Версия для печати 4004 Материалы по теме
Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ на территории Чеченской Республики
Оценка и анализ регионального налогового потенциала

Усман Абдул-Азиевич РАССУХАНОВ, министр финансов Чеченской Республики, доцент кафедры «Финансы, кредит и страхование» ГГНТУ им. академика М. Д. Миллионщикова, кандидат экономических наук

Алхозур Харонович ЦАКАЕВ, советник министра финансов Чеченской Республики,и. о. заведующего кафедрой «Финансы, кредит и страхование» ГГНТУ им. академика М. Д. Миллионщикова, профессор, доктор экономических наук

По результатам мониторинга, проведенного Министерством финансов РФ, Чеченская Республика, по данным за 2012 год, вошла в группу регионов с надлежащим качеством управления региональными финансами. Региону присвоена II степень качества управления финансами. Вместе с тем Чеченская Республика входит в группу пяти субъектов РФ, нарушивших в 2012 году бюджетное законодательство РФ. Речь идет о нарушении соглашения с Минфином России по увеличению поступления доходов в бюджеты бюджетной системы РФ. Это свидетельствует об актуальности проблемы роста регионального налогового потенциала, влияющего на уровень налоговых доходов консолидированного бюджета республики.

Региональный налоговый потенциал (РНП) представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства на территории региона страны и характеризуется обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами, определяемыми налоговыми базами. РНП позволяет прогнозировать размер доходов бюджета субъекта Федерации и возможности осуществления региональной властью своих функций. Показатель РНП может рассчитываться различными способами, в том числе и как отношение максимально возможных сумм налоговых доходов бюджетной системы страны к валовому региональному продукту (ВРП). На основе анализа величины показателя РНП и его фактического уровня использования возможна выработка решений по оптимизации управления региональной экономикой. Последнее особенно актуально для депрессивных регионов РФ, к числу которых относится и Чеченская Рес­публика. В рамках данной статьи нами предпринята попытка оценки и анализа регионального налогового потенциала субъекта РФ на материалах, лежащих в основе консолидированного бюджета Чеченской Республики.

Доля собственных доходов растет

Налоговые и другие доходы консолидированного бюджета РФ, собранные на территории Чеченской Республики за 2013 год, в совокупности с доходами бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов косвенно свидетельствуют об уровне регионального налогового потенциала (табл. 1). Консолидированный бюджет Чеченской Республики за 2013 год, как и за предыдущие годы десятилетнего периода, характеризуется крайне низким уровнем налоговых и неналоговых доходов. Между тем нельзя не отметить динамику роста их доли в доходах консолидированного бюджета (рис. 1). Так, если в 2004 году доля собственных доходов (налоговые и другие доходы) консолидированного бюджета Чеченской Республики составляла всего 7,11%, то в 2013 году она выросла до 16,88%, то есть более чем в два раза. Между динамикой налоговых и других доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики и динамикой безвозмездных поступлений из федерального бюджета наблюдается определенная зависимость: с ростом темпов увеличения первого показателя снижается темп роста второго показателя (табл. 2).

на разрез рисунок табл1.jpg

В структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики доля налоговых доходов в 2004 году составляла 95,9%, в 2013 году — более 98,6% (табл. 3). Кроме того, если соотношение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2004 году составляло 23:1, то в 2013 году это соотношение составило уже 70:1. Налоговые поступления в консолидированный бюджет Чеченской Республики за рассматриваемый период (2004–2013 годы) выросли в 7,1 раза, а неналоговые доходы выросли всего лишь в 2,3 раза.

таблица 3.jpg


Расчет РНП

Наибольшая доля в налоговых доходах консолидированного бюджета Чеченской Республики за рассматриваемый период приходилась на налоги на прибыль, доходы физических лиц и акцизы (налоги на товары (работы и услуги)), реализуемые на территории РФ (табл. 4). Их доля в налоговых доходах консолидированного бюджета республики в течение 2004–2013 годов колебалась от 77,7% (в 2004 году) до 95,3% (в 2010 году).

таблица 4,5.jpg

Рост налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ обеспечивается за счет наращивания регионального налогового потенциала. Показатель регионального налогового потенциала представляет собой максимальные налоговые поступления в бюджетную систему страны на территории данного региона, оцениваемые по ставкам и общему налоговому режиму в соответствии с действующим налоговым законодательством.

В экономической литературе имеются различные методы прямой и косвенной оценки регионального налогового потенциала. Нами предлагается рассчитывать величину налогового потенциала субъекта РФ на основе корректировки налоговых поступлений в бюджетную систему РФ на территории этого региона с использованием специального корректировочного коэффициента. В таблице 5 представлена оценка налогового потенциала за 2006–2010 годы, основанная на данных Росстата и ФНС РФ. Можно отметить, что за рассматриваемый пятилетний период налоговый потенциал Чеченской Республики удвоился — с 7,842 миллиарда рублей до 14,355 миллиарда рублей. Налоговые доходы в структуре доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики за этот же срок увеличились с 3,477 миллиарда рублей до 8,453 миллиарда рублей, или в 2,4 раза, то есть каждый 1% приращения РНП позволял увеличивать на 1,2% налоговые доходы в консолидированный бюджет региона.

Согласно предлагаемой нами количественной методике оценки налоговый потенциал Чеченской Респуб­лики в 2006 году составлял порядка 8 миллиардов рублей, а в 2011 году — 18,6 миллиарда рублей. Если пропорции 2011 года по расчету налогового потенциала республики перенести на последующие годы, то в 2012 году он составит порядка 21,7 миллиарда рублей (1,92×11,3 миллиарда рублей), в 2013 году — более 23,2 миллиарда рублей (1,92×12,1). Доля безвозмездной помощи федерального бюджета консолидированному бюджету Чеченской Республики за период 2006–2010 годов снизилась лишь на 2,21%, то есть с 88,82% в 2006 году до 86,61% в 2010 году. А за период 2004–2012 годов эта доля уменьшилась на 7,77% — с 92,89% в 2004 году до 85,12% в 2012 году. Эти данные свидетельствуют о слабости налогового потенциала Чеченской Респуб­лики.

Нужна концепция

В Чеченской Республике сохраняется один из самых высоких по субъектам РФ уровень разбалансированности расходных и доходных полномочий. Их выравнивание осуществляется за счет безвозмездных поступлений от  федерального бюджета

В заключение можно обозначить следующие проблемы региона:

  • в Чеченской Республике сохраняется один из самых высоких по субъектам РФ уровень разбалансированности расходных и доходных полномочий;
  • выравнивание расходных и доходных полномочий республиканской и муниципальной власти осуществляется за счет безвозмездных поступлений от федерального бюджета;
  • дефицит консолидированного бюджета республики покрывается за счет бюджетного кредита, предоставляемого федеральным бюджетом;
  • сохраняется динамика снижения доли неналоговых доходов в структуре доходов консолидированного бюджета республики;
  • налоговые доходы консолидированного бюджета Чеченской Республики обеспечивались преимущественно за счет налога на доходы физических лиц, акцизов и отчасти налога на прибыль;
  • заметно отставание в динамике роста налогов на имущество в сравнении со средним уровнем по регионам СКФО и в целом по субъектам РФ;
  • низкий уровень эффективности использования государственной и муниципальной собственности на территории Чеченской Республики.
  • Для решения этих проблем необходима научно обоснованная концепция роста регионального налогового потенциала, основанная на инвестиционной стратегии и модели экономического роста Чеченской Республики.

Поделиться