В начале ХХ века существенную роль в студенческом бюджете играли государственные (казенные), общественные и частные стипендии, а также всевозможные формы вспомоществования в виде единовременных пособий, освобождения от выплат в пользу учебных заведений (полное, частичное). Государственная высшая школа предоставляла своим студентам широкий спектр разностатусных стипендий. Доминирующими среди них были казенные стипендии, финансировавшиеся Государственным казначейством. Количество таковых в каждом учебном заведении, за исключением университетов, строго дозировалось их уставами.
Казенные стипендии учреждались различными ведомствами. Получение государственной стипендии накладывало на ее получателя обязательство за каждый стипендиальный год прослужить определенный срок на государственной службе «по назначению», или, выражаясь современным языком, по распределению. Например, для студентов университета срок составлял 1,5 года. Желающие освободиться от этой повинности, обязаны были вернуть в казну всю полученную сумму сполна. Кроме того, ведомства зорко следили за успехами своих стипендиатов.
Своих стипендиатов в высшей школе имели губернские земства и органы городского самоуправления. Это были так называемые возвратные стипендии, погашаемые стипендиатом после окончания учебы посредством ежемесячной платы из расчета 30% месячного оклада. Чтобы он не забыл о своем денежном долге, как бывало, видимо, нередко, в дипломе и прочих документах, выдаваемых выпускнику высшего учебного заведения, с 1914 года делалась специальная запись-напоминание для сведения учреждениям о необходимости должных отчислений кредиторам.
Заметную роль в формировании студенческого бюджета играли общества вспомоществования «недостаточным» (нуждающимся) студентам. Организованные по единому образцу, они действовали фактически во всех высших учебных заведениях. Это были общественные организации, учреждаемые профессорами учебных заведений. В них добровольно объединялись лица, считавшие своим гражданским долгом содействовать делу улучшения материально-бытового благополучия студентов. Средства обществ вспомоществования складывались из довольно существенных членских взносов, процентов от пожертвованных или завещанных денежных сумм и вещественных ценностей, возвратных беспроцентных ссуд, доходов от процентных бумаг, капиталов и недвижимости, поступлений от организуемых обществами литературных чтений, публичных лекций, концертов. Фактически это были филантропические финансово-кредитные учреждения, которые по мере накопления капиталов обращали их в ценные, гарантированные правительством процентные бумаги, хранившиеся в учреждениях государственного банка, в сберегательных кассах и казначействах. Общества вспомоществования состояли под контролем Министерства внутренних дел, куда через градоначальников предоставлялись их уставы (на утверждение) и «краткие выборки» из годовых отчетов.
Справка
Когда во время освобождения нидерландских провинций закончилась драматическая борьба Лейдена с армией Альбы и гезы вошли в затопленный город, Вильгельм Оранский предложил городу на выбор какой-нибудь подарок — например, освобождение от налогов на длительное время. Горожане отказались, вместо этого они попросили создать в их городе университет. 400 лет спустя аналогичная история случилась и в нашей стране. Когда Алтайский край собрал невиданно большой урожай и генсек ЦК КПСС приехал вручить орден, он спросил первого секретаря крайкома, а что, собственно, надо региону: мост, завод... Первый секретарь ответил: «Университет!» |
Главной обязанностью таких обществ была помощь «недостаточным» студентам: внесение платы за обучение; единовременные и постоянные (в виде стипендий) пособия; содействие удешевлению жизни студентов посредством учреждения для них дешевых столовых, общежитий, библиотек; помощь в поиске заработков; обеспечение врачебной помощью. Суммарные ежегодные расходы общества составляли по тем временам внушительные суммы.
Естественно, наиболее желаемыми для студентов являлись различные денежные пособия. Нередко это были беспроцентные ссуды, возвращаемые по истечении определенного срока. Например, в течение двух лет. Должнику не выдавался диплом до погашения долга. Со злостных должников сумма могла быть взыскана через суд. Проблема возвращения долгов была животрепещущей для всех без исключения обществ вспомоществования нуждающимся студентам. В 1908 году одно из них опубликовало список своих неплательщиков за
Е. В. СУМАРОКОВА