XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года
Версия для печати 2071 Материалы по теме
Татьяна Александровна КАСТОРНОВА, первый заместитель заведующего кафедрой «Финансовое право» Финансового университета при Правительстве РФ, доцент, кандидат экономических наук
Cтрахование пенсионных накоплений

В настоящее время реализуется активная стадия реформы системы обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, в том числе в части разрешения вопроса о государственных гарантиях, направленных на обеспечение обязательств по выплате средств пенсионных накоплений в виде предусмотренных законодательством РФ пенсионных выплат застрахованным лицам. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ страховщиками по обязательному пенсионному страхованию помимо Пенсионного фонда РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Датой рождения системы негосударственного пенсионного обеспечения можно считать 16 сентября 1992 года (Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 года № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах»). Начиная с 2003 года негосударственные пенсионные фонды получили возможность осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщиков. Осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию связано с аккумулированием, формированием и использованием накопительного элемента системы обязательного пенсионного страхования, а именно:

  • аккумулированием денежных средств (страховых взносов);
  • формированием средств пенсионных накоплений;
  • организацией инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • осуществлением выплат накопительной части трудовой пенсии и иных видов выплат за счет средств пенсионных накоплений.

В связи с необходимостью регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, совершенствованием пенсионного законодательства, в том числе направленного на обеспечение обязательств перед застрахованными лицами, был принят ряд необходимых нормативных правовых актов. Для обеспечения возможности дополнительного финансирования накопительной части трудовой пенсии был принят Федеральный закон от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ3, позволяющий уплачивать на добровольной основе дополнительные страховые взносы как застрахованными лицами самостоятельно, так и работодателем. Кроме того, указанный федеральный закон установил государственную систему софинансирования накопительной части трудовой пенсии на паритетных началах. Для организации порядка осуществления выплат средств пенсионных накоплений застрахованным лицам был принят Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ4, определяющий виды выплат за счет средств пенсионных накоплений, порядок их финансирования, назначения и выплаты.

Вопрос обеспечения исполнения обязательств перед застрахованными лицами и вопрос сохранности средств пенсионных накоплений тесно связан с особенностями организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов, а также с особенностями осуществления фондами своей деятельности. Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75‑ФЗ5 (в редакции от 23 июля 2013 года) установлено:

  • негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию;
  • собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда (ИОУД), а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.

Смена организационно-правовой формы НПФ

Проведение реформы характеризуется комплексом мер, направленных на защиту прав застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений:

смена организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов с некоммерческих организаций на акционерные общества (акционерные пенсионные фонды);

участие негосударственных пенсионных фондов в системе гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений.

При этом первая из названных мер в рамках реформы предшествует второй — участвовать в системе гарантирования прав застрахованных лиц имеет право только акционерный пенсионный фонд.

Реализация смены организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов осуществляется на основании и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ6. Указанный федеральный закон устанавливает ряд новых условий и ограничений, связанных с организационно-правовой формой негосударственного пенсионного фонда, порядком и сроками осуществления реорганизации фондов, условиями распределения акций среди учредителей.

Так, закон определяет, что все негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, подлежат обязательной реорганизации в акционерные общества в срок до 1 января 2016 года. Создание негосударственного пенсионного фонда путем учреждения стало возможным только в организационно-правовой форме акционерного общества. При этом Федеральным законом № 410-ФЗ установлен ряд ограничений в отношении некоторых форм осуществления реорганизации юридического лица. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 410-ФЗ со дня вступления в силу указанного федерального закона реорганизация негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, допускается только:

  • путем их присоединения, преобразования в акционерные пенсионные фонды;
  • путем выделения некоммерческого пенсионного фонда с одновременным его преобразованием в акционерный пенсионный фонд.

Таким образом, с 1 января 2014 года (дата вступления в силу Федерального закона № 410-ФЗ) реорганизация негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями, в форме слияния и разделения запрещена. Также, исходя из вышеизложенной нормы, не допускается осуществление реорганизации негосударственного пенсионного фонда в форме присоединения и выделения без последующего преобразования в акционерное общество.

Планируемая смена организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов с некоммерческих организаций (фондов) на акционерные общества (акционерные пенсионные фонды) должна привести к сокращению количества участников пенсионного рынка и мотивировать НПФ к эффективной работе, а также способствовать повышению уровня корпоративного управления в негосударственных пенсионных фондах, улучшению качества профессионального управления при организации инвестирования средств пенсионных накоплений, повышению уровня открытости негосударственных пенсионных фондов, что в конечном итоге приведет к формированию у застрахованных лиц наиболее полного представления о деятельности фонда.

Гарантирование прав застрахованных

До принятия федерального закона о гарантировании прав застрахованных лиц и изменений в законодательстве о негосударственных пенсионных фондах  гарантирование средств пенсионных накоплений фактически обеспечивалось всем принадлежащим НПФ имуществом. Одной из проблем формирования средств пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах являлось отсутствие системы гарантирования прав застрахованных лиц на получение своих накоплений. В случае осуществления НПФ действий (бездействия), в том числе незаконных, приведших к утере (растрате) средств пенсионных накоплений, застрахованное лицо рисковало не получить свои накопления.

Колличество НПФ.jpg

Порядок участия негосударственных пенсионных фондов в системе гарантирования прав застрахованных лиц предусмотрен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ. Система гарантирования прав застрахованных лиц предполагает создание фонда гарантирования пенсионных накоплений и использование такого фонда для осуществления гарантийного возмещения при возникновении гарантийного случая (недостаточности средств пенсионных накоплений для осуществления выплаты застрахованному лицу). Гарантийные случаи разделены на стадию накопления средств и стадию реализации права на выплаты за счет средств пенсионных накоплений. Отдельно установлены гарантийные случаи в отношении средств материнского (семейного) капитала.

Участие в системе гарантирования прав застрахованных лиц является обязательным условием для осуществления негосударственными пенсионными фондами деятельности по обязательному пенсионному страхованию. Так, негосударственный пенсионный фонд, не прошедший установленную Федеральным законом № 410-ФЗ проверку на соответствие требованиям для участия в системе гарантирования прав застрахованных лиц, обязан передать средства пенсионных накоплений обратно в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, проводимая реформа для защиты прав застрахованных лиц, в том числе лиц, направивших материнский (семейный) капитал на формирование накопительной части трудовой пенсии, предполагает обязательную реорганизацию негосударственных пенсионных фондов в акционерные общества с последующим обязательным участием в системе гарантирования прав застрахованных лиц.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно