Основные направления налоговой политики в Российской Федерации, которые обсуждались на парламентских слушаниях, организованных Комитетом Государственной думы по бюджету и налогам, являются стратегическим документом. Начиная с прошлого года подготовка его проекта стала носить более открытый характер. До рассмотрения в Госдуме проект уже подвергся широкому общественному обсуждению, в том числе и на Открытом правительстве с участием бизнес-сообщества и финансовых органов.
Речь идет о налоговой политике, применяемой в сегодняшних условиях. Когда сокращается объем производства и инвестиций, налоговая политика должна адекватно реагировать на вызовы времени. Поэтому основной упор должен делаться на ее стимулирующую роль для развития производства и открытия нового бизнеса. Необходимостью решения этих задач и продиктованы предусмотренные на период
Ура — каникулы!
Уже начавшийся процесс реструктурирования производств повлечет за собой высвобождение большого количества работников. Министерство финансов РФ считает, что наиболее оптимальным решением этой проблемы будет не переобучение потерявших работу, а создание им условий для открытия собственного дела. Основные направления налоговой политики предусматривают для предпринимателей налоговые каникулы с нулевой налоговой ставкой. Право предоставлять эту преференцию должно быть отнесено к полномочиям субъектов РФ, так как налоги, по которым будут льготы, являются доходным источником регионов и муниципалитетов.
Норма может действовать с 2015 до 2018 год. На такое послабление смогут претендовать только впервые зарегистрированные субъекты бизнеса, перешедшие на упрощенную или патентную систему налогообложения и осуществляющие свою деятельность в производственной, социальной и научной сферах. При этом регионы вправе будут устанавливать ограничения на применение нулевой ставки в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей, количества наемных работников и других показателей.
Стимул для опережающего развития
С этого года уже определены налоговые льготы для предприятий Дальнего Востока, аналогичные применяемым в особой экономической зоне — Калининградской области. Льготы по имущественным, земельным налогам, налогу на прибыль — серьезный стимул для инвестиций в экономику регионов. Значимая норма, предлагаемая Минфином России, это выделение территорий опережающего развития, для которых предполагается помимо тех льгот, которые действуют сегодня для Дальнего Востока, ввести пониженные ставки по уплате страховых взносов. «Это важно в самый первый период деятельности бизнеса, — отметил министр финансов РФ, — поэтому мы готовы идти навстречу и компенсировать Пенсионному фонду выпадающие доходы из федерального бюджета».
Еще одна предлагаемая мера — так называемое возвратное финансирование. Сейчас в Правительстве РФ отрабатывается вопрос о возврате из бюджета средств в виде субсидий на инфраструктуру, на которую потратились регионы, создавая благоприятные условия для ведения бизнеса. К примеру, такие затраты велики у Калужской области. И их можно было бы возместить за счет дополнительных доходов, полученных с территории, в которую были инвестированы средства. По словам Силуанова, это прорывная норма, так как традиционно стимулирующие меры направлялись на бизнес, здесь же «под раздачу» попадают непосредственно бюджеты регионов.
Министерство финансов РФ сейчас крайне осторожно подходит к любой новации в области налогообложения. С одной стороны, льготы поощряют к развитию производства, с другой — провоцируют снижение доходов. И в первую очередь страдают бюджеты регионов. Поэтому именно им необходимо предоставить больше прав по нормотворчеству, к примеру, по установлению ставки налога на прибыль. Сейчас субъекты могут снижать ее не более чем на 4,5%. Но в определенных случаях целесообразна и большая щедрость для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли начинать новые производства в более благоприятных условиях. Как было отмечено на парламентских слушаниях, такой механизм сейчас обсуждается.
Все ли льготы хороши?
Федеральный бюджет составляет 14 триллионов рублей, региональные бюджеты — 8 триллионов. Объем ныне действующих налоговых льгот — 1,8 триллиона рублей. При этом львиную долю нагрузки несут субъекты РФ. Доход федерального бюджета в основном формируют такие налоги, как НДС, акцизы и НДПИ, и возможности увеличения числа льгот по этим налогам уже нет.
Что касается льгот по региональным налогам, то назрела необходимость провести их инвентаризацию. Конечно, когда есть необходимость создания стимулов, определенную льготу вести можно, но это, как считает министр финансов РФ, должно повлечь отмену какой-то действующей льготы. Процесс отмены льгот на доходные источники регионов уже пошел. Принято решение об упразднении льгот по налогу на имущество, в первую очередь речь идет об инфраструктуре транспортных и линейных объектов. Пока сохранены льготы по имущественным налогам для физических лиц, но и они под угрозой сокращения, так как Минфин России выразил готовность двигаться в этом направлении.
Справедливости ради
Чувствительный удар по благосостоянию россиян может нанести и налог на недвижимость по кадастровой стоимости, о введении которого говорится уже несколько лет. «Мы долго были не готовы к тому, чтобы перейти на налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости, — признался Силуанов, — так как понимали, что это приведет к увеличению налогообложения наших граждан. Но мы ведь говорим о справедливости. Квартира в центре Москвы по стоимости БТИ значительно дешевле, чем новостройка на окраине. Кроме того, оценка БТИ не осуществлялась с января 2012 года, и все те имущественные комплексы, которые вводились после этого времени, не имеют стоимости для налогообложения, потому что мы ориентировались на инвентаризационную стоимость объектов».
Для того чтобы снизить болезненность вопроса, по мнению министра финансов РФ, нужно предусмотреть целый ряд переходных положений. В случае если сумма налога по кадастровой стоимости будет значительно превышать уплачиваемую сегодня, Минфин готов предусмотреть переходный период и растянуть его на несколько лет. Сейчас идет настойчивый разговор о сохранении существенных бессрочных налоговых льгот на имущество физических лиц, но распространяемых на один объект. В результате принятых изменений налогового законодательства, по мнению Минфина России, восторжествует справедливость и владельцы торговых и бизнес-центров наконец-то будут платить налог в адекватном их доходам размере.
Необходимость введения законодательного ограничения на многократное увеличение налога на имущество по кадастровой стоимости отметила председатель Счетной палаты РФ Т. А. Голикова. Кроме того, по ее мнению, нужно навести и порядок в учете этих объектов налогообложения. По состоянию на май уровень верификации сведений о кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков, проведенной между ФНС и Росреестром, составлял не более 50%. Государственный кадастр недвижимости, который ведут филиалы Федеральной кадастровой палаты Росреестра, содержит неполную, недостоверную и противоречивую информацию об адресах, площади и стоимости объектов капитального строительства и земельных участков. Об этом свидетельствуют проверки Счетной палаты РФ.
Хочешь льготу — раскройся
В настоящий момент перед Россией, как и перед большинством стан мира, стоит вопрос противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций. Министерством финансов РФ совместно с Федеральной службой по финансовому мониторингу подготовлен Национальный план по противодействию уклонению от уплаты налогов и скрытию бенефициарных собственников. Планируется принятие закона о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний. Будет введено понятие бенефициарного собственника и налогового резидента. Итогом реализации плана станет то, что для применения налоговых льгот и преференций, включая льготные налоговые ставки, предусмотренные международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, условие обеспечения прозрачности совершаемых экономических операций, включая прозрачность внешнеэкономических сделок и раскрытие сведений как о бенефициарных собственниках, так и о бенефициарных получателях облагаемых в России доходов, станет обязательным.
Мораторий на КГН
Необходимо решить вопрос о консолидированных группах налогоплательщиков. Многие регионы отмечают, что большую часть прогнозируемых доходов по налогу на прибыль они не получили именно из-за создания КГН. По данным же ФНС, в целом по КГН консолидированным бюджетом РФ было недополучено 16 миллиардов рублей. И в сравнении с поступившей от консолидированных групп суммой в 470 миллиардов рублей потеря не является значительной. Но, по мнению Голиковой, проект основных направлений налоговой политики не содержит предложений по исключению возможности руководства КГН манипулировать прибылью.
Решить данную проблему можно путем введения в эффективное действие принятого еще два года назад закона о трансфертном ценообразовании. «Тогда внутри групп не будут искусственно создаваться убыточные предприятия», — считает руководитель главного контрольного органа. Силуанов признал, что консолидированные группы создают определенные сложности для регионов и муниципалитетов, которые утратили возможность планировать свои доходы от налога на прибыль. Поэтому стратегическим документом предусмотрено установить порядок раскрытия перед налоговыми органами и органами государственной власти информации о прибыли, убытке, налогооблагаемой базе для каждого участника группы, которые формировались бы у него, не будь он таковым. «Если в результате мы увидим сильные искажения, то будем готовы внести изменения в проекты распределения доходов между регионами», — заверил руководитель Минфина России. Тем не менее, считает Голикова, объявление моратория на создание новых КГН в нынешних условиях было бы целесообразным. «Но окончательное решение по дальнейшей судьбе консолидированных групп принимать рано. Нужно посмотреть, как дальше будет работать эта норма», — отметила руководитель Счетной палаты.
Нет предела совершенству
Руководитель налоговой службы России М. В. Мишустин отметил, что основные направления налоговой политики последних лет предусматривали законодательные изменения, приносящие значительную пользу. В 2013 году налоговыми органами администрировано в доход государства 11,3 триллиона рублей, что в условиях замедления темпов роста ВВП, нулевого темпа роста промышленного производства обеспечило прирост к предыдущему году в 3,4%. Данные четырех месяцев текущего года тоже говорят об увеличении налоговых поступлений. С января по апрель 2014 года в консолидированный бюджет РФ поступило 4,2 триллиона рублей, что почти на 13% больше показателей аналогичного периода 2013 года. Сборы по налогу на прибыль выросли на 10%, по НДС — на 20%, по НДФЛ — на 7,3%, по акцизам — на 9,4%, по НДПИ — на 16%, по имущественным налогам — на 8%.
Откуда что взялось? Глава налоговой службы видит причины в совершенствовании налогового администрирования. Но пределу совершенства нет, и потенциал для повышения эффективности администрирования еще есть. В качестве мер по использованию этого потенциала Мишустин предложил введение в налоговое законодательство понятия «личный кабинет» — этим сервисом налоговой службы пользуются почти 8 миллионов физических лиц. Также он высказался за создание института налогового консультирования, формализацию отношений налогоплательщика и налогового консультанта, для того чтобы помощь последнего стала легитимной, и введение института предварительного налогового разъяснения и контроля.
С. В. МАРТЫНЕНКО