С 2015 года в большинстве субъектов РФ начнется внедрение регионального Стандарта развития конкуренции. В текущем году стандарт опробуют лишь в нескольких регионах, в число которых попала и Ульяновская область. На вопросы журнала «Бюджет» ответили Олег Владимирович АСМУС, доктор экономических наук, министр экономического развития Ульяновской области, и Елена Владимировна ВОЛОВАЯ, директор департамента социально-экономического развития министерства, кандидат экономических наук
Почему ваш регион выбран в качестве пилотного для внедрения Стандарта развития конкуренции?
О. В.: Отмечу, что Ульяновская область вошла в число пилотных регионов по разработке Стандарта развития конкуренции наряду с Республикой Татарстан, Хабаровским краем, Волгоградской, Нижегородской областями и Санкт-Петербургом. Ранее мы уже принимали участие в подобном федеральном проекте: в Ульяновской области был внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
В декабре 2012 года региональной экспертной группой было подтверждено внедрение стандарта по всем его пунктам. Работа над этим проектом позволила переосмыслить целый ряд подходов к вопросу улучшения делового климата в регионе и заложила основу для инвестиционной политики на последующие годы. Результаты внедрения стандарта в Ульяновской области были отмечены как одни из лучших среди пилотных регионов, в связи с чем область стала участником нового федерального проекта.
— Каковы цели данного стандарта? Чего могут ожидать компании, работающие в области?
О. В.: Основные цели стандарта — улучшение конкурентной среды, совершенствование реализации антимонопольной политики, улучшение условий деятельности бизнеса в рамках антимонопольного регулирования, повышение эффективности защиты конкуренции, а также уровня защиты прав потребителей. Стандарт обеспечивает включение функций по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики в приоритеты деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области.
Безусловно, все мероприятия стандарта очень важны для развития конкуренции. Однако самое важное, на наш взгляд, это принятие правовых актов о развитии конкуренции и совершенствовании антимонопольной политики, обеспечение функционирования механизма оценки регулирующего воздействия, стимулирование хозяйствующих субъектов к внедрению системы менеджмента качества.
Развитие конкуренции может и должно улучшить экономические показатели Ульяновской области и страны в целом, оно будет способствовать снижению стоимости продукции, работ и услуг в большинстве отраслей экономики. В конечном итоге мы должны получить крепкую экономику, гибко реагирующую на новые условия.
— Ни для кого не секрет, что в регионах многое зависит от предприятий-монополистов, в частности работающих в сфере ЖКХ. Какие новые возможности для взаимодействия с ними открывает стандарт?
Е. В.: Задача исполнительной власти региона — создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, в рамках которого должен быть обеспечен обязательный учет мнения потребителей при осуществлении тарифного регулирования, а также при утверждении и согласовании инвестиционных программ, схем территориального планирования. В частности, органы власти должны обеспечить контроль за раскрытием информации компаниями-монополистами в соответствии с действующим федеральным законодательством.
— Как будет контролироваться дорожная карта по реализации стандарта? На какой срок она рассчитана?
Е. В.: Дорожная карта содействию развитию конкуренции в Ульяновской области пока в разработке. Хотя уже сейчас можно говорить о том, что это будет документ, включающий в себя конкретные мероприятия с закреплением ответственных ведомств и сроков исполнения.
Контроль за исполнением дорожной карты будет осуществляться в рамках координационного совета, возглавляемого губернатором области. Поскольку Стандарт развития конкуренции должен быть внедрен до конца 2014 года, дорожная карта также рассчитана до конца текущего года. Но реализация Стандарта конкуренции на этом не завершается, она продолжится в следующем году.
— Можете ли вы сказать — исходя из вашей практики министра экономического развития региона, в который активно идут иностранные и российские инвесторы, — что является наиболее важным для привлечения инвестиций с точки зрения конкуренции? Наличие каких правил и, наоборот, отсутствие каких барьеров оказывается самым важным для комфорта инвесторов?
О. В.: В первую очередь мне хотелось бы сказать о роли власти в формировании конкурентной среды. Самое главное — это, конечно, не мешать. Все решения, которые мы намереваемся принять, необходимо оценивать именно с этой точки зрения. Иногда, вроде бы действуя из самых благих побуждений, мы создаем больше «рогаток», чем приносим пользы. Власть не должна быть источником недобросовестной конкуренции. Поэтому у нас действует принцип: власть не занимается бизнесом, а создает условия для развития бизнеса, и по возможности идеальные. Как следствие, Ульяновская область признана лучшим регионом для ведения бизнеса.
Далее, мы одни из первых в России ввели процедуру оценки регулирующего воздействия проектов и нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Эта процедура регламентирует принятие негативных документов, ухудшающих условия для инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Что касается комфорта и барьеров, то, как я уже сказал, у нас созданы одни из лучших в стране условий для привлечения инвестиций. Это наличие промзон с необходимой инфраструктурой, соответствующей законодательной базы и полное понимание важности привлечения инвестиций для экономики. Скажу так: все, что необходимо инвесторам, у нас есть, а Стандарт развития конкуренции создает дополнительные возможности для успешного развития хозяйствующих субъектов.
Возвращаясь к вопросу ВТО, можно добавить, что вступление России в эту организацию оказало незначительное влияние на инвестиционную деятельность в Ульяновской области. Основная часть наших инвесторов приходит из стран — участниц ВТО, то есть им не нужно подстраиваться под ее нормы. Главной задачей остается повышение доступности финансово-кредитных инструментов для модернизации отраслей промышленности в условиях возрастающей конкуренции, а также с учетом того факта, что кредиты для организаций стран Запада, как правило, значительно дешевле, чем для российских предприятий.
— Сегодня предприниматели оценивают уровень конкурентной среды в России в целом как неудовлетворительный. Как с этим обстоит дело в Ульяновской области?
Е. В.: Мнение предпринимателей покажут результаты мониторинга, который необходимо провести в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции. Мониторинг должен ответить на очень важные для нас вопросы: наличие административных барьеров, оценка состояния конкурентной среды, удовлетворенность потребителей и субъектов предпринимательства качеством товаров и услуг, состояние ценовой конкуренции.
В отдельных отраслях, например в розничной торговле, уровень конкуренции достаточно высок. Но есть направления, где предстоит выводить конкуренцию на более высокий уровень. Речь о дошкольном образовании, медицине, жилищно-коммунальном комплексе и ряде других сфер. На наш взгляд, главной причиной неудовлетворительной конкурентной среды в данных отраслях являются недостатки федерального законодательства.
— Смогут ли региональные производители и торговые сети выдерживать конкуренцию с федеральными монополистами?
О. В.: Для начала нужно понять — а что такое монополисты и являются ли ими торговые сети? Очевидно, здесь речь идет уже не столько о развитии конкуренции в обычном ее смысле, а скорее о протекционизме по отношению к местным торговым сетям и местным производителям. Ведь не секрет, что для регионов главное не абстрактная эффективность каких‑то мощных торговых сетей, а рабочие места, занятость, зарплата, налоги, которые поступают в бюджет, и в этом смысле можно говорить о сочетании конкуренции и протекционизма.
Безусловно, в этом сегменте рынка наблюдается высокий уровень конкуренции. Многие из региональных производителей и торговых сетей испытывают определенные трудности. Деятельность федеральных торговых сетей подталкивает местные сети к поиску новых решений и форм осуществления деятельности. Таковой может стать некая форма кооперации, которая поможет противостоять агрессивной политике федералов. Однако в конечном итоге в результате конкурентной борьбы выигрывает покупатель.
— А в целом готов ли, на ваш взгляд, региональный бизнес к переходу от региональной конкуренции к глобальной?
О. В.: Мы уже живем в условиях глобальной экономики. Те компании, с которыми нам приходится конкурировать, когда-то имели возможность расти в тепличных условиях закрытых внутренних рынков. У нас, к сожалению, такой возможности нет. Мы создаем новые отрасли и новых игроков в ситуации, когда о закрытых рынках не стоит и мечтать. И участвуем в совместных проектах, имеющих международную проекцию.
Что касается повышения конкурентоспособности региональных компаний, то ответ здесь, на мой взгляд, достаточно очевидный: другого выбора нет. На самом деле проблема имеет два аспекта: конкуренция на российском рынке и конкуренция на внешних рынках. Мы должны научиться и тому, и другому. На мой взгляд, залог успеха при конкуренции на внешних рынках, равно как и на российском рынке, — добавленная технологическая стоимость. Если мы научимся приращивать модернизационную составляющую в нашей продукции, то наше конкурентное преимущество вырастет.
— Следующий вопрос касается реализации нового законодательства о федеральной контрактной системе. Как этот процесс идет в Ульяновской области?
О. В.: Конечно, на сегодняшний день об итогах реализации контрактной системы как на федеральном, так и на региональном уровнях говорить рано. Правоприменительная практика только начинает складываться. К тому же следует учитывать нестабильность законодательства, ведь уже дважды — в декабре 2013 года и в июне 2014 года — в закон были внесены значительные изменения. Тем не менее могу сказать о нескольких направлениях.
Первое: планирование закупок, которое является важнейшим инструментом прозрачности и эффективности закупок. Как известно, Федеральный закон №
Дополнительно хотел бы отметить, что в Ульяновской области уже сейчас принято решение об использовании трехлетнего планирования закупок для формирования проекта областного бюджета. Это позволит предусмотреть средства исходя не из виртуальных, а реальных потребностей бюджетных структур в определенных товарах, работах и услугах. Долгосрочное планирование нужно не только заказчикам, оно выгодно и потенциальным участникам закупок. Это позволяет им рассчитать свои силы и возможности.
Второе: обоснованность и эффективность закупок.
В Ульяновской области с целью повышения обоснованности и эффективности закупок разработана единая форма пояснительной записки, в которой заказчики перед осуществлением закупок должны обосновать ее необходимость и указать цель, которую она позволит достичь. В отношении отдельных закупок, таких как строительство, реконструкция, закупка автомобильного транспорта и дорогостоящего оборудования, их обоснованность (в том числе в части стоимости) и целесообразность предварительно рассматриваются на правительственной комиссии с участием контролирующих органов, Министерства финансов и Счетной палаты, и только после согласования такая закупка может быть объявлена.
Третье: общественное обсуждение закупок. Непосредственно федеральным законом о контрактной системе установлена обязанность проводить общественное обсуждение закупок, только если ее размер превышает один миллиард рублей. Однако субъектам РФ предоставлено право установить иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для региональных нужд. Следует отметить, что в настоящий момент этим правом воспользовались считаные регионы. Тем не менее, учитывая важность участия общественности в вопросах расходования бюджетных средств, в Ульяновской области принято решение о внедрении института общественного обсуждения и разработке соответствующего нормативного акта.
— Каковы ожидания малого бизнеса в связи со всеми этими изменениями?
Е. В.: Во-первых, закон о контрактной системе предусмотрел более выгодные условия для участия малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках. Доля закупок, которые заказчики обязаны осуществлять у СМП, установлена в размере не менее 15 процентов от совокупного годового объема закупок, верхний предел неограничен. К тому же закупать можно любые товары, работы, услуги, без ограничения по номенклатуре. Поэтому мы рекомендуем областным заказчикам большинство конкурентных процедур по возможности объявлять именно для субъектов малого предпринимательства.
Во-вторых, конечно, не все закупки может целиком потянуть малый бизнес. Прежде всего это касается крупного строительства, реконструкции, проектно-изыскательских работ. Поэтому закон предусматривает не только осуществление закупок напрямую у СМП, но и возможность предъявления требований к генеральному подрядчику (исполнителю) о заключении субподрядных договоров с субъектами малого предпринимательства в определенном объеме. Указанный механизм также направлен на участие СМП в крупных проектах.
В-третьих, закон обязал заказчиков осуществлять оплату исполнения контрактов с субъектами малого предпринимательства не позднее 30 дней с момента подписания актов об исполнении. Учитывая трудности субъектов малого бизнеса с наличием достаточных оборотных средств, это серьезная мера поддержки.
Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ