Бюджет Калужской области на 2014 год сверстан в программном варианте, все активнее этот инструмент управления общественными финансами используют и муниципалитеты. Эту и другие темы мы обсудили с министром финансов Калужской области Валентиной Ивановной АВДЕЕВОЙ.
Валентина Ивановна, каковы параметры бюджета Калужской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов? Сейчас запрограммировано почти 100 процентов расходов, какая работа этому предшествовала?
— Бюджетным законодательством установлен обязательный переход на программный бюджет начиная с 2015 года. Первый шаг в данном направлении нами был сделан в 2013 году при подготовке бюджета на 2014 год и плановый период. В соответствии с новыми требованиями Бюджетного кодекса внесены изменения в областное бюджетное законодательство, разработаны и утверждены государственные программы Калужской области. В результате бюджет на
Общий объем доходов областного бюджета в 2014 году утвержден в сумме 44,379 миллиарда рублей, расходов — 49,962 миллиарда. При этом удельный вес программных расходов составил 98 процентов. Государственные программы Калужской области были сформированы по аналогии с государственными программами Российской Федерации. Большая часть долгосрочных, ведомственных и других целевых программ области, действовавших в 2013 году, была скорректирована и включена в государственные программы. В результате 45 долгосрочных целевых программ, реализуемых в 2013 году, преобразовано в 25 государственных программ Калужской области, действующих в 2014 году.
— Что касается муниципальных образований. Готовы ли они к программному варианту бюджета?
— В рамках мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом на местном уровне, который региональное министерство финансов проводит на протяжении ряда лет, рассматривается такой показатель, как удельный вес расходов, реализуемых в рамках применения программно-целевого метода, в общем объеме расходов местного бюджета. По анализу за 2013 год большинство районов получили положительную оценку работы по программированию расходов, которая ведется с 2011 года. По результатам мониторинга в адрес глав администраций муниципальных районов и городских округов ежегодно направляются письма с рекомендациями, что дает положительные результаты. В поселениях области также были приняты меры по разработке муниципальных целевых программ.
В 2013 году ряд муниципалитетов принял программные бюджеты на 2014 год. В целом по местным бюджетам доля программных расходов составила 84,4 процента. С 2014 года субсидии и субвенции муниципальным образованиям предоставляются в рамках государственных программ Калужской области, поэтому им стало проще отражать и свои расходы в рамках аналогичных муниципальных программ.
— Замедление темпов роста большинства макроэкономических показателей создает риски невыполнения расходных обязательств. Что предпринимает министерство финансов Калужской области для снижения таких рисков?
— В целях исключения рисков несбалансированности областного бюджета совместно с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти РФ принимаются меры, направленные на выполнение запланированных бюджетных показателей и увеличение поступления доходов. Разработан и утвержден план мероприятий по обеспечению роста доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики региона на
— С 1 января 2014 года полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса в дошкольных учреждениях переданы на уровень субъектов. За счет чего они финансируются?
— В области проведена работа по аккумулированию доходов на исполнение данных полномочий, в том числе за счет средств бюджетов муниципальных образований. Нормативы отчислений от НДФЛ, подлежащие зачислению в бюджеты муниципальных районов, снижены с 12,1 процента до 5 процентов. Нужно отметить, что это решение не привело к разбалансированности местных бюджетов. Объем переданных местными бюджетами доходных источников ниже общей потребности в средствах на исполнение полномочий по дошкольному образованию.
В результате значительный объем средств, необходимых на реализацию переданных полномочий, приходится на долю регионального бюджета. Мы стараемся мобилизовать доходы посредством скоординированных действий органов исполнительной власти, контролирующих и регистрирующих органов, органов местного самоуправления, а также роста налогового потенциала. Этим и обеспечивается финансирование. Не обошлось, конечно, и без оптимизации бюджетных расходов.
— Майские указы Президента РФ накладывают дополнительные обязательства на региональные власти. Как идет выполнение поставленных задач?
— Расходная часть областного бюджета сформирована исходя из необходимости перераспределения бюджетных ассигнований в пользу приоритетных направлений и проектов, в первую очередь обеспечивающих решение задач, поставленных указами Президента РФ. Реализация указов в части повышения заработных плат отдельных категорий работников бюджетной сферы осуществляется в соответствии с разработанными, согласованными с соответствующими федеральными министерствами дорожными картами, которые в том числе предусматривают повышение эффективности работы бюджетных учреждений сфер образования, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения.
На поэтапное повышение оплаты труда работников бюджетной сферы дорожными картами определено направление средств не только консолидированного бюджета, но и полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средств от реорганизации неэффективных организаций. Ежегодно из федерального бюджета предоставляются ассигнования на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, без чего осуществить качественную реализацию указов невозможно.
В результате целевые значения показателей по заработной плате отдельных категорий граждан выполнены практически по всем категориям. По итогам 2013 года при средней заработной плате по региону в 25,7 тысячи рублей средняя заработная плата врачей составила 39,4 тысячи, среднего медицинского персонала — 22,1 тысячи, младшего медицинского персонала — 13,2 тысячи. Зарплата педагогических работников общеобразовательных школ достигла 26 тысяч рублей, дошкольных учреждений — 21,8 тысячи, дополнительного образования — 18,7 тысячи, социальных работников — 12,5 тысячи, работников учреждений культуры — 16 тысяч рублей.
— В связи с принятием Закона №
— В декабре 2013 года постановлением губернатора Калужской области внесены изменения и дополнения в положение о региональном министерстве финансов в части наделения полномочиями по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, а также по осуществлению задач, которые Закон № 44‑ФЗ ставит перед финансовыми органами субъектов РФ. В соответствии с этим постановлением в минфине создано управление внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок в составе трех отделов, два из которых занимаются контролем в сфере закупок и один — внутренним государственным финансовым контролем. Аналогичная работа была проведена всеми муниципальными районами области.
Ведется активная работа по анализу финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений, при этом проверки полноты и достоверности отчетности об исполнении государственных заданий уже сейчас демонстрируют повышение качества бюджетного планирования. Полученные результаты в том числе лягут в основу бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период.
Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО