Версия для печати 2146 Материалы по теме
Игорь Николаевич ШАПКИН, заведующий кафедрой «Экономическая история и история экономических учений» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор
Экономика и финансы  в годы Великой войны

Первую мировую войну 1914–1918 годов современники называли Второй Отечественной и Великой войной. Фронт на Востоке пролегал от Балтики до Черного моря. Военные действия такого масштаба потребовали кардинальной перестройки экономики, максимальной отдачи сил и мобилизации всех ресурсов. Знаменитый лозунг «Все для фронта, все для победы!» родился именно в 1914 году.

После поражения в русско-японской войне (1905 год) в России была принята программа перевооружения армии, которую предполагалось завершить в 1917 году. Основную часть снаряжения производили казенные предприятия. Частный бизнес привлекался к выполнению определенных работ через систему государственных заказов. Армия имела достаточный запас вооружения лишь для ведения непродолжительной войны. Как и в других странах, считалось, что функция промышленности в случае войны будет состоять в выполнении ремонта материальной части и изготовлении боеприпасов. Поэтому решающим фактором успеха в новых условиях явилось умение использовать имеющиеся ресурсы для расширения производства.

По численности вооруженных сил Россия находилась на первом месте в мире — 1,4 миллиона человек (армия мирного времени). Однако по таким важным качественным показателям, как количество солдат в строю и в запасе на тысячу жителей (7,5/8,2), она уступала Франции (10,1/25,0), Германии (10,0/12,5) и Австро-Венгрии (7,6/16,6). По величине военных расходов без скрытых статей финансирования Россия с 826 миллионами рублей занимала второе место в мире после Германии (925 миллионов рублей). По уровню затрат на содержание одного военнослужащего (590 рублей в год) опережала Японию (390 рублей) и Италию (566 рублей), но в два раза уступала Германии, в 1,2 раза — Франции, в три раза — Великобритании и в 4,8 раза — США.

Недостаток средств для модернизации русской армии сказывался на уровне ее технического обеспечения даже по штатам мирного времени. Если по оснащенности артиллерией она находилась на среднемировом уровне (7,9 тысячи орудий, 22,5% общемирового парка), то по количеству пулеметов (4,1 тысячи) имела вдвое меньшие показатели, чем среднемировые, а германской армии уступала втрое. Даже винтовок (5 миллионов штук) не хватало в случае полной мобилизации 7 миллионов военнообязанных первой очереди.

Особые методы

В военных условиях потребовалось реорганизовать систему управления. Однако лишь поражение в летней кампании 1915 года, проигранной из-за острого дефицита оружия и бое­припасов, заставило власть действовать. 10 августа 1915 года было создано Особое совещание по обороне, принявшее от военного министерства ответственность за производство во­оружения. Помимо чиновников и генералитета в него входили общественные деятели и промышленники. Председатель Особого совещания по обороне военный министр А. А. Поливанов был наделен широкими, почти диктаторскими полномочиями в вопросах организации военной экономики. Стали создаваться местные органы Особого совещания по обороне — заводские совещания, по одному на несколько губерний.

Правительство также создало особые совещания под председательством отдельных отраслевых министров, под­отчетных только царю. Но лишь 28 июня 1916 года Николай II дал «высочайшее указание» о необходимости согласования деятельности всех ведомств, в том числе особых совещаний, с председателем Совета министров. Новые органы получили право требовать от частных предприятий принятия военных заказов и отчетов по их выполнению; отстранять директоров и управляющих государственных и частных предприятий, ревизовать торговые и промышленные предприятия всех видов и секторов.

Правительством при создании системы регулирования экономики использовались такие методы, как закрытие предприятий подданных враждебных государств, принудительное объединение (по подобию трестов) и перепрофилирование промышленных предприятий, реквизиции и частичная национализация (секвестр). В 1915–1916 годах был осуществлен секвестр 94 предприятий военной промышленности в целях повышения обороноспособности страны. В октябре 1915 года, например, было принято решение о секвестре Путиловского завода. Его собственник А. И. Путилов прибег к помощи Г. Е. Распутина, внушившего царю, что секвестр налагать не следует. Однако в феврале 1916 года Особое совещание все же секвестрировало Путиловский завод. Эти мероприятия можно рассматривать как прелюдию к масштабной большевистской национализации промышленности.

Уральские немцы

Недостаток в квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадрах также обострился в годы войны. Возвращение из армии рабочих в России не приняло таких масштабов, как в Германии или во Франции. Русским предпринимателям удалось лишь добиться отсрочки от призыва 400 тысяч квалифицированных рабочих. В России, как и во всех воевавших странах, возросло использование в промышленности труда женщин и подростков. Предметом специального обсуждения правительства стал вопрос о привлечении в порядке вольного найма иностранной рабочей силы. Совет министров ограничился резолюцией, отменявшей для иностранцев некоторые паспортные формальности и предлагавшей промышленникам самим вербовать кадры.

Нехватка рабочей силы заставила прибегнуть к труду военнопленных. Если на 1 октября 1915 года их количество в сфере промышленного производства составляло 100 тысяч человек, то на 1 октября 1916 года оно достигло 220 тысяч. Пополнение промышленности подобным образом привело к тому, что на некоторых предприятиях Урала работало больше пленных, чем русских. Другой существенной особенностью трудовых отношений в России, как и в Германии, в годы войны было широкое использование мер неэкономического принуждения к труду. К 1916 году по всей стране распространились принудительные формы вербовки рабочей силы, закрепление рабочих за конкретными предприятиями, широкое использование ночных и сверхурочных работ, запрет забастовок. Правда, эффект от этих мер был незначительным.

Даешь план!

Система централизованного материально-технического снабжения, установленная объединениями (трестами) для своих заводов, была не только выгодна для предпринимателей, но и необходима для производства. Основным же стимулом вовлечения предприятий в объединения являлась выдача им крупных заказов на длительный срок по ценам, обеспечивавшим получение больших авансов и устойчивой прибыли.

В условиях позиционной (окопной) войны с 1915 года возрос спрос на снаряды и колючую проволоку. Для обеспечения заводов сырьем и топливом потребовалось изменить систему управления производством — в частности, перейти к плановому способу ведения хозяйства. План для объединения по производству снарядов разрабатывался на каждый год исходя из полученных заказов. План производства колючей проволоки был разработан на весь период войны. Организация работ способствовала резкому увеличению выработки, освоению новой технологии большим числом предприятий, созданию необходимого оборудования, росту квалифицированных кадров. В октябре 1915 года было произведено 90 тысяч снарядов, в январе 1916 года уже 191,4 тысячи, а начиная с августа 1916 года ежемесячный выпуск трехдюймовых снарядов стал превышать 700 тысяч штук.

После отступления русской армии заводы, расположенные в Польше, были захвачены противником, а заводы Рижского района — эвакуированы. Падение вследствие этого производства серной кислоты грозило сокращением выпуска взрывчатых веществ. Именно тогда началась реконструкция старых и строительство новых серно-кислотных заводов. За время войны были расширены 15 уже имевшихся предприятий, переоборудовано четыре завода, ранее не имевших серно-кислотных производств, построено девять новых предприятий. Ежемесячное производство серной кислоты к сентябрю 1916 года составило около 1,9 миллиона пудов, превысив довоенный уровень. Так закладывалась будущая основа советской нефтехимической промышленности.

Автомобиль — не роскошь

Первые же месяцы войны показали важность автомобильного транспорта. Так, в мае 1915 года в Галиции и в декабре того же года в боях на Стыри п­обеды русской армии во многом были обеспечены своевременным подво­зом подкрепления и боеприпасов. Мобилизация автотранспорта дала чуть более 4 тысяч автомобилей, что было явно недостаточно. По расчетам Главного военно-технического управления, потребность в автотранспорте определялась в более чем 24,5 тысячи штук. Поэтому правительство разработало программу создания отечественной автомобильной промышленности. 18 февраля 1916 года заключаются контракты о постройке автозаводов с Русско-Балтийским вагонным заводом, компаниями «Аксай» и «Русский Рено», торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и К», акционерным обществом воздухоплавания В. А. Лебедева. Все они получали статус оборонных предприятий.

Устанавливались жесткие сроки строительства. К концу 1916 года ежегодно армия должна была получать по 4–5 тысяч машин. Для наблюдения за строительством и оборудованием предприятий учредили специальное Делопроизводство по автомобильным заводам. Кроме того, не желая отдавать в руки частных лиц выгодное дело, правительство дополнило автомобильную программу пунктом о постройке казенного завода. Выгодный проект вызвал огромный интерес у иностранных фирм. Власти остановили выбор на Британском инженерном акционерном обществе («Бекос»), и летом 1916 года близ станции Мытищи оно приступило к строительству завода военных «самоходов». К весне 1917 года основные строительные работы завершились, началась установка оборудования.

Самый крупный автозавод строил в Москве торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и К. Автомобильный московский завод». Здесь разработали собственную модель автомобиля на базе итальянского «Фиата». В январе 1917 года машина получила одобрение со стороны Технической комиссии Российского автомобильного общества. Но только через семь лет, уже в советское время, с завода вышел первый автомобиль, известный как полуторка.

Примером наиболее успешного ведения дела стало строительство завода легковых, грузовых и санитарных машин в Ярославле. Его возведение было поручено инженеру и предпринимателю из Петербурга В. А. Лебедеву. Смета расходов определялась в 14 миллионов рублей, из которых 3 миллиона выделяла компания, а остальные — государство. Ежегодное производство устанавливалось в 1,2–1,5 тысячи машин. Для закупки оборудования и обучения в Англии побывала группа инженеров и техников. Большую заботу о предприятии проявило военное ведомство, направившее на строительство большую партию военнопленных, вместе с которыми трудилось несколько десятков вольнонаемных китайцев.

В начале октября 1916 года основные строительные работы в Ярославле завершились. Журнал «Автомобиль» писал тогда о цехах «небывалых еще в России размеров», о будущих русских автомобилях «Лебедь». 7 октября состоялось торжественное открытие автозавода. По случаю праздника служащие были премированы месячным окладом, рабочие и пленные получили улучшенный обед, а китайцы — по фунту риса и рыбы. К началу 1917 года завершилась подготовка к оборудованию основного корпуса, а в трех временных мастерских работы шли полным ходом: было произведено более 200 кабин и кузовов для полуторатонных санитарных автомобилей. К июлю 1917 года построили 90% зданий, намеченных по проекту, 25% оборудования находилось на месте.

Битвы в долг

Ни одно из государств мира не имело опыта управления финансами в условиях долгой войны. В России расходы на военные цели только за вторую половину 1914 года составили 2,5 миллиарда золотых рублей. Примерно такую же сумму страна потратила на всю войну с Японией. Один день войны оценивался в 1914 году в 16,3 миллиона рублей, а в 1917 году — уже в 55,6 миллиона рублей. Для Германии он стоил в 1914 году 18 миллионов руб­лей, а в 1918 году — 73 миллиона рублей, для Франции — соответственно 18 и 60 миллионов рублей, для Англии — 17,5 и 78,5 миллиона рублей.

Вырос государственный долг: примерно с 9 миллиардов рублей в довоенное время до почти 40 миллиардов в начале 1917 года. По этому пути шли и все остальные воюющие страны. Например, во Франции внутренние займы в пересчете на русскую валюту составили 8,5 миллиарда рублей, а в Англии даже 21 миллиард рублей по довоенному курсу. На 16 июля 1914 года в России кредитные билеты были обес­печены золотом на 98,2%, на 1 марта 1917 года — на 14,8%, а к 23 октября 1917 года — на 6,8%. С середины 1914 до начала 1917 года объем бумажной денежной массы вырос с 2 до 9 миллиардов рублей (в 4,5 раза). В странах Антанты размер денежной массы не повысился в таких масштабах, как в России. Во Франции количество денег за время войны увеличилось в 3,5 раза, в Англии оно вообще существенно не выросло.

С августа 1914 по февраль 1917 года было потрачено девять годовых мирных бюджетов. Причем 4/5 потребностей покрывалось за счет внутренних источников, в основном экстренных финансовых мер — внутренних так называемых военных займов и эмиссии. Начав войну с дефицитным бюджетом, царское правительство затем смогло выйти на стабильный уровень профицитного бюджета. Символом стабильности русских финансов являлся министр финансов П. Л. Барк. Он занял свой пост в начале 1914 года и оставался на нем вплоть до февраля 1917-го. Развал финансовой системы спровоцировало Временное правительство: с марта по октябрь 1917 года было напечатано денег на 6,5 миллиарда рублей, тогда как за предыдущие годы войны немногим больше 7,5 миллиарда. Инфляция резко подскочила, покупательная способность рубля к октябрю 1917 года упала до 6–7 довоенных копеек.

Фактически монопольным зарубежным кредитором России и главным посредником по размещению ее военных заказов за границей стала Англия. Долги перед ней составили 5,1 миллиарда рублей (перед Францией — 1,34 миллиарда рублей). В залог под кредиты в эти страны было вывезено российского золота на сумму около 684 миллионов рублей.

Безалкогольный бюджет

В России до Первой мировой вой­ны налоги были самыми низкими в мире. Общая их сумма на одного жителя была более чем вдвое меньше, нежели в Австрии, Франции и Германии, и более чем в четыре раза меньше, чем в Англии. В структуре налоговых доходов российского бюджета до 80% составляли косвенные налоги, включавшие акцизы и пошлины. При этом надо отметить, что доходы казны от акцизного и таможенного обложения в предвоенное десятилетие неизменно возрастали.

В конце августа 1914 года в виде личного распоряжения Николая II был издан запрет на продажу спирта, вина и водочных изделий для местного потребления на всей территории страны до окончания войны. Так казна лишилась важного источника доходов. Одновременно произошло уменьшение таможенных сборов, которые в среднем давали 10–11% всех доходов бюджета. Таким образом, только по двум бюджетным источникам возник недобор в сумме около миллиарда рублей.

Сократились и прямые налоги. Крестьянство, пославшее своих кормильцев на фронт, уже не могло оставаться исправным плательщиком прямых налогов. Министерству финансов пришлось дать податной инспекции на местах указания, что к домохозяйствам, в которых работники призваны в действующую армию, не следует предъявлять непосильные требования, а нужно давать им льготы. Налоговые льготы следовало предоставить четверти крестьянских дворов. Это тоже способствовало бюджетному кризису. Кстати, в 1916 году впервые в России был введен подоходный налог. Однако все попытки повысить уровень налогообложения дали для бюджета примерно миллиард рублей — по сравнению с общими военными расходами сумму совершенно незначительную.

Паек, разверстка, монополия

Вопрос о том, чем и как кормить многомиллионную армию, со всей остротой встал перед властями империи к концу первого года войны. 31 мая 1916 года был принят закон о сокращении потребления мяса и продаже мясных продуктов (говядины, баранины, свинины) только четыре дня в неделю (со вторника по пятницу). Это позволяло экономить в год примерно 984 тысячи тонн, то есть 75% прежнего общего годового потреб­ления всем населением страны. В декабре того же года МВД признало необходимость разверстки (обязательной сдачи государству по твердым ценам) крупного рогатого скота.

В 1916 году в ряде крупных городов была введена карточная система распределения хлеба, мяса и сахара. При Временном правительстве она стала повсеместной и распространилась на все продовольственные продукты. Со временем нормы выдачи продовольствия по карточкам уменьшались. В августе 1917 года в Петрограде и Москве хлебный паек был сокращен с 3/4 до 1/2 фунта хлеба в день.

Оказавшись перед лицом уменьшающейся товарности деревни, царское правительство в ноябре 1916 года решилось ввести на территории 31 губернии принудительную хлебную разверстку. Таким путем предполагалось получить около 700 миллионов пудов хлеба. Однако удалось заготовить только 305 миллионов пудов. Из-за проблем с железнодорожным транспортом лишь 62% этого объема было вывезено из деревни.

Временное правительство в марте 1917 года издало закон о введении хлебной монополии. Все излишки хлеба должны были сдаваться по твердым ценам государственным продовольственным органам, а частная заготовка и торговля запрещались. Хлебные заготовки приобрели характер военных действий против крестьян. Но в результате продовольственный паек рабочего в России упал не так резко, как в Германии, и составил к уровню 1913 года: в 1914–1915 годах — 74,7%, в 1915–1916 годах — 55,6%, в 1916–1917 годах — 47,4%.

Такие разные итоги

Война приняла затяжной позиционный характер, в силу чего русская армия несла большие потери. К началу 1917 года Россия потеряла убитыми 2 миллиона человек, ранеными — около 5 миллионов, пленными — 2 миллиона человек. Война поглотила до 25% национального достояния. Если в 1913 году военная промышленность выпускала продукции на 49,6 миллиона рублей (26,2% от общей годовой выработки), то в 1916 году — на 327,4 миллиона рублей (65,6% от общей годовой выработки).

В годы войны объем промышленного производства вырос на 22%. К 1916 году промышленность пол­ностью перестроилась, была реализована довоенная программа по вооружению. Тяжелая промышленность увеличила выпуск продукции в три раза. Появились первые образцы автомобилей, броневиков, самолетов. Были созданы отечественная электротехника и радиопромышленность. Валовой доход в крупной индустрии, связанной с производством вооружений, возрос почти на 300%.

Производительность труда тоже существенно выросла, и прежде всего в сфере военного производства. В целом по экономике она при пересчете на одного рабочего увеличилась к уровню 1913 года на 27,4%, а в сфере производства вооружений — на 75,7%. Война ускорила многие процессы в развитии отечественной промышленности. Заметно увеличилась концентрация производства. На крупных оборонных предприятиях трудилась подавляющая масса рабочих. Усилилась роль отечественных банков, потеснивших иностранные кредитные учреждения.

Вообще, подводя итоги, можно сказать, что до февраля 1917 года, несмотря на финансовые и другие трудности, власть удерживала экономику от резкого спада или коллапса. После революции Временное правительство ввергло страну в финансовый крах и подтолкнуло ее к октябрьскому перевороту.

Поделиться