Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) подвела итоги мониторинга сверхдорогих госзакупок (стоимостью свыше 1 млрд. рублей каждая) за первую половину 2014 года. За этот период заказчиками были размещены извещения и документация по 59 сверхдорогим закупкам.
Как говорится в информации НАИЗ, в 16 из них (27% от общего числа) эксперты ассоциации обнаружили признаки того или иного ограничения конкуренции.
Самые популярные из ограничений были следующие:
1. Сжатые сроки поставки продукции. Пример — Минздрав РФ выделяло потенциальному поставщику 30 дней на поставку лекарств на общую сумму 3,7 млрд. на территорию всей страны.
2. Избыточные требования к наличию лицензий. Пример — в заказе на реконструкцию объекта культурного наследия в Москве заказчик требовал от потенциальных поставщиков наличие лицензий на строительство автомобильных дорог и аэропортов.
3. Отсутствие необходимой документации. Пример — Министерство конкурентной политики Калужской области в заказе на строительство перинатального центра не опубликовало проектно-сметную документацию, которая необходима потенциальному подрядчику для того, чтобы рассчитать себестоимость проекта.
В целом, эксперты НАИЗ отмечают положительную тенденцию в поведении заказчиков — они стали активно реагировать на общественный контроль, что сделало возможным диалог между общественностью и госзаказчиками. Годом ранее на замечания экспертов отвечала только треть заказчиков, при этом их ответы носили формальный характер. В 2013 году на замечания общественности уже реагировала половина заказчиков. С переносом же общественного обсуждения на этап планирования закупок заказчики практически перестали игнорировать мнение общественности.
Однако с начала года на официальном сайте были размещены 12 сверхдорогих закупок без проведения обязательного общественного обсуждения на сумму 50,8 млрд. рублей, отмечается в пресс-релизе ассоциации. Две из них были проведены в рамках размещения гособоронзаказа (не подлежали общественному обсуждению). Остальные десять отказались от обсуждения в нарушение норм закона
Часть заказчиков на обращение НАИЗ отреагировали — Департамент города Москвы по конкурентной политике (пообещал разобраться в данной ситуации), Департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края (отменил процедуру и разместил ее повторно) и Комитет по государственному заказу города Санкт-Петербурга (объяснил нарушение сбоем в работе официального сайта), остальные проигнорировали замечания экспертов.
Наиболее крупные закупки, по которым заказчики не провели обязательное общественное обсуждение, следующие приобретение коммунальной техники в лизинг на сумму 12,6 млрд. рублей для г. Москвы и строительство Перинатального центра в г. Челябинске стоимостью 2,3 млрд. рублей.