости от отрасли. Такими режимами охвачено около 60% субъектов малого и среднего предпринимательства. Белорусский бизнес тяготеет к большим городам, поэтому был выпущен специальный президентский декрет о льготах для предпринимателей, ведущих свою деятельность в малых городах (до 20 тысяч жителей) и на селе. Что касается перспектив, то, по словам Тарасевич, бизнес-сообщество само разрабатывает стратегию развития данного сектора экономики — конечно, для последующего рассмотрения правительством.
Председатель правления МСП Банка С. П. Крюков подчеркнул, что доли малого и среднего бизнеса в ВВП стран Единого экономического пространства сегодня схожи: в России эта доля составляет 19%, в Казахстане — 17,3%, в Белоруссии — 15,1%. При этом действительно актуален вопрос, кого кредитовать. Сеть гарантийных фондов не спасает, поскольку выдача ими поручительств не снижает риски для банков. Здесь Крюков тоже надеется на новое Федеральное агентство кредитных гарантий, которое должно унифицировать требования к заемщикам. Государству же, по мнению Крюкова, следует делать упор на высокотехнологичные производства. Правда, молодежь, по его же словам, все чаще смотрит не на Россию, а на сторону, поскольку современных рабочих мест для нее недостаточно. А без притока молодых кадров трудно рассчитывать на прорыв. Кроме того, как сообщил председатель правления, в
Страна-то большая...
Заместитель губернатора Челябинской области Р. Р. Гаттаров ясно видит, где искать резервы для роста: они заключаются в сокращении административных барьеров. С электронным правительством были трудности, однако, по образному выражению докладчика, тот хаос, который есть в обычной жизни, все равно следовало перевести в цифровой формат и «засунуть в онлайн». Каждое министерство, ведомство и муниципалитет бьются за каждую справку до последнего, объясняя, почему именно у них предприниматель должен эту справку получить. В Челябинской области даже создан штаб под руководством главы региона, который еженедельно рассматривает соответствующие технологические проблемы. Именно губернатору местные бизнесмены жаловались на недостаток инфраструктуры для предпринимательства — причем речь шла не только о гарантийных фондах, субсидиях и снижении процентных ставок по кредитам, а, например, об индустриальных парках. Пока в регионе только один такой парк, и региональные власти намерены создать еще хотя бы один-два новых поблизости от областного центра. Муниципальным образованиям вице-губернатор посоветовал обзавестись своими стратегиями развития, и тогда экономических чудес будет больше.
Если анализировать основные показатели развития предпринимательства, то очевидного прорыва нет ни в одной из стран Единого экономического пространства. Это подтвердила директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ Н. И. Ларионова. Набор мер, применяемых для улучшения ситуации, везде примерно одинаковый — разве что в Казахстане кредитные гарантии охотно предоставляют и тем, кто занимается торговлей. В России лучше развита система субсидий и меньше проблем с инфраструктурой (бизнес-инкубаторами, промышленными парками). «Посыпать голову пеплом не стоит», — заметила Ларионова. Катастрофического падения показателей, по ее словам, у нас нет, а за посткризисный период объем кредитования малого и среднего бизнеса удвоился. Но этот бизнес не растет темпами, опережающими другие сектора экономики. Государству никак не удается найти ниши, где скорость развития малых компаний окажется более высокой.
Поэтому в Минэкономразвития России полагают, что сейчас имеет смысл поддерживать быстрорастущие средние компании: темпы их роста выше средних, динамика инвестирования в бизнес — положительная. Гарантийные фонды не могут удовлетворить их запросы (такие компании берут кредиты в среднем по 100 миллионов рублей). С этой целью и создано федеральное агентство с капитализацией в 500 миллиардов рублей. Субсидий и грантов при этом станет меньше, они пойдут в основном на поддержку социально значимого бизнеса. Основная часть субсидий, выделяемых сейчас предпринимателям, идет на приобретение оборудования, уточнила глава департамента. Определенные ожидания министерство связывает с дальнейшим развитием индустриальных парков, а именно проектов, связанных с применением современных технологий. Не всем регионам они по карману: только на подготовку необходимой документации может потребоваться от 50 до 100 миллионов рублей. Россия — страна большая, резко изменить направление движения не получится, и для перемен требуется время, подвела итог своего выступления Ларионова.
А. В. БОРИСОВ