Версия для печати 2401 Материалы по теме
Основные цели стандарта — улучшение конкурентной среды
Новый стандарт  конкуренции

С 2015 года в большинстве субъектов РФ начнется внедрение регионального Стандарта развития конкуренции. В текущем году стандарт опробуют лишь в нескольких регионах, в число которых попала и Ульяновская область. На вопросы журнала «Бюджет» ответили Олег Владимирович АСМУС, доктор экономических наук, министр экономического развития Ульяновской области, и Елена Владимировна ВОЛОВАЯ, директор департамента социально-экономического развития министерства, кандидат экономических наук

Почему ваш регион выбран в качестве пилотного для внедрения Стандарта развития конкуренции?

О. В.: Отмечу, что Ульяновская область вошла в число пилотных регионов по разработке Стандарта развития конкуренции наряду с Республикой Татарстан, Хабаровским краем, Волгоградской, Нижегородской областями и Санкт-Петербургом. Ранее мы уже принимали участие в подобном федеральном проекте: в Ульяновской области был внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

В декабре 2012 года региональной экспертной группой было подтверждено внедрение стандарта по всем его пунктам. Работа над этим проектом позволила переосмыслить целый ряд подходов к вопросу улучшения делового климата в регионе и заложила основу для инвес­тиционной политики на последующие годы. Результаты внедрения стандарта в Ульяновской области были отмечены как одни из лучших среди пилотных регионов, в связи с чем область стала участником нового федерального проекта.

— Каковы цели данного стандарта? Чего могут ожидать компании, работающие в области?

О. В.: Основные цели стандарта — улучшение конкурентной среды, совершенствование реализации антимонопольной политики, улучшение условий деятельности бизнеса в рамках антимонопольного регулирования, повышение эффективности защиты конкуренции, а также уровня защиты прав потребителей. Стандарт обеспечивает включение функций по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики в приоритеты деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области.

Безусловно, все мероприятия стандарта очень важны для развития конкуренции. Однако самое важное, на наш взгляд, это принятие правовых актов о развитии конкуренции и совершенствовании антимонопольной политики, обеспечение функционирования механизма оценки регулирующего воздействия, стимулирование хозяйствующих субъектов к внедрению системы менеджмента качества.

Развитие конкуренции может и должно улучшить экономические показатели Ульяновской области и страны в целом, оно будет способствовать снижению стоимости продукции, работ и услуг в большинстве отраслей экономики. В конечном итоге мы должны получить крепкую экономику, гибко реагирующую на новые условия.

— Ни для кого не секрет, что в регионах многое зависит от предприятий-монополистов, в частности работающих в сфере ЖКХ. Какие новые возможности для взаимодействия с ними открывает стандарт?

Е. В.: Задача исполнительной власти региона — создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, в рамках которого должен быть обеспечен обязательный учет мнения потребителей при осуществлении тарифного регулирования, а также при утверждении и согласовании инвестиционных программ, схем территориального планирования. В частности, органы власти должны обеспечить контроль за раскрытием информации компаниями-монополистами в соответствии с действующим федеральным законодательством.

— Как будет контролироваться дорожная карта по реализации стандарта? На какой срок она рассчитана?

Е. В.: Дорожная карта содействию развитию конкуренции в Ульяновской области пока в разработке. Хотя уже сейчас можно говорить о том, что это будет документ, включающий в себя конкретные мероприятия с закреплением ответственных ведомств и сроков исполнения.

Контроль за исполнением дорожной карты будет осуществляться в рамках координационного совета, возглавляемого губернатором облас­ти. Поскольку Стандарт развития конкуренции должен быть внедрен до конца 2014 года, дорожная карта также рассчитана до конца текущего года. Но реализация Стандарта конкуренции на этом не завершается, она продолжится в следующем году.

— Можете ли вы сказать — исходя из вашей практики министра экономического развития региона, в который активно идут иностранные и российские инвес­торы, — что является наиболее важным для привлечения инвестиций с точки зрения конкуренции? Наличие каких правил и, наоборот, отсутствие каких барьеров оказывается самым важным для комфорта инвесторов?

О. В.: В первую очередь мне хотелось бы сказать о роли власти в формировании конкурентной среды. Самое главное — это, конечно, не мешать. Все решения, которые мы намереваемся принять, необходимо оценивать именно с этой точки зрения. Иногда, вроде бы действуя из самых благих побуждений, мы создаем больше «рогаток», чем приносим пользы. Власть не должна быть источником недобросовестной конкуренции. Поэтому у нас действует принцип: власть не занимается бизнесом, а создает условия для развития бизнеса, и по возможности идеальные. Как следствие, Ульяновская область признана лучшим регионом для ведения бизнеса.

Далее, мы одни из первых в России ввели процедуру оценки регулирующего воздействия проектов и нормативных правовых актов Ульяновской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Эта процедура регламентирует принятие негативных документов, ухудшающих условия для инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Что касается комфорта и барьеров, то, как я уже сказал, у нас созданы одни из лучших в стране условий для привлечения инвестиций. Это наличие промзон с необходимой инфраструктурой, соответствующей законодательной базы и полное понимание важности привлечения инвестиций для экономики. Скажу так: все, что необходимо инвесторам, у нас есть, а Стандарт развития конкуренции создает дополнительные возможности для успешного развития хозяйствующих субъектов.

Возвращаясь к вопросу ВТО, можно добавить, что вступление России в эту организацию оказало незначительное влияние на инвестиционную деятельность в Ульяновской области. Основная часть наших инвесторов приходит из стран — участниц ВТО, то есть им не нужно подстраиваться под ее нормы. Главной задачей остается повышение доступности финансово-кредитных инструментов для модернизации отраслей промышленности в условиях возрастающей конкуренции, а также с учетом того факта, что кредиты для организаций стран Запада, как правило, значительно дешевле, чем для российских предприятий.

— Сегодня предприниматели оценивают уровень конкурентной среды в России в целом как неудовлетворительный. Как с этим обстоит дело в Ульяновской области?

Е. В.: Мнение предпринимателей покажут результаты мониторинга, который необходимо провести в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции. Мониторинг должен ответить на очень важные для нас вопросы: наличие административных барьеров, оценка состояния конкурентной среды, удовлетворенность потребителей и субъектов предпринимательства качеством товаров и услуг, состояние ценовой конкуренции.

В отдельных отраслях, например в розничной торговле, уровень конкуренции достаточно высок. Но есть направления, где предстоит выводить конкуренцию на более высокий уровень. Речь о дошкольном образовании, медицине, жилищно-коммунальном комплексе и ряде других сфер. На наш взгляд, главной причиной неудовлетворительной конкурентной среды в данных отраслях являются недостатки федерального законодательства.

— Смогут ли региональные производители и торговые сети выдерживать конкуренцию с федеральными монополистами?

О. В.: Для начала нужно понять — а что такое монополисты и являются ли ими торговые сети? Очевидно, здесь речь идет уже не столько о развитии конкуренции в обычном ее смысле, а скорее о протекционизме по отношению к местным торговым сетям и местным производителям. Ведь не сек­рет, что для регионов главное не абстрактная эффективность каких‑то мощных торговых сетей, а рабочие места, занятость, зарплата, налоги, которые поступают в бюджет, и в этом смысле можно говорить о сочетании конкуренции и протекционизма.

Безусловно, в этом сегменте рынка наблюдается высокий уровень конкуренции. Многие из региональных производителей и торговых сетей испытывают определенные трудности. Деятельность федеральных торговых сетей подталкивает местные сети к поиску новых решений и форм осуществления деятельности. Таковой может стать некая форма кооперации, которая поможет противостоять агрессивной политике федералов. Однако в конечном итоге в результате конкурентной борьбы выигрывает покупатель.

— А в целом готов ли, на ваш взгляд, региональный бизнес к переходу от региональной конкуренции к глобальной?

О. В.: Мы уже живем в условиях глобальной экономики. Те компании, с которыми нам приходится конкурировать, когда-то имели возможность расти в тепличных условиях закрытых внутренних рынков. У нас, к сожалению, такой возможности нет. Мы создаем новые отрасли и новых игроков в ситуации, когда о закрытых рынках не стоит и мечтать. И участвуем в совместных проектах, имеющих международную проекцию.

Что касается повышения конкурентоспособности региональных компаний, то ответ здесь, на мой взгляд, достаточно очевидный: другого выбора нет. На самом деле проблема имеет два аспекта: конкуренция на российском рынке и конкуренция на внешних рынках. Мы должны научиться и тому, и другому. На мой взгляд, залог успеха при конкуренции на внешних рынках, равно как и на российском рынке, — добавленная технологическая стоимость. Если мы научимся приращивать модернизационную составляющую в нашей продукции, то наше конкурентное преимущество вырастет.

— Следующий вопрос касается реализации нового законодательства о федеральной контрактной системе. Как этот процесс идет в Ульяновской области?

О. В.: Конечно, на сегодняшний день об итогах реализации контрактной системы как на федеральном, так и на региональном уровнях говорить рано. Правоприменительная практика только начинает складываться. К тому же следует учитывать нестабильность законодательства, ведь уже дважды — в декабре 2013 года и в июне 2014 года — в закон были внесены значительные изменения. Тем не менее могу сказать о нескольких направлениях.

Первое: планирование закупок, которое является важнейшим инструментом прозрачности и эффективности закупок. Как известно, Федеральный закон № 44-ФЗ предус­матривает двухэтапное планирование, которое будет осуществляться начиная с 2016 года. Каждый заказчик будет формировать трехлетний план закупок на бюджетный год и плановый период, а на основании планов составлять ежегодные детализированные планы-графики закупок. Указанные документы будут размещаться в единой информационной системе закупок, при этом осуществление закупок, не включенных в планы-графики, законом не допускается.

Дополнительно хотел бы отметить, что в Ульяновской области уже сейчас принято решение об использовании трехлетнего планирования закупок для формирования проекта областного бюджета. Это позволит предусмотреть средства исходя не из виртуальных, а реальных потребностей бюджетных структур в определенных товарах, работах и услугах. Долгосрочное планирование нужно не только заказчикам, оно выгодно и потенциальным участникам закупок. Это позволяет им рассчитать свои силы и возможности.

Второе: обоснованность и эффективность закупок. 94-й закон практически не уделял указанным вопросам внимания, в то время как в контрактной системе они ставятся во главу угла. Закупка и соответствующее освоение бюджетных средств не должны превращаться в самоцель. Закупка должна быть осуществлена в отношении того, что действительно необходимо и что позволит органу власти или бюджетному учреждению повысить эффективность деятельности, направленной на решение социально значимых задач.

В Ульяновской области с целью повышения обоснованности и эффективности закупок разработана единая форма пояснительной запис­ки, в которой заказчики перед осуществлением закупок должны обосновать ее необходимость и указать цель, которую она позволит достичь. В отношении отдельных закупок, таких как строительство, реконструкция, закупка автомобильного транспорта и дорогостоящего оборудования, их обоснованность (в том числе в части стоимости) и целесообразность предварительно рассматриваются на правительственной комиссии с участием контролирующих органов, Министерства финансов и Счетной палаты, и только после согласования такая закупка может быть объявлена.

Третье: общественное обсуждение закупок. Непосредственно федеральным законом о контрактной системе установлена обязанность проводить общественное обсуждение закупок, только если ее размер превышает один миллиард рублей. Однако субъектам РФ предоставлено право установить иные случаи проведения обязательного общес­твенного обсуждения закупок для региональных нужд. Следует отметить, что в настоящий момент этим правом воспользовались считаные регионы. Тем не менее, учитывая важность участия общественности в вопросах расходования бюджетных средств, в Ульяновской области принято решение о внедрении института общественного обсуждения и разработке соответствующего нормативного акта.

— Каковы ожидания малого бизнеса в связи со всеми этими изменениями?

Е. В.: Во-первых, закон о контрактной системе предусмотрел более выгодные условия для участия малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках. Доля закупок, которые заказчики обязаны осуществлять у СМП, установлена в размере не менее 15 процентов от совокупного годового объема закупок, верхний предел неограничен. К тому же закупать можно любые товары, работы, услуги, без ограничения по номенклатуре. Поэтому мы рекомендуем областным заказчикам большинство конкурентных процедур по возможности объявлять именно для субъектов малого предпринимательства.

Во-вторых, конечно, не все закупки может целиком потянуть малый бизнес. Прежде всего это касается крупного строительства, реконструкции, проектно-изыскательских работ. Поэтому закон предусматривает не только осуществление закупок напрямую у СМП, но и возможность предъявления требований к генеральному подрядчику (исполнителю) о заключении субподрядных договоров с субъектами малого предпринимательства в определенном объеме. Указанный механизм также направлен на участие СМП в крупных проектах.

В-третьих, закон обязал заказчиков осуществлять оплату исполнения контрактов с субъектами малого предпринимательства не позднее 30 дней с момента подписания актов об исполнении. Учитывая трудности субъектов малого бизнеса с наличием достаточных оборотных средств, это серьезная мера поддержки.

Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться