Заместитель премьер-министра правительства Республики Башкортостан — министр экономического развития Евгений Викторович МАВРИН уверен, что регионы Приволжского федерального округа обладают серьезным потенциалом для укрепления взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества.
— Евгений Викторович, недавно рейтинговое агентство Moody’s подтвердило высокий кредитный рейтинг Республики Башкортостан. В какой мере этот рейтинг отражает экономическую динамику в республике, а также активность инвесторов?
— Сегодня Башкортостан — один из крупнейших субъектов Российской Федерации с динамично развивающейся экономикой, огромным ресурсным и производственным потенциалом. Темпы роста экономики превышают средние значения по стране. Стабильную динамику социально-экономического развития, высокую эффективность системы государственного управления республики подтверждают оценки международных рейтинговых агентств.
Республика занимает передовые места по целому ряду позиций: инвестиционной привлекательности, удобству ведения бизнеса, конкурентоспособности регионов, открытости и прозрачности организации экономической политики. Башкортостан обладает значительным потенциалом для размещения новых производств, реализации проектов любого направления и масштаба, что создает предпосылки для формирования на территории региона новых центров экономического роста, притока кадров, поступления налогов в бюджеты разных уровней.
Очевидно, что вопрос привлечения инвестиций — это вопрос перспектив развития региона. Инвестиции в первом квартале текущего года выросли на 12,5 процента по сравнению с прошлогодним показателем. За предыдущие три года в республику привлечено более 700 миллиардов рублей инвестиций: за
В регионе ведется системная работа по привлечению инвесторов в инфраструктурные, промышленные и сельскохозяйственные проекты. Причем приоритетным направлением является агропромышленный комплекс — здесь реализуются крупные проекты по развитию мясного производства и молочного скотоводства. В ближайшие годы планируется увеличение объемов производства молока, соответственно, возникнет потребность в его переработке. Добавлю, что уже сегодня Башкортостан входит в пятерку ведущих сельскохозяйственных регионов России.
Республика находится на пересечении важнейших железнодорожных и автомобильных магистралей, водных и воздушных путей. В настоящее время одобрены первые две концепции проектов государственно-частного партнерства по развитию транспортной инфраструктуры. Это «Создание нового выезда из города Уфы на автомобильную дорогу федерального значения М-5 „Урал“ (Восточный выезд)» и «Строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Башкортостан „Стерлитамак — Кага — Магнитогорск“» общей стоимостью более 45 миллиардов рублей. Отмечу, ГЧП в Башкортостане имеет большой потенциал, который республика планирует реализовать в сфере социальных услуг, туризма, утилизации и переработки ТБО и развития санаторно-курортного комплекса.
— Какие меры, стимулирующие привлечение инвестиций или направленные на улучшение делового климата, сегодня используются в республике? Насколько они эффективны?
— В республике сформировано благоприятное инвестиционное законодательство, предоставляющее равные права и возможности как для российских, так и для иностранных инвесторов. Инвестиционная политика региона сегодня направлена на создание условий для роста капитализации бизнеса, сбалансированного развития экономики, организацию системной работы институтов развития, повышение активности муниципальных образований в инвестиционной сфере и улучшение инфраструктурной обеспеченности региона.
С 2012 года для инвесторов действует система льготного налогообложения. В зависимости от объема вложенных инвестиций снижается ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджет Республики Башкортостан, — до 13,5 процента при базовой ставке 18 процентов. Срок действия льготной ставки составляет до десяти лет, на этот же период инвесторы освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Для инвесторов, реализующих проекты на территориях муниципальных образований республики, включенных в утвержденные правительством Башкортостана комплексные программы социально-экономического развития, снижен порог по вкладываемым инвестициям для получения налоговых льгот со 100 до 30 миллионов рублей.
В республике разработан порядок государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов. Башкортостан стремится оказывать максимальную поддержку инвестпроектам посредством различных финансовых и нефинансовых мер, которые максимально учитывают интересы инвестора и минимизируют его риски.
Подчеркну, что регион активно взаимодействует с крупными инвестиционными компаниями, федеральными институтами развития. В числе других пилотных российских регионов с 2012 года в республике внедряется Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Стандарт описывает нормативные документы и организационные решения, которые должны быть приняты по 15 направлениям в целях создания благоприятной административной среды для привлечения инвестиций.
В 2013 году правительство Республики Башкортостан подписало соглашения о сотрудничестве в инвестиционной сфере с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Международным банком реконструкции и развития, Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
Для определения инвестиционных приоритетов региона утверждена Стратегия инвестиционного развития Республики Башкортостан до 2020 года. В стратегии обозначены территории, отрасли, технологии опережающего развития, а также осваиваемые виды продукции, работ и услуг, планируемые к реализации проекты.
Активно работают региональные институты развития: ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан», ОАО «Региональный фонд». В августе 2013 года создан новый региональный институт — ГАУ РБ «Агентство по привлечению инвестиций». В целях создания благоприятного инвестиционного климата, наращивания объемов привлекаемых в республику инвестиций проводится активная работа по созданию и продвижению бренда региона, повышению коммуникационного рейтинга.
— В Приволжском федеральном округе действует долгосрочная Стратегия социально-экономического развития. Учитываете ли вы ее при планировании экономической деятельности?
— К сожалению, разработанные в субъектах ПФО стратегии и Стратегия развития Приволжского федерального округа слабо скоординированы между собой. В связи с этим они не позволяют достичь так называемого синергетического эффекта ни от межрегионального взаимодействия, ни от использования конкурентных преимуществ субъектов ПФО. И дело даже не в том, что региональные стратегии не учитывают вектор развития ПФО. Как раз наоборот: единый нефтегазохимический комплекс ПФО, традиционные связи и выстроенные сбытовые и маркетинговые цепочки между предприятиями округа, единая транспортная система, наконец, тесные культурные и бытовые связи жителей регионов, приграничное межмуниципальное сотрудничество определяют сегодня необходимость межрегионального взаимодействия.
Причин несогласованности стратегий несколько. И главная — отсутствие методологических, методических документов и нормативно-правовых основ, обеспечивающих функционирование единой системы стратегического планирования. С 2010 года в работе на федеральном уровне находился закон о стратегическом планировании, но принят он был только 28 июня 2014 года. Считаем, он станет реальным подспорьем для систематизации работы по стратпланированию на всех уровнях.
Кроме того, очень сложно интегрировать приоритеты развития регионов, обладающих различным ресурсным потенциалом и возможностями, если нет общей консолидирующей идеи развития: регионы при разработке документов окружного и федерального уровней тянут одеяло на себя, решая проблемы развития своих территорий.
— Есть ли у республики какая-то своя уникальная экономическая ниша, специализация в рамках этой стратегии и в целом в экономике ПФО? Какой вы ее видите?
— Башкортостан очень фрагментарно представлен в стратегии ПФО, несмотря на то что является одним из опорных регионов округа. Приведу только один пример: при описании развития нефтегазохимического комплекса Приволжского федерального округа в инвестиционных проектах стратегии ПФО вообще не представлены проекты Республики Башкортостан. А ведь на нашей территории располагаются ведущие предприятия отрасли: «Башнефть», «Газпромнефтехим», «Полиэф», предприятия группы компаний «Башкирская химия»! Вопрос: как можно реализовать заявленные в стратегии цели без участия системообразующих предприятий округа?
Если говорить о специфике нашего региона, то она заключена в его скрытых возможностях. Советский Союз «подарил» республике крупнейший нефтегазохимический комплекс, основу которого составляют предприятия по переработке нефти и газа. Расположение в предгорьях Урала, сочетание гор, долин, множества рек, озер обеспечило республике потрясающие возможности для развития туризма, в том числе санаторно-курортного и рекреационного. Предприятия оборонного комплекса, эвакуированные в республику в Великую Отечественную войну и созданные после нее на базе природных ресурсов Учалов, Кумертау, Белорецка, Салавата, Стерлитамака, Ишимбая, Сибая, Баймака, сформировали комплекс оборонных и авиационных предприятий, металлургические и обогатительные производства.
В сочетании с мощной исследовательской базой нефтехимии, конструкторских бюро в области нефтегазосервисного и авиационного машиностроения, образовательных учреждений по подготовке специалистов в самых различных областях знаний, сетью малых и средних городов, расположенных каркасом по всей территории РБ, и развитым сельскохозяйственным комплексом Республика Башкортостан выступает сбалансированным стабильным регионом ПФО, который способен продемонстрировать дальнейший рост в самых различных направлениях экономической и социальной деятельности. Разнообразная компиляция ресурсов — наша специфика, возможность и основное преимущество. Другое дело, как это преимущество использовать.
Мы видим очень хорошие перспективы в кластерном развитии территорий, в межмуниципальном сотрудничестве через формирование субрегиональных зон развития и агломераций, в управлении миграционными процессами через максимальное использование городского каркаса.
— Происходит ли конкуренция с другими регионами округа за инвестора, за федеральные субсидии? Насколько она активна, как проявляется на практике?
— Главными трендами региональной политики сегодня должны стать гибкость в использовании преимуществ конкуренции и кооперации, опора на принципы кластерной политики, формирование перспективных «полюсов роста» и новых рынков.
Стоит говорить даже не о конкуренции, а об укреплении взаимовыгодного инвестиционного сотрудничества. Например, ежегодно товарооборот Республики Башкортостан с остальными субъектами РФ составляет около 10 миллиардов долларов США. У нас заключено свыше 60 межправительственных соглашений с другими регионами. Взят курс на кластерное развитие региона на базе уже существующих высокотехнологичных производств и высокопрофессиональных кадров. Башкортостан готов принять участие и в формировании международных, межрегиональных кластеров, предложить имеющиеся промышленные центры и инфраструктуру в качестве звеньев общероссийских и международных кластерных цепочек. Совместные проекты могут касаться строительства на границах регионов мостов и дорог, генерирующих мощностей электроэнергетики, крупных элеваторов, объектов переработки сельскохозяйственной продукции, более полной загрузки промышленных производств, логистических центров, складских комплексов.
Исходя из условий, характерных для региона, складывается и конкуренция за федеральные субсидии. Здесь можно отметить тот факт, что часть межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляется в форме субсидий на конкурсной основе. В данном случае, как и в любом конкурсе, результат зависит от качества предоставляемой заявки, материалов, а также от подготовки других участников, претендующих на получение федеральных средств.
Что мы сегодня можем предложить федеральному центру? Благоприятный инвестиционный климат, развитое производство, удобное территориальное расположение, высококвалифицированные кадры, финансовую стабильность. Республика готова к проведению крупных международных, российских и межрегиональных мероприятий, к реализации инвестиционных проектов, к выполнению мероприятий федеральных программ и достижению требуемых показателей.
Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ