Версия для печати 4258 Материалы по теме
Первое место заняли китайские школьники
Минфин представил результаты исследования по финансовой грамотности

Российские школьники показали свою финансовую грамотность на более высоком уровне, чем французские, свидетельствуют результаты исследования в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ», который Минфин России проводит с 2011 года совместно со Всемирным банком.

«Россия заняла 10-е место среди 18 стран, расположившись в середине рейтинга между США и Францией, с результатом, близким также к Словении, Испании, Хорватии и Израилю, оставив далеко позади Италию», — сообщил замминистра финансов России Сергей Сторчак на пресс-конференции в среду, пишет «Интерфакс».

Минфин и Минобразования и науки представили в среду результаты первого исследования уровня финансовой грамотности 15-летних школьников, в котором приняли участие 18 ведущих экономик мира, представляющих 40% мирового ВВП. Исследование проводилось в рамках Международной программы ОЭСР по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

В исследовании приняли участие 1187 учащихся 15-летнего возраста из 227 образовательных учреждений 42 субъектов РФ, результаты были верифицированы ОЭСР.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Самый высокий уровень финансовой грамотности продемонстрировали школьники Шанхая. На самые сложные вопросы там ответило более 40% учащихся. Низкий уровень знаний продемонстрировали всего 5,1% китайских подростков.

На втором месте рейтинга — с внушительным отрывом от китайцев оказались бельгийские школьники, пишет «РИА Новости». Среди лидеров также Австралия, Новая Зеландия и другие страны, известные своими долгосрочными программами финансовой грамотности. В десятке также Эстония, Чехия, Польша и Латвия.

ПОКАЗАТЕЛИ РОССИЯН

«Почти 23% российских школьников показали результаты на уровне базовой финансовой грамотности, то есть способность „выжить“ в современном финансовом мире, но для успешной и эффективной жизни в современной экономике этого уже недостаточно», — отметил Сторчак. При этом по данным исследования, на самые сложные вопросы теста правильно ответить смогли только 4,3% школьников из России, а около 17% не показали даже базового уровня финансовой грамотности. В первую очередь, как было заявлено на пресс-конференции, это касается детей из семей с низкими доходами, живущих в сельской местности и малых городах.

Как показало тестирование, наибольшую трудность российские школьники испытывали при выполнении заданий на выявление и анализ финансовой информации, аргументацию своей позиции. Результаты исследования свидетельствуют, что в тематическом аспекте российским учащимся менее знакомы вопросы кредитования, операций с банковскими вкладами, обеспечения безопасности при покупке товаров в Интернете, инвестирования и налогообложения.

«Более 80% российских учащихся продемонстрировали готовность использовать базовые финансовые знания и умения», — сказал замминистра. Они также в большинстве заинтересованы в получении дополнительной финансовой информации. Замминистра сказал, что их результаты в этом году оказались лучше, чем ожидалось.

Участники пресс-конференции говорили также о том, что Россия примет участие в подобном исследовании в будущем году и хочет показать более высокие результаты.

ЕСТЬ ПРОБЛЕМА

Общая проблема для всех стран, принимавших участие в исследовании — разрыв в уровне финансового образования детей из обеспеченных семей и семей со средним и низким уровнем доходов, считает руководитель исследовательского коллектива России Галина Ковалева.

Она отметила, что уровень финансовой грамотности школьников из семей с высоким уровнем дохода в России оказался существенно ниже аналогичного среднего показателя стран ОЭСР. По ее словам, российские школьники из социально обеспеченных, благополучных семей недополучают информацию. Хотя должны бы иметь более высокие результаты. «Чем больше образовательные ресурсы семьи, культурная обстановка, чем выше образовательный статус родителей, их профессиональный статус, тем больше возможностей семья дает ребенку в приобретении финансового образования», считает Г. Ковалева.

«Проект в первую очередь ориентирован на население со средним уровнем дохода, это не означает, что остальные группы выпадут из поля зрения программы. Мы будем ориентировать усилия на все категории заинтересованных лиц», — заверил директор департамента международных финансовых отношений Минфина Андрей Бокарев. «С точки зрения элиты мы будем рассматривать и предлагать какие-то варианты решения», — пообещал он.

У Минобрнауки — другая точка зрения. «Для нас элита — это те, кто имеет наиболее высокие результаты и те, кто наиболее заинтересован в достижении этих результатов», — заметил замминистра образования Александр Климов. Он подчеркнул, что программы, принимаемые государством, должны быть нацелены на выравнивание условий образования для всех социальных категорий.

РАБОТА МИНФИНА И ЦБ

С.Сторчак также коснулся на пресс-конференции вопросов взаимодействия с ЦБ. Он сообщил, что Минфин России и Банк России скоординируют работу по своим программам повышения финансовой грамотности. Как известно, Центробанк России уже запустил свой проект по повышению финграмотности. Это случилось в конце 2013 года.

«Нашему проекту предстоит обеспечить более тесную координацию с похожим проектом, который запускает ЦБ», — сказал С.Сторчак, добавив, что обсуждал этот вопрос с первым зампредом Банка России Сергеем Швецовым.

У ЦБ есть своя специфика и особенности с точки зрения задач по развитию финансового образования, добавил замминистра финансов. «Тем не менее, очевидно, что есть точки соприкосновения у этих проектов. Мы постараемся в ближайшее время выйти на договоренности, которые обеспечат в будущем такую координацию», — отметил представитель Минфина.

ОБРАЩЕНИЕ К ВСЕМИРНОМУ БАНКУ

Между тем А. Бокарев также добавил, что Россия предполагает обратиться к Всемирному банку с запросом о продлении срока реализации проекта по финансовой грамотности. Сейчас он ограничен 2016 годом.

Поделиться