Версия для печати 2171 Материалы по теме
Игорь Вячеславович САПКО, глава города Перми
Почивать на лаврах не будем

Конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» проводится с 2007 года, но столица Прикамья впервые получила столь высокое признание коллег. Такая оценка нашего опыта управления финансами, данная специалистами федерального уровня, очень значима для нас. Основную причину нашего успеха я вижу в том, что мы сумели вовремя сориентироваться в стремительно меняющихся обстоятельствах, умерить проектные аппетиты, действовать жестко в русле федеральной бюджетной стратегии и осуществлять постоянный контроль за расходами бюджета. Именно в 2008-м всеми памятном кризисном году мы перешли к трехлетнему планированию городского бюджета. Это позволяет нам продуктивно оперировать имеющимися в казне средствами, при обсуждении ключевых приоритетов выбирать действительно важные и неотложные темы, сохранять инвестиционную привлекательность города за счет определенных и зафиксированных думским решением о бюджете на трехлетку финансовых гарантий.

Сбалансированность прежде всего

В 2013 году, по итогам которого проводился конкурс, нам пришлось работать с учетом замедления роста основных показателей российской, а значит, и пермской экономики, необходимости выполнения указов Президента России В. В. Путина от 7 мая 2012 года, а также реализации ранее определенных пермским депутатским корпусом стратегических направлений развития. В итоге нам удалось сформировать бюджет, позволивший значительно увеличить заработную плату в социальной сфере, впервые за многие годы запустить проекты по строительству новых детских садов, увеличить темпы расселения из аварийного жилья и обеспечения земельными участками многодетных семей. Совершенно ясно, что без устойчивого, сбалансированного бюджета в сегодняшних условиях трудно говорить о повышении комфорта городской жизни, деловой активности, развитии науки и культуры. Поэтому мы и уделяем пристальное внимание базовым принципам бюджетной политики.

Одним из основополагающих принципов является бездефицитность бюджета. Мы придерживаемся этого принципа с 2010 года по сегодняшний день. Правда, при этом не исключается возникновение технического дефицита, но он покрывается за счет остатков средств с предыдущего года. Мы считаем, что именно сбалансированность доходов и расходов является основой сохранения стабильности и устойчивости городского развития. Если бы наш бюджет изначально складывался как дефицитный, для его регулировки пришлось бы брать кредиты. При этом в последующих годах мы вынуждены были бы на сумму планового возврата и годового обслуживания долга сократить исполнение наших расходных обязательств. А эти средства, тем более в условиях нестабильной экономической ситуации, можно направить на исполнение обязательств города и на его развитие.

Программный бюджет

2013 год стал для нас временем перехода к программной структуре бюджета. Естественно, при этом особое внимание Пермская городская Дума, администрация города и Контрольно-счетная палата уделили организации бюджетного процесса. Очевидно, что формирование программного бюджета повышает качество финансового планирования, эффективность бюджетных расходов, положительно влияет на рост ответственности исполнителей программ за достижение показателей в рамках ограниченных денежных ресурсов. Таким образом, сегодня составление проекта городского бюджета основывается на муниципальных программах, в которых определены цели, задачи и ожидаемые результаты их реализации.

Отмечу, что в Перми предпосылки перехода на программный бюджет были созданы еще в 2007 году. В основу первого трехлетнего бюджета на 2008–2010 годы легли доклады субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД). Их разработали функциональные органы администрации Перми. Цели и задачи, показатели непосредственного и конечного результатов, объемы финансового обеспечения для достижения данных показателей субъектов бюджетного планирования стали основополагающей частью ДРОНДов. Таким образом, применение инструмента бюджетного планирования — ДРОНДа (по сути, являющегося прототипом программы) позволило выстроить четкую систему целеполагания и обеспечило возможность перехода на программный формат бюджета в кратчайшие сроки.

Бюджет Перми на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов впервые сформирован в полноценном программном формате, разработана 21 муниципальная программа. Эти программы исполняют роль механизма, увязывающего стратегическое и бюджетное планирование. До момента принятия программного бюджета был проведен скрупулезный анализ всех существовавших на тот момент программ, ликвидированы неэффективные, нефинансируемые либо неисполняемые. На сегодня у нас есть вся необходимая нормативная база по исполнению бюджета в разрезе муниципальных программ, перестроены алгоритмы формирования проекта городской казны, произведена корректировка бюджетной классификации.

Прозрачность бюджета

Начиная с 2012 года городские власти активно работают над повышением прозрачности бюджета и бюджетного процесса. В ноябре 2013 года апробирована информационно-аналитическая система «Публичный бюджет города Перми» (budget.gorodperm.ru). Она направлена на повышение открытости и доступности бюджетной информации для жителей города.

В целях повышения финансовой грамотности пермяков для учащихся 10–11-х классов школ был разработан учебно-методический комплекс «Уроки о бюджете». При этом упор сделан на максимальную понятность и доступность изложения материала, игровые формы его подачи, такие как брейн-ринг, кроссворды и тесты. В марте — апреле 2014 года такие уроки посетили 810 старшеклассников города. В процессе образовательного цикла решается еще одна важная задача — познакомить ребят с практикой деятельности органов местного самоуправления, о чем сегодня, к сожалению, на школьном уровне говорится крайне мало. А ведь во взрослой жизни каждый сегодняшний школьник будет иметь отношение к бюджетным средствам через уплату налогов, тем или иным образом взаимодействовать с властью, банками и другими финансовыми институтами.

Увеличение доходного потенциала

Важная часть бюджетной работы — увеличение доходного потенциала. Приведу несколько цифр, иллюстрирующих итоги этой деятельности в 2013 году. Среди региональных центров Приволжского федерального округа город Пермь занял первое место по объему поступлений доходов в бюджет и первое место по объему налоговых поступлений. Общий объем доходов бюджета города по итогам 2013 года составил 23,5 миллиарда рублей, что на 5,4% выше уровня 2012 года. Объем налоговых доходов составил почти 14,4 миллиарда рублей, рост к предыдущему году — 16,7%.

Основную часть доходов городского бюджета составляют налог на доходы физических лиц и земельный налог, общая доля которых составила 53,3%. В бюджет города в 2013 году НДФЛ поступил в объеме 9,3 миллиарда рублей, что на 27% выше уровня 2012 года. Перевыполнение обусловлено ростом среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий на 12,1% по сравнению с 2012 годом, а также эффектом от совместной работы администрации города Перми, налоговых и правоохранительных органов по снижению недоимки по данному налогу. Объем поступлений по земельному налогу составил 3,2 миллиарда рублей, это на 2,5% выше планового значения. Итог — в рейтинге столиц регионов ПФО по поступлению в бюджет НДФЛ и земельного налога город Пермь опять же занял уверенное первое место.

И все же еще раз подчеркну — показатели высокие, но почивать на лаврах мы не в праве. Городская Дума совместно с администрацией Перми ежеквартально отслеживает исполнение бюджета, предметно взаимодействует с Контрольно-счетной палатой, анализируя бюджетный процесс. В результате мы знаем не только сильные, но и слабые места городского хозяйства и совместно с администрацией ведем целенаправленную работу по выравниванию этих позиций. Так что есть определенная надежда на то, что и в дальнейшем мы сможем держать планку бюджетных достижений на достойном уровне, что найдет положительное отражение в жизни Перми и пермяков.

Поделиться