Версия для печати 2360 Материалы по теме
Михаил Александрович ШЕЛОУМОВ, руководитель проекта НП «Национальная ассоциация институтов закупок», кандидат юридических наук
Контрактная система:  новое в законодательстве

С 4 июня 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“». Данные изменения позволят значительно улучшить закупочный процесс для государственных и муниципальных заказчиков.

Объемы и расчеты

В пункте 16 статьи 3 Закон № 140-ФЗ вводит такое понятие, как «совокупный годовой объем закупок» (СГОЗ). Под ним понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году. Как правильно рассчитать совокупный годовой объем закупок? Исходя из введенного определения, СГОЗ будет рассчитываться следующим образом.

А Б В
Предыдущий финансовый год Текущий финансовый год Следующий финансовый год

СГОЗ = А + Б + В, где

А — контракты, заключенные в прошлом году и подлежащие оплате в текущем финансовом году. Предположим, в декабре 2013 года заключен контракт на оказание определенных услуг, но исполнение и оплата данного контракта будут происходить в 2014 году;

Б — контракты, заключенные в текущем финансовом году, полностью исполняемые и подлежащие оплате в текущем финансовом году;

В — контракты, заключенные в текущем финансовом году, исполняемые в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году. Предположим, в 2014 году заключен контракт на уборку улиц в 2014 и 2015 годах, контракт будет оплачен в 2014 году, а подрядчик будет исполнять контракт в течение 2014 и 2015 годов.

Многие заказчики сталкиваются с проблемой расчета нормы закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СО НКО). Для расчета нормы закупок у СМП и СО НКО необходимо вычесть из СГОЗ суммы, предусмотренные на оплату товаров, работ, услуг, указанных в части 1.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ (оборона, предоставление кредитов, атомная энергия, единственный поставщик, закрытые способы), и рассчитать 15% от полученного результата.

Запланированные и проведенные закупки у СМП и СО НКО — два разных понятия. Если закупка запланирована, но не состоялась, а потребность в продукции осталась, может производиться закупка у единственного поставщика. В таком случае заказчик будет обязан пересчитать норму закупок (15%).

Также существует проблема расчета фактического объема закупок, осуществленных у СМП и СО НКО. Чтобы выделить сумму денежных средств, фактически потраченных на закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций, необходимо сложить:

  • суммы контрактов, которые заключены по результатам состоявшихся процедур только для СМП и СО НКО и подлежат оплате в текущем году, в том числе в случаях, указанных в части 1.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ;
  • суммы договоров, которые заключены с субподрядчиками, если заказчиком в извещении было установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СО НКО (условие о привлечении таких субподрядчиков включается в контракт с указанием процента от цены контракта).

Требования и условия

Законодатель устанавливает новые требования к участникам закупки, убрав в статье 31 Закона № 44-ФЗ пункт 2 «Правомочность участника закупки заключать контракт». В юрис­пруденции понятия «правомочность» не существует, хотя есть близкие — например, в статье 38 ГК РФ про доверительное управление имуществом подопечного. Пользуясь неопределенностью, заказчики стали толковать данное понятие на свой лад, что становилось дополнительным барьером для поставщиков при участии в закупочных процедурах.

Статья 22 дополнена частью 9.1: проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной максимальной цены контракта с единственным поставщиком, заключаемого на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений. Это право заказчика. Если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия заказчик обязан при расчете начальной (максимальной) цены контракта пользоваться проектно-сметным методом, то при расчете цены на текущий ремонт (часть 9.1 статьи 22) он может использовать метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Закон уточняет и особенности заключения отдельных контрактов. Теперь заказчик обязан включать в контракт следующие обязательные условия: о штрафных санкциях (час­ти 4–9 статьи 34), об использовании типовых контрактов (части 11–13 статьи 34), наличие плана-графика исполнения контракта (части 11–13 статьи 34), об оплате контракта (части 11–13 статьи 34).

рисунки раз.jpg

Закупки и заявки

Ранее если контрольный орган направлял решение об отказе заказчику в закупке у единственного поставщика, то возврат денежных средств победителю конкурса, закрытого аукциона осуществлялся в течение пяти рабочих дней. С вступлением в силу Закона № 140-ФЗ ситуация несколько изменилась: заказчик направляет копию решения оператору электронной площадки в течение одного рабочего дня, и оператор электронной площадки разблокирует денежные средства (один рабочий день). Данное нововведение позволит поставщикам возвращать замороженные денежные средства на три дня быстрее.

Теперь закупка товаров, работ, услуг, для которых предус­мотрен конкурс с ограниченным участием, возможна путем проведения аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика. Данная норма прописана в части 2.1 статьи 56. При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные частью 2 статьи 31 закона. В данном случае законодатель нам лишний раз напомнил о том, что он исключил понятие правомочности.

Предусмотрено, что проведение конкурса с ограниченным участием является правом заказчика. При закупке товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1089, можно применять иные способы закупки. Но если будут применяться иные способы закупки, кроме конкурса с ограниченным участием, устанавливать дополнительные требования к участникам закупки запрещено.

Статья 83 дополнена частью 7.1, где говорится о том, что прием заявок на участие в запросе предложений прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Радует, что приведена в порядок система подачи заявок. В части 15 стать­и 83 (куда тоже были внесены изменения) при запросе предложений вскрытие конвертов с окончательными предложениями и (или) открытие доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируются в итоговом протоколе. То есть законодатель разрешил поставщику оценить еще раз свои возможности и скорректировать свое окончательное коммерческое предложение.

Внесены изменения в порядок проведения запроса котировок, уточнен момент окончания срока подачи заявок участником закупки. Прием заявок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками. Для поставщиков это благо, ведь ранее подача заявок прекращалась, а вскрытие конвертов было назначено на следующий день, и нерадивый заказчик мог вскрыть конверты, просмотреть ценовые предложения и передать информацию о них своему поставщику.

Уточнено содержание заявки. При поставке товара она должна содержать наименование и характеристики товара в соответствии с частью 3 статьи 73 и частью 7 статьи 74. Это сделано для того, чтобы заказчики при проведении процедуры на поставку продукции не писали в предмете контракта «Поставка продукции для нужд предприятия». Данное ухищрение заказчика теперь является нарушением.

рисунки два.jpg

Малые объемы

Одно из самых значительных изменений, которые ожидали заказчики муниципального уровня и бюджетные организации, касается закупок малого объема (до 100 тысяч рублей). В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 у заказчиков появился самостоятельный выбор: закупка до 100 тысяч рублей в пределах 2 миллионов рублей в год или закупка 5% от СГОЗ, но не более 50 миллионов рублей.

Это очень ценное изменение для небольших заказчиков. Представим детский сад с совокупным годовым объемом закупок в 4 миллиона рублей. В данном случае заказчику выгоднее выбрать первый вариант и закупать до 100 тысяч в пределах 2 миллионов рублей в год. При втором варианте у него будет всего 200 тысяч рублей в год. Многие заказчики объединяют оба варианта: сначала закупают в пределах 2 миллионов рублей, а потом рассчитывают закупки в рамках 5% от совокупного годового объема закупок. Мы считаем данную позицию заказчика неверной, так как в законе четко сказано, что заказчик должен выбрать один из двух вариантов.

Особые случаи

В соответствии с пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 при заключении контрактов по результатам несостоявшихся процедур заказчик обязан проследить исполнение следующих требований:

  • цена контракта не должна превышать начальную максимальную цену контракта или цену контракта, предложенную в заявке участника закупки;
  • обращение о согласовании направляется в соответствующий контрольный орган в срок не позднее 10 дней с даты подписания протокола;
  • контракт заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком согласования;
  • по результатам несостоявшихся запросов котировок контракт заключается без согласования с контрольным органом.

В перечень закупок у единственного поставщика закон № 140-ФЗ вводит три новых случая закупки:

  • закупки федеральными или региональными инновационными площадками за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования (пункт 35 части 1 статьи 93);
  • заключение бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковских гарантий (пункт 36 части 1 статьи 93);
  • осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного достоинства (пункт 37 час­ти 1 статьи 93). Во избежание появления китайской хохломы или китайской гжели образцы художественных промыслов подлежат регистрации.
  • Также одним из нововведений закона № 140-ФЗ в закупках у единственного поставщика является отмена документального отчета по обоснованию закупки у единственного поставщика в следующих пунктах части 1 статьи 93:
  • пункт 1 (осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий);
  • пункт 2 (осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента РФ);
  • пункт 4 (осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей);
  • пункт 5 (осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия);
  • пункт 7 (заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем);
  • пункт 8 (оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению);
  • пункт 15 (заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия);
  • пункт 16 (заключение контракта на оказание услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков);
  • пункт 18 (заключение контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий);
  • пункт 19 (заключение контракта на оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства);
  • пункт 20 (заключение контрактов на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций);
  • пункт 21 (заключение контрактов на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности объектов государственной охраны);
  • пункт 24 (признание определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся и принятие заказчиком решения о заключении контракта с единственным поставщиком);
  • пункт 25 (признание несостоявшимся открытого конкурса, а также конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений);
  • пункт 26 (заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку);
  • пункт 28 (осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний);
  • пункт 29 (заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии);
  • пункт 33 (заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами);
  • пункт 36 (заключение бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии).

И в заключение

Изменения в заключительных положениях Закона № 140‑ФЗ коснулись статьи 112 Закона № 44-ФЗ, в которой теперь сказано, что если извещения были размещены или приглашения были направлены по Федеральному закону № 94‑ФЗ, то нормы об обязательности привлечения экспертов не применяются и отчет по итогам исполнения этапа не формируется.

Кроме того, Закон № 140-ФЗ вносит уточнение в применение антидемпинговых мер при закупке лекарственных препаратов. Если предельная отпускная цена производителя хотя бы одного лекарственного препарата за единицу снижена более чем на 25%, то согласно внесенным изменениям (часть 12 статьи 37) должны применяться антидемпинговые меры. Речь идет не обо всем лоте, а только об одном лекарственном препарате. Также вводится понятие «отпускная цена производителя», в ней не должно быть наценки посредника.

Поделиться