Напомним, 29 мая 2014 года был подписан договор о создании Евразийского экономического союза. В нем выделяются сектора, где компаниям из других стран-участниц будет предоставляться национальный режим. Однако там же перечислены и сферы, где пока сохранятся ограничения и национальные особенности регулирования. «Важно понять, где проходит эта граница, где баланс интересов между национальным и международным, — отметил статс-секретарь — заместитель министра финансов России Ю. И. Зубарев. — Тогда можно будет двигаться к полноценной интеграции, к гармонизации налогового, таможенного законодательства. Будучи регулирующим органом, мы воспринимаем этот процесс в том числе и как вызов. Потому что на практике сталкиваемся с реальной конкуренцией юрисдикций, национальных налоговых режимов».
«В случае ратификации майского договора законодательными органами трех стран 1 января 2015 года мы проснемся в новой исторической реальности», — заявил министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Т. М. Сулейменов. ЕАЭС станет шестой в мире экономикой по совокупному ВВП, который сегодня приближается к 3 триллионам долларов. Помимо прочего, он будет располагать 20% мировых запасов газа и 15% — нефти. К 2025 году должен появиться единый финансовый рынок и единый финансовый регулятор со штаб-квартирой в городе Алма-Ате. «Создание единого финансового рынка — амбициозная задача. Ведь даже чтобы просто обеспечить гармонизацию законодательства, потребуется большая работа. Наши страны шли похожими курсами, но сегодня сохраняется много нюансов и особенностей национального регулирования», — добавил министр.
По мнению президента РСПП А. Н. Шохина, согласованная экономическая политика и обеспечение свободного движения капиталов, товаров, услуг, трудовых ресурсов должны стать дополнительным источником экономического роста стран ЕАЭС. Однако развитие интеграции сопряжено с рисками. Например, с перемещением факторов производства, которые могут перекрывать экономический рост в тех или иных странах. «Оборотной стороной интеграционных процессов является конкуренция юрисдикций. Новые инициативы Минфина России по введению дополнительных налогов, повышению ставок — путь к поражению России в этой конкуренции. Стоимость рабочей силы, в целом издержки на продукцию в России будут намного выше, чем в Республике Казахстан. Вполне возможно, предприниматели будут пополнять бюджет именно этого государства. Перерегистрация бизнесов уже отмечается», — сказал Шохин.
В современных условиях финансовые институты нуждаются в более широких рынках, чем им могут обеспечить отдельные государства. Без этого они не могут достичь максимальной эффективности, расширить круг клиентов. «Страны единого экономического пространства постепенно продвигаются к реализации этой идеи. Но мы только в начале длительного пути», — считает президент Всероссийского союза страховщиков И. Ю. Юргенс. «Один из уроков европейского опыта интеграции заключается в том, что значение национальных валют в обслуживании внутренних и внешних расчетов должно расти. Но на пространстве СНГ расчеты по взаимной торговле осуществляются преимущественно в рублях и долларах», — отметил он. По данным Юргенса, в 2012 году доля российского рубля в этих расчетах составила около 60%, доллара — порядка 32%. На валюты остальных стран СНГ пришлось меньше 2%.
Главный вызов текущего этапа евразийской интеграции состоит в том, что мгновенные эффекты от развития интеграции были отыграны в
Несмотря на высказанные опасения, все участники форума положительно оценили идею евразийской интеграции.
Потребительская инфляция |
Государственный долг к ВВП |
Сальдо платежного баланса к ВВП |
Доля накоплений в ВВП |
Фискальная нагрузка |
|
Россия |
6,7 |
11,0 |
5,2 |
23,5 |
37,7 |
Казахстан |
5,7 |
12,4 |
6,2 |
23,1 |
26,3 |
Белоруссия |
27,6 |
38,3 |
-3,6 |
32,5 |
40,7 |