В развитых странах благотворительность давно считается частью повседневной жизни. Определенные подвижки в этом направлении происходят и в России. Тем не менее о превращении филантропии в полноценную социальную норму говорить пока не приходится.
Известно, что в европейских странах и в США детей приучают к участию в благотворительности едва ли не с детского сада — с помощью ярких книжек, игр, тематических уроков. Подростков привлекают к проведению благотворительных ярмарок, причем они перечисляют собранные деньги в фонды, которые выбирают сами. Со школьной скамьи дети знают, что такое онкология и СПИД, как эти болезни диагностируют и лечат. Это стандартная часть школьной программы: детям объясняют, что от тяжелых недугов никто не застрахован и люди должны помогать друг другу.
В США благотворительность — целая индустрия по сбору денег, работающая как часы. Для стимулирования благотворительности в стране созданы все условия. Жертвовать деньги очень просто и удобно: их можно перевести в процессе оплаты коммунальных услуг, во время похода в магазин, кликом мыши в соцсетях или в ходе СМС-акции. Перечислить пусть даже совсем небольшую сумму нуждающимся — такая же привычка, как ежемесячные платежи за телефон или интернет.
В России же темы болезни и смерти во многом табуированы, люди инстинктивно избегают негативных чувств, стремясь жить так, как будто болезней, нищеты и прочих невзгод просто не существует. Поэтому, столкнувшись с несчастьем, они нередко оказываются в полной растерянности и одиночестве: диагноз «рак» большинство воспринимают как приговор, инвалидов родственники прячут от людских глаз, а новорожденный ребенок с синдромом Дауна, как правило, оказывается в детском доме.
Впрочем, постепенно в России слова «волонтерство», «социальная ответственность», «помощь нуждающимся» перестают быть пустым звуком, говорит в одном из своих последних интервью президент благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» А. К. Федермессер. Социальная реклама на улицах городов, многочисленные публикации в СМИ и соцсетях делают свое дело: благотворительность больше не считают уделом лишь богатых, а число жертвователей и средняя сумма пожертвований растут. Способствует развитию благотворительности и формирование в стране среднего класса.
Язык цифр
В то же время о превращении филантропии в норму социальной жизни в России пока говорить не приходится. По итогам 2013 года в рейтинге стран мира по индексу благотворительности CAF Россия заняла
По данным опроса, опубликованного в июне Национальным агентством социальных исследований, количество россиян-филантропов после кризисного 2008 года сократилось в два раза. С 32% до 27% уменьшилась доля тех, кто в последнее время делал благотворительные пожертвования несколько раз. Каждый второй житель страны за последние годы не оказывал нуждающимся никакой помощи. Среди способов благотворительных пожертвований в опросе лидировала милостыня (70%). 33% жертвователей бросали деньги в специальные ящики, 32% респондентов делали переводы с помощью СМС-сообщений.
Последние исследования проекта Добро Mail.Ru и ВЦИОМа показали, что благотворительность в нашей стране — стихийная, эмоциональная: пользователи интернета видят в соцсетях историю о больном младенце и под влиянием момента собирают всем миром средства, чтобы поучаствовать в сиюминутном чуде. Или, проникнувшись телепередачей о детских домах, везут в один из них подарки. Наиболее охотно россияне помогают детям (83%), старикам (53%), животным (43%) и экологическим проектам (37%).
Вредная необходимость
Сегодня основной системой благотворительности в России остается адресная помощь, представляющая собой разовые акции по сбору средств для конкретных людей. По данным рейтинга благотворительности CAF, лишь 6% населения нашей страны жертвуют средства благотворительным организациям, тогда как самостоятельно незнакомцам помогает треть наших сограждан — 33%.
К сожалению, слишком многие остаются неохваченными адресной помощью из-за того, что жертвователи руководствуются личными симпатиями. С большим желанием они перечисляют деньги пятилетней москвичке Маше Ивановой, чем ее ровеснику с таджикской фамилией. Но если у детей есть хоть какие-то шансы, то помощь взрослым стоит у нас в стране лишь на пятом месте по популярности, и, таким образом, они оказываются за бортом благотворительности. Что уж говорить о бывших заключенных, бездомных, ВИЧ-инфицированных и больных туберкулезом.
Разовые сборы, как правило, малоэффективны, если человеку требуется не дорогостоящая операция, а долгое лечение, реабилитация, каждодневный уход. Кроме того, фундаментальные проблемы вроде сиротства или аутизма адресная помощь решить просто не в состоянии. Ведь деньги, потраченные на игрушки воспитанникам детских домов, могли бы пойти на профессиональных педагогов, на социализацию, в конце концов, на профилактику сиротства. Бесконечные подарки и праздники только усложнят в дальнейшем адаптацию детдомовца в обществе, считают специалисты.
Представители благотворительных фондов называют адресную помощь малоэффективной и безответственной. По их словам, рутинное пожертвование гражданами хотя бы 100 рублей с каждой зарплаты в благотворительную организацию принесло бы куда больше пользы. Но до тех пор, пока системной благотворительности в России нет, адресная помощь остается неизбежной необходимостью. В первую очередь она нужна тем людям, для которых решается вопрос жизни и смерти.
К слову, многие фонды, в частности «Подари жизнь», «Вера», Русфонд, получают адресную помощь, но она идет не напрямую в семью, а через ответственную организацию. Проблема в том, что половина россиян (49%) не доверяет фондам, считая, что те занимаются отмыванием денег и работают неэффективно. Хотя риск нарваться на мошенников в области адресной помощи гораздо выше. По разным оценкам, от трети до четверти всех частных сборов в интернете организованы злоумышленниками.
Вопрос репутации
Точного числа реально работающих в России благотворительных фондов никто не знает. Некоммерческих организаций в России более 200 тысяч, благотворительных фондов — около 9 тысяч. Из 8,8 тысячи благотворительных фондов, зарегистрированных до 2013 года, публичные отчеты за 2012 год на сайте Минюста есть лишь у 1,6 тысячи организаций. И только 410 фондов практикуют сбор пожертвований, предоставляют контактную информацию и внятную статистику.
Союз благотворительных организаций «Форум доноров» в недавно опубликованном «Докладе о состоянии и развитии фондов в России» зафиксировал деятельность 87 реально работающих фондов. Совокупный бюджет 70 из них составил в 2012 году около 6 миллиардов рублей. Самыми популярными направлениями работы фондов оказались образование и просвещение. За ними следуют поддержка социально уязвимых групп и здравоохранения.
Во всем мире некоммерческие организации существуют в основном на частные пожертвования. В США доля корпоративной помощи составляет всего около 10% от общего бюджета благотворительности. Остальное — частные взносы. Причем до 80% всех средств от частных лиц собирают именно посредники. В России пока все наоборот: благотворительные пожертвования предприятий в десятки раз превосходят филантропию частных лиц.
Впрочем, зачастую такую «социальную ответственность» компаний можно объяснить давлением государства. Тем более что особенных законодательных стимулов заниматься филантропией у бизнеса нет. Несмотря на многочисленные разговоры, в России так и не был принят закон о меценатстве, который принес бы налоговые послабления предпринимателям, жертвующим деньги на благотворительные проекты.
Пожалуй, главная причина недоверия к фондам у населения — отсутствие информации. При этом большинство наших сограждан никогда не имели дела с благотворительными организациями и их представления основываются на домыслах и слухах. Во многом это отголосок
Не прибавляют популярности фондам и резкие высказывания российских чиновников в их адрес, а также политика государства в целом. В 2012 году после принятия нового закона об НКО целый ряд благотворительных организаций подвергся прокурорским проверкам. А недавно вице-премьер О. Ю. Голодец призвала Минздрав отслеживать работу фондов по отправке пациентов на лечение за рубеж. Она добавила, что благотворительные фонды нередко собирают деньги на лечение за границей тех, кого с успехом можно лечить в России. Вслед за ней глава думского Комитета по охране здоровья С. В. Калашников фактически обвинил российские благотворительные фонды в жульничестве. И хотя общественники и многие врачи резко раскритиковали эти заявления, осадок остался.
Из-за тотального недоверия очень многие фонды сегодня работают «под честное имя» своих сотрудников. На своей страничке в Facebook координатор фонда помощи хосписам «Вера» Лидия Мониава успешно собирает в короткие сроки сотни тысяч рублей на домашние аппараты ИВЛ (искусственной вентиляции легких) для больных детей, чтобы вытащить их из реанимации. По словам Мониавы, некоторые жертвователи просят ее не перечислять деньги в фонд, а отдать напрямую нуждающимся.
Можно ничего не знать о фонде «Справедливая помощь», помогающем неизлечимым больным, но имя его исполнительного директора Е. П. Глинки — или Доктора Лизы — у всех на слуху. По словам Глинки, пожертвования в благотворительную организацию часто поступают на ее имя. Точно так же репутация фонда «Подари жизнь» — во многом заслуга его учредительниц Ч. Н. Хаматовой и Д. А. Корзун.
Мифы о благотворительности
Предрассудки, окружающие благотворительность в России, мешают ее развитию гораздо больше, чем разного рода административные барьеры и бюрократия.
Так, к жертвователям, особенно обеспеченным и известным, в российском обществе до сих пор относятся с подозрением. В их помощи непременно видят корысть, пиар и даже желание «замолить грехи». Отсюда и стремление самих благотворителей к анонимности, которое отнюдь не способствует популяризации филантропии. При этом, например, в США благотворительные балы — обычная составляющая светской жизни. Бизнесмены и знаменитости под прицелами камер жертвуют внушительные суммы, не опасаясь, что кто-то после этого начнет считать деньги у них в карманах. Такие мероприятия привлекают внимание общества и государства к благотворительности, делают эту сферу более открытой и прозрачной. В конце концов, тяжелобольному ребенку все равно, какие цели преследовал жертвователь, если собранные деньги помогли сделать его жизнь чуть лучше.
Таблица. Россия и топ-30 Всемирного рейтинга благотворительности (WGI)
Рейтинг |
Страна |
Индекс |
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
1 |
Соединенные Штаты Америки |
61 |
77 |
62 |
45 |
2 |
Канада |
58 |
64 |
68 |
42 |
2 |
Мьянма |
58 |
46 |
85 |
43 |
2 |
Новая Зеландия |
58 |
67 |
67 |
40 |
5 |
Ирландия |
57 |
64 |
70 |
37 |
6 |
Великобритания |
57 |
65 |
76 |
29 |
7 |
Австралия |
55 |
64 |
67 |
34 |
8 |
Нидерланды |
54 |
57 |
69 |
37 |
9 |
Катар |
51 |
73 |
60 |
19 |
10 |
Шри-Ланка |
48 |
54 |
45 |
46 |
11 |
Норвегия |
48 |
53 |
56 |
35 |
12 |
Мальта |
47 |
46 |
72 |
24 |
12 |
Швейцария |
47 |
54 |
56 |
32 |
14 |
Ливия |
46 |
72 |
29 |
37 |
15 |
Австрия |
45 |
56 |
52 |
28 |
16 |
Филиппины |
45 |
60 |
31 |
43 |
17 |
Гонконг |
44 |
55 |
63 |
15 |
17 |
Исландия |
44 |
45 |
63 |
25 |
17 |
Индонезия |
44 |
40 |
63 |
30 |
20 |
Нигерия |
44 |
66 |
30 |
36 |
21 |
Италия |
44 |
56 |
50 |
25 |
22 |
Германия |
43 |
56 |
47 |
27 |
23 |
Коста-Рика |
43 |
65 |
37 |
27 |
24 |
Кипр |
43 |
54 |
47 |
27 |
25 |
Дания |
42 |
53 |
54 |
20 |
26 |
Сомалиленд |
42 |
59 |
49 |
18 |
26 |
Туркменистан |
42 |
53 |
16 |
57 |
28 |
Гаити |
42 |
44 |
45 |
36 |
28 |
Люксембург |
42 |
44 |
51 |
30 |
30 |
Гватемала |
41 |
55 |
29 |
40 |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
123 |
Россия |
19 |
33 |
6 |
17 |
Рейтинговая таблица содержит совокупный Индекс благотворительности, а также показатели стран по трем вопросам:
1. Процент населения, который оказывает помощь незнакомым людям, нуждающимся в помощи.
2. Процент населения, который делает пожертвования на благотворительные цели.
3. Процент населения, который участвует в волонтерской деятельности.
О собственной благотворительности наши сограждане тоже предпочитают молчать, считая это неприличным. Между тем, как показал опрос Добро Mail.Ru и ВЦИОМа, 25% интернет-пользователей стали бы заниматься благотворительностью, если бы чаще слышали о позитивном опыте участия в благотворительных проектах от знакомых или известных людей.
Существует еще одно распространенное мнение: помогать могут якобы только богатые, у которых есть лишние деньги. Многие и не подозревают, что благотворительность не упирается в серьезные деньги. Также она не требует особого героизма, ограничений или лишений. Можно стать волонтером: помыть окна в хосписе или навестить стариков в доме престарелых. А можно сделать пожертвования привычкой и каждый месяц перечислять небольшую сумму в надежный фонд.
В ближайшее время на фоне фактической экономической рецессии благотворительные бюджеты компаний, скорее всего, будут сокращаться. Благотворительные фонды в этих условиях должны будут направить еще больше усилий на привлечение частных пожертвований и волонтеров. В Москве им удалось сделать тему помощи нуждающимся модной: в столице наблюдается настоящий благотворительный бум. Теперь дело за регионами.
Давление на НКО с помощью закона об «иностранных агентах» по сравнению с
У. А. ИВАНОВА