Крупный бизнес сплотился впервые с 2003 года, чтобы выразить несогласие с государством, считает журнал «КоммерсантЪ-Деньги». Недовольство бизнесменов, направивших письмо в правительство, вызвал
ФАС предлагает слегка поправить закон о защите конкуренции и распространить правила, регулирующие работу естественных монополий, на все доминирующие на рынке компании.
«Глобальное изменение состоит в том, что условия работы субъектов с долей более 70% на рынках, находящихся в свободном плавании, также начнут регулироваться государством», — отмечает старший юрист бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Евгений Большаков. Хотя в силу особенностей рынков у таких компаний в любой момент могут появиться конкуренты. Что и делает распространение этой нормы крайне спорным.
Крупные бизнесмены считают, что предложение противоречит Конституции и экономической логике и ведет от рыночной экономики к государственному регулированию, а также к уменьшению выручки компаний и налоговых поступлений в бюджет.
По оценке Высшей школы экономики, у 113 компаний и восьми холдингов доля рынка выше 65%. А где 65%, там и 70%, тем более что методика оценки ФАС всегда вызывала у компаний вопросы.
В ФАС, в свою очередь, утверждают, что речь пойдет о единичных случаях. «Поправка не будет автоматически применяться ко всем. Она предусматривает наделение правительства правом утверждать правила недискриминационного доступа только в том случае, если компания совершила нарушение законодательства, используя свое монопольное положение», — говорит начальник правового управления службы Сергей Пузыревский.
Чтобы подпасть под действие новых правил, компании будет достаточно одного нарушения, говорит бизнес. В ФАС же утверждают, что для таких решений будет выработана особая процедура: каждый случай будет рассматриваться отдельно, решение будет приниматься в правительстве и только после анализа последствий для рынка и потребителей.
Понятно, что уверения власти вряд ли может успокоить бизнес. В российских реалиях неизвестно, что хуже, автоматическое применение жестких правил для всех или выборочное для отдельных компаний.
К этому стоит добавить, что цена вопроса ни для компаний, ни для потребителей, ни для бюджета пока неизвестна. В письме бизнесмены оценивают убытки от введения новых правил только на рынке минеральных удобрений в 15 млрд. рублей. В ФАС финансовый вопрос рассматривают в другой плоскости. «Если убытки компаний будут связаны с устранением сверхдоходов, получаемых за счет монополии, то тут ничего страшного нет», — считает Пузыревский.
По мнению Вадима Новикова из РАНХиГС, «регулирование может принести намного больше проблем. В России в регулируемых секторах потребители чувствуют себя хуже всего». Ему неизвестны зарубежные примеры распространения правил для естественных монополий на доминирующие на рынке компании. На самом деле даже включение в список естественных монополий не является показанием для введения регулирования. Статус естественной монополии означает только то, что ситуация не оптимальна для потребителя, считает он.