Версия для печати 3019 Материалы по теме
В отношении экономики Чеченской Республики наиболее актуальными, являются семь кластеров
Кластеризация экономики – основа роста регионального налогового потенциала

Статья посвящена проблеме формирования реалистичной для субъекта РФ стратегии роста регионального налогового потенциала. В качестве подхода, дополняющего и адаптирующего принятую и реализуемую в регионе промышленную политику, предложена кластеризация экономики. На материалах Чеченской Республики обоснована необходимость развития кластеров в реальном секторе и финансовой инфраструктуры региональной экономики.

Усман Абдул-Азиевич РАССУХАНОВ, министр финансов Чеченской Республики, доцент кафедры «Финансы, кредит и страхование» ГГНТУ им. академика М. Д. Миллионщикова, кандидат экономических наук

Алхозур Харонович ЦАКАЕВ, советник министра финансов Чеченской Республики, профессор, и. о. заведующего кафедрой «Финансы, кредит и страхование» ГГНТУ им. академика М. Д. Миллионщикова, доктор экономических наук

Инвестиции и инвестиционная стратегия развития субъекта РФ, на наш взгляд, должны концентрироваться на обеспечении максимально возможной положительной динамики показателей, определяющих налоговые базы по ключевым для региона налогам. Проведенные нами исследования, опубликованные в прошлом номере журнала «Бюджет», показали необходимость роста капитальных вложений в производственные объекты Чеченской Республики, дающие больший синергетический экономический эффект. В качестве таких (реперных) точек роста экономики и налогового потенциала Чеченской

Республики, ранжированных по приоритетности, были выделены шесть комплексов реального сектора экономики и финансовая инфраструктура региональной экономики.

В Инвестиционной стратегии развития Чеченской Республики на период до 2025 года, принятой и одобренной региональным правительством1, нашли отражение предложенные нами направления развития экономики рес­публики. К сожалению, разработчик Инвестиционной стратегии лишь продекларировал их как базовые направления развития экономики, а все мероприятия по обеспечению утроения ВРП и налоговых доходов за рассматриваемый десятилетний период сконцентрировал на развитии малого бизнеса в отраслях сельского хозяйства, сетевой торговли и туризма.

Это практически нереально, так как Российская Федерация с имеющимися у нее производственными ресурсами и положительной динамикой цен на углеводородное сырье смогла удвоить ВВП лишь к 2012 году, то есть за 12 лет. У субъекта РФ, получающего безвозмездную помощь из федерального бюджета до 85% доходов консолидированного бюджета региона, нет никаких шансов утроить ВРП за счет развития убыточного сельского хозяйства, сетевой торговли и туризма. Необходимы конкретные меры, позволяющие, с одной стороны, возродить традиционные для Чеченской Республики отрасли промышленности, а с другой — реально решить проблему занятости населения (самой низкой по субъектам РФ) и снять обостряющуюся социальную напряженность в регионе.

В целях активации работы по увеличению регионального налогового потенциала предлагается применить в дополнение к традиционной промышленной политике кластерную политику. В отношении экономики Чеченской Республики наиболее актуальными, на наш взгляд, являются семь кластеров.

Нефтегазохимический кластер

Нефтегазохимия все больше претендует на роль одного из драйверов роста российской экономики, а следовательно, может стать таковым и в экономике Чеченской Республики. Кроме того, как было отмечено на совещании по вопросам развития нефтехимической отрасли2, которое Президент России В. В. Путин провел в Тобольске 15 октября 2013 года, сегодня российское государство готово стимулировать рост внутреннего спроса на нефтехимическую продукцию.

Нефтегазохимический кластер играл очень большую роль в экономике Чечено-Ингушской Республики в советские годы и в начале 90-х годов, и сегодня Чеченская Республика располагает всеми факторами конкурентного развития нефтегазохимического кластера. Это и запасы углеводородного сырья (их наращивание зависит от геолого-разведочных и буровых работ), и значительные незанятые трудовые ресурсы. Решение вопросов размораживания ОАО «Роснефть», строительства нефтеперерабатывающего завода и последующего перехода к реализации проекта по нефтехимии на территории Чеченской Республики позволит восстановить старейший в стране нефтегазохимический комплекс и существенно повысить уровень занятости населения республики.

Энергетический кластер

Качественное, надежное энерго­обеспечение сегодня является одним из главных факторов поступательного развития социально-экономической системы региона, повышения его инвестиционной привлекательности. Особую важность приобретает стратегическое планирование на региональном уровне создания энергетической инфраструктуры территории, призванное прогнозировать будущую социально-экономическую позицию региона.

Чеченская Республика относится к числу наиболее энергодефицитных регионов юга России. Это связано с отсутствием собственных генерирующих мощностей и постоянным увеличением потребностей населения и организаций в электроэнергии, поэтому формируемый энергетический кластер Чеченской Республики должен включать генерацию электроэнергии, термальные и другие альтернативные источники энергии.

Строительный кластер

Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов государственно-частного партнерства. Для этой цели Минэкономразвития России разработало Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ. Строительный кластер для Чеченской Республики является необходимым инструментом запуска инновационного развития строительной отрасли.

Машиностроительный кластер

Географическое размещение машиностроительных предприятий обу­словлено тремя факторами. Первый фактор — наукоемкость (наличие НИИ, КБ и пр.). Второй — металлоемкость (потребление большого объема цветных и черных металлов). Третий фактор — наличие рабочей силы высокой квалификации, то есть трудоемкость. Причем наличие трудовых ресурсов при относительной ограниченности сельскохозяйственных земель в республике актуализирует развитие инновационного машиностроительного кластера Чеченской Респуб­лики. Перспективными, с учетом наличия избыточных трудовых ресурсов и имеющегося научного потенциала Чеченской Республики, отраслями машиностроения являются:

  • автомобильная промышленность (производство легкового и грузового транспорта) с полным циклом производства (включая литейное производство, производство комплектующих и запасных частей);

  • станкостроение (производство металлообрабатывающих и дерево­обрабатывающих станков, подъемно-транспортного оборудования и др.) с полным циклом (включая литейное производство, производство комплектующих и запасных частей);
  • приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение (производство приборов, компьютеров, лазеров и др.).

Агропромышленный кластер

Агропромышленный кластер объединяет производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку, производство экологически чистых продуктов питания, организацию дистрибуции и сбыта, разработку комплексных агрономических решений для сухостепных территорий, производство сельскохозяйственной техники, производство тары и упаковки, поставку минеральных удобрений, оборудования для пищевой промышленности и ингредиентов для продуктов питания и пр. Малые и средние сельскохозяйственные и иные предприятия, объединенные в агропромышленный кластер, усиливают свою конкурентоспособность и позиционирование на товарном (продовольственном и ином) рынке.

Кластер туризма и гостеприимства

Индустрия туризма и гостеприимства считается комплексообразующей отраслью, основанной на интегрированном использовании всего экономического, культурного и природного потенциала территории. Перспективными сегментами туристического рынка являются: экологический, культурно-познавательный, тематический или специализированный, а также круизные виды туризма. Одной из основных тенденций развития туризма является сокращение времени, которое люди могут выделять на отдых и путешествия при одновременном увеличении объема средств, которые они могут потратить на эти цели. Следовательно, повышенным спросом будет пользоваться туристский продукт, предусматривающий максимум удовольствий и впечатлений за минимум времени.

Чеченская Республика обладает значительным природным и историко-культурным туристским потенциалом. Регион отличается уникальными архитектурными и археологическими памятниками, а также возможностями по размещению спортивных и оздоровительных комплексов. Поэтому создание в Чеченской Республике инновационного гостиничного и оздоровительного кластера позволит, с одной стороны, использовать географические преимущества (транспортное плечо и транспортная доступность), а с другой — создать дополнительные рабочие места по всем туристическим маршрутам на территории региона.

Финансовая инфраструктура

Ключевую роль в обеспечении сбалансированного развития национальной экономики играет финансовая инфраструктура. К институтам финансовой инфраструктуры относятся банки и другие кредитные организации, лизинговые, страховые и прочие финансовые компании. Базовыми секторами финансовой инфраструктуры являются рынки банковских и страховых услуг и фондовый рынок.

Фондовый рынок Чеченской Рес­публики в настоящее время крайне неразвит: ограниченный круг участников рынка, узкий спектр обращаемых ценных бумаг. В республике нет должного взаимодействия между профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Используется только один из видов государственных (федеральных) ценных бумаг — облигации государственного сберегательного займа. Рынок ценных бумаг в респуб­лике не выполняет своей главной задачи — перераспределения капиталов в наиболее эффективные производства и привлечения инвестиций для развития предприятий. Отсутствует связь фондового рынка республики с реальным сектором экономики. Проблема заключается не в дефиците финансовых ресурсов для инвестиций, а в недостаточной мотивации инвестиционной деятельности, в том числе и при помощи инструментов фондового рынка.

Чеченская Республика занимает 70-е место среди субъектов РФ по показателю объема ВРП (103,7 миллиарда рублей за 2012 год) и четвертое место среди регионов СКФО. Если оценивать производство ВРП на душу населения, то Чеченская Республика занимает уже 80-е место среди субъектов РФ и последнее (седьмое) место среди субъектов СКФО, отставая по итогам 2012 года от среднероссийского показателя в 4,4 раза и в 1,6 раза от уровня СКФО.

В структуре ВРП Чеченской Респуб­лики в 2012 году по видам экономической деятельности на долю финансовой деятельности приходилось всего 0,3%. Финансовый рынок Чеченской Респуб­лики характеризуется дефицитом капитала во всех его секторах, отсутствием собственных участников региональных финансовых рынков, низким уровнем конкуренции в банковском секторе, неразвитостью страхового рынка и практически отсутствием фондового рынка. Все это не позволяет инвестировать финансовые ресурсы в развитие региональной экономики. Так, общий объем кредитов (выданных кредитными учреждениями) в 2012 году по Чеченской Республике составил 10,465 миллиарда рублей, из которых 75,9% приходилось на физических лиц и 24,1% — на предпринимательский сегмент. Это составило всего 2,4% от выданных кредитов по СКФО.

Несмотря на ежегодное увеличение объемов кредитования, Чеченская Республика находится на последнем месте среди субъектов СКФО по размеру кредита на одного человека — 5,8 тысячи рублей по итогам 2012 года. Это составило всего 28,7% от среднего показателя по СКФО и 11,7% от среднего показателя по РФ. Анализ структуры выданных на территории Чеченской Республики кредитов показал, что доля предпринимательского сегмента среди получателей в два раза ниже, чем в среднем по СКФО (56,3%) и в три раза ниже, чем в среднем по РФ (81,0%). Большая часть выданных кредитных средств в Чеченской Рес­публике приходится на строительную отрасль, в то время как по СКФО и РФ — на торговлю.

Данная структура свидетельствует о привлечении заемных средств с ц­елью восстановления основных производственных фондов респуб­лики. Из общего объема предоставленных кредитов физическим лицам на приобретение жилья было выдано 132 миллиона рублей, из них на долю ипотечных кредитов пришлось 1,4%. Данный показатель является самым низким в СКФО (13,5%) и существенно отстает от среднероссийского (14,9%).

В значительной степени такой низкий уровень кредитования организаций и населения в республике и неразвитость фондового рынка объясняются состоянием регионального рынка страховых услуг. Поэтому сегодня уже для всех очевидна, с одной стороны, важность страхования в развитии финансового и реального секторов региональной экономики, и с другой — значимость страхования в формировании благоприятного инвестиционного климата в регионе. Страховой рынок Чеченской Республики сегодня является аутсайдером российского рынка страховых услуг.

Сложившееся отставание в развитии объясняется тем, что, во-первых, филиалы (не говоря уже о дополнительных и операционных офисах) страховых компаний не имеют возможности самостоятельно решать вопросы размещения страховых резервов. Во-вторых, незаметен контроль ФАС за деятельностью страховых организаций на рынке страховых услуг. В-третьих, в регионе не сформировался и должным образом не функционирует цивилизованный рынок страховых услуг. Последнее отчасти объясняется и тем, что страховой рынок республики развивается без участия страховых компаний с головными офисами на территории региона.

Сегодня в России профессиональные участники финансового рынка осуществляют свою деятельность на основе лицензий Центрального банка РФ, что затрудняет их создание. В частности, лицензионные требования российского мегарегулятора касаются размера и уставного капитала для вновь создаваемых структур и собственного капитала — для действующих. Банку России следовало бы рассмотреть вопрос о дифференцированном подходе к участникам финансовых рынков в зависимости от статуса профессионального участника (федеральный, региональный и муниципальный) в части минимизации требований к уставному капиталу создаваемых и собственного капитала действующих участников рынка.

В Чеченской Республике отсутствуют кредитные организации (банки и другие не банковские кредитные организации), страховые организации (включая страхового брокера), депозитарии, управляющие компании и брокерские (дилерские) конторы с головным офисом на ее территории. Функционируют лишь филиалы, дополнительные офисы (операционные офисы) и представительства инорегиональных кредитных, страховых и иных институтов финансового рынка.

Для преодоления серьезных отставаний в экономическом развитии Чеченской Республики от среднего уровня по РФ необходима современная и конкурентоспособная финансовая инфраструктура, включающая профессиональных участников финансового рынка с головными офисами на ее территории. Поэтому первым этапом в развитии финансовой инфраструктуры региона является создание страховых компаний, включая и создание страховой брокерской компании, с головными офисами на территории республики. Второй этап — реализация инвестиционного проекта по созданию кредитной организации с головным офисом на территории республики. Третьим этапом в развитии финансовой инфраструктуры должна стать реализация инвестиционных проектов по созданию депозитария, управляющей компании и брокерской компании с головными офисами на территории региона.

Практически Чеченская Республика оказалась вне процессов, запущенных в РФ по развитию финансовой инфраструктуры страны. На уровне республики не были приняты решения в соответствии со Стратегией развития финансового рынка РФ на период до 2020 года3 и Стратегией развития банковского сектора РФ на период до 2015 года4. Аналогичная ситуация складывается и в отношении принятой Правительством РФ Стратегии развития страховой деятельности на период до 2020 года5. Между тем во всех субъектах РФ (кроме Чеченской Республики) наблюдается активная работа по разработке, принятию и реализации стратегий развития страховой деятельности на период до 2020 года.

Следует также отметить, что для решения вопросов развития финансовой инфраструктуры республики необходимо использовать механизм государственно-частного партнерства. Это позволит существенно снизить инвестиционные риски в деятельности бизнес-структур и ослабить нагрузки на бюджеты бюджетной системы Чеченской Республики. Необходима комплексная программа развития финансового рынка Чеченской Республики на период до 2020 года. Эта программа должна основываться на Концепции развития финансового рынка, включающей стратегии развития фондового рынка, банковского сектора и страховой деятельности в республике на период до 2020 года.

Необходимые меры

Для формирования и функционирования отмеченных кластеров реального сектора региональной экономики необходимы конкретные механизмы государственной поддержки и меры их финансового обеспечения, такие как: конкурсное субсидирование кластерных инициатив; льготы по региональным налогам; соинвестирование строительства необходимой инженерной инфраструктуры; создание промышленных парков, в которых стандартизированные производственные помещения соседствуют с офисами производственных компаний, а также с фирмами, оказывающими услуги бизнесу.

Республиканским минфином в ноябре 2013 года инициирован инвестиционный проект создания страховой компании с головным офисом на территории республики. Уставный капитал страховой компании планировалось создать на основе закрытой подписки коммерческих организаций на обыкновенные акции. Трудности формирования уставного капитала ЗАО «Чеченская страховая компания» привели к необходимости пересмотра первоначальной концепции и трансформации ЗАО «Чеченская страховая компания» в ОАО «Чеченская национальная страховая компания». Сегодня правительством Чеченской Респуб­лики предпринимаются усилия по формированию учредительного договора с привлечением наряду с коммерческими организациями и населения республики в качестве учредителей-акционеров. Проблема — отсутствие финансово состоятельных организаций, соответствующих требованиям Центрального банка РФ. Другая проблема — низкий уровень финансовой грамотности населения республики (наряду со сложившимися предубеждениями в отношении финансовых компаний) также сказывается на активности жителей региона в подписке на акции ОАО «Чеченская национальная страховая компания».

В целях обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионе Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) разработан соответствующий стандарт. Данный стандарт представляет собой минимальный набор требований, успешная реализация которых позволит увеличить приток инвестиций в регион, сформировать инфраструктуру эффективной коммуникации между бизнесом и местными властями.

Поделиться