Версия для печати 1610 Материалы по теме
Примеры, когда предприниматели того или иного региона инвестируют свои средства у соседей, в отечественной практике многочисленны
О важности Межрегиональной кооперации

Ряд регионов России кардинально отличается от прочих субъектов Федерации своей высокой инвестиционной привлекательностью и высокими темпами экономического роста. Такое положение дел, помимо прочего, может нести в себе угрозы соседним территориям.

Среди субъектов Приволжского федерального округа резко выделяется Республика Татарстан. Статистические данные, а также разнообразные рейтинги выводят эту респуб­лику на первое место в округе по большинству важнейших парамет­ров. При всей положительности этого факта есть одно обстоятельство, которое до сих пор не становилось предметом обстоятельных дискуссий: угнетает ли лидерство Татарстана экономики соседних регионов или, наоборот, стимулирует их развитие?

Примеры, когда предприниматели того или иного региона инвестируют свои средства у соседей, в отечественной практике многочисленны. Однако до настоящего времени вопросы межрегиональной конкуренции субъектов РФ за средства местных инвесторов федеральным центром законодательно не регламентированы. Да и на региональном уровне неизвестны примеры, когда регион официально ставил бы задачи по удержанию местных предпринимателей от их перетока в другие субъекты, предлагающие более благоприятные условия для ведения бизнеса. Также нет примеров, когда влас­ти региона официально ставили бы задачу по переманиванию инвесторов из соседних регионов к себе. Хотя понимание выгод или убытков от таких процессов у органов влас­ти есть.

В ПФО очевидно наличие сильного центра притяжения бизнес-интересов предпринимателей из всех регионов округа. Статистики на этот счет не существует, но власти этих регионов не могут не понимать угрозы. В такой ситуации у них только два выхода: либо достигать высоких результатов в формировании благоприятного инвестклимата и, догнав лидера, тем самым ликвидировать угрозу, либо попытаться принять административные и иные меры по удержанию «своих» инвесторов в регионе. В противном случае экономику региона-лидера ожидает ускоренный рост, а экономику региона-аутсайдера — устойчивая стагнация.

В рамках данной проблемы актуальными являются вопросы:

• способствует ли лидерство Респуб­лики Татарстан привлечению инвестиций в соседние регионы;

• «высасывает» ли лидер инвестиции и квалифицированные трудовые ресурсы из окружающих регионов;

• пытаются ли соседние регионы копировать политику Республики Татарстан и если да, то насколько успешно?

Однако, как видно из интервью с руководителями министерств экономики регионов ПФО, эти и подобные вопросы практически не обсуждаются. Можно отметить разве что комментарий министра экономики Нижегородской области Г. В. Баландина, заявившего, что правительство региона изучает опыт Татарстана, и если этот опыт будет оценен как лучшая практика, им обязательно воспользуются. Здесь обращает на себя внимание уточнение «если»: получается, не для всех лидерство Татарстана является очевидным.

По логике вещей положительную роль в нивелировании упомянутых проблем должна играть межрегиональная кооперация. Однако, по словам министра экономического развития Республики Башкортостан Е. В. Маврина, «разработанные в субъектах ПФО стратегии и Стратегия развития Приволжского федерального округа слабо скоординированы между собой». Возможно, в этом и кроется резерв роста для всего округа: координация развития Республики Татарстан со всеми остальными регионами может дать мультипликативный эффект и сократить разрывы в экономическом росте между территориями.

При этом хотелось бы, чтобы речь шла не о простом подписании «соглашений о сотрудничестве» между регионами, не о простом составлении некоего «перечня особо значимых проектов округа», а о кропотливой работе по согласованию друг с другом базовых параметров ключевых инвестпроектов, реализуемых в разных субъектах округа — с точки зрения движения трудовых ресурсов, технологий, инвестиций и налогов. Как это делается, например, в рамках подготовки к организации чемпионата мира по футболу.

В целом интересы округа должны превалировать над локальными интересами отдельных территорий и выражаться в отсутствии резких статистических различий между субъектами одного округа.

М. И. ЯНДИЕВ, доцент кафедры «Финансы и кредит» экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат экономических наук

Поделиться