Версия для печати 4576 Материалы по теме
Благотворительный фонд «Подари жизнь» ежегодно организует уникальное международное спортивное мероприятие — Всемирные детские игры победителей, — спортивные соревнования для детей, перенесших онкозаболевания
Благотворительность в России: мифы и реальность

В развитых странах благотворительность давно считается частью повседневной жизни. Определенные подвижки в этом направлении происходят и в России. Тем не менее о превращении филантропии в полноценную социальную норму говорить пока не приходится.

Известно, что в европейских странах и в США детей приучают к участию в благотворительности едва ли не с детского сада — с помощью ярких книжек, игр, тематических уроков. Подростков привлекают к проведению благотворительных ярмарок, причем они перечисляют собранные деньги в фонды, которые выбирают сами. Со школьной скамьи дети знают, что такое онкология и СПИД, как эти болезни диагностируют и лечат. Это стандартная часть школьной программы: детям объясняют, что от тяжелых недугов никто не застрахован и люди должны помогать друг другу.

В США благотворительность — целая индустрия по сбору денег, работающая как часы. Для стимулирования благотворительности в стране созданы все условия. Жертвовать деньги очень просто и удобно: их можно перевести в процессе оплаты коммунальных услуг, во время похода в магазин, кликом мыши в соцсетях или в ходе СМС-акции. Перечислить пусть даже совсем небольшую сумму нуждающимся — такая же привычка, как ежемесячные платежи за телефон или интернет.

В России же темы болезни и смерти во многом табуированы, люди инстинктивно избегают негативных чувств, стремясь жить так, как будто болезней, нищеты и прочих невзгод просто не существует. Поэтому, столкнувшись с несчастьем, они нередко оказываются в полной растерянности и одиночестве: диагноз «рак» большинство воспринимают как приговор, инвалидов родственники прячут от людских глаз, а новорожденный ребенок с синдромом Дауна, как правило, оказывается в детском доме.

Впрочем, постепенно в России слова «волонтерство», «социальная ответственность», «помощь нуждающимся» перестают быть пустым звуком, говорит в одном из своих последних интервью президент благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» А. К. Федермессер. Социальная реклама на улицах городов, многочисленные публикации в СМИ и соцсетях делают свое дело: благотворительность больше не считают уделом лишь богатых, а число жертвователей и средняя сумма пожертвований растут. Способствует развитию благотворительности и формирование в стране среднего класса.

Язык цифр

В то же время о превращении филантропии в норму социальной жизни в России пока говорить не приходится. По итогам 2013 года в рейтинге стран мира по индексу благотворительности CAF Россия заняла 123-е место среди 135 крупнейших государств. Опрос показал, что в благотворительность вовлечено в среднем 19% российского населения по сравнению с 61% в США. При этом Россия оказалась на восьмом месте в мире по количеству волонтеров, что, впрочем, можно объяснить большими масштабами и числен­ностью населения страны.

По данным опроса, опубликованного в июне Национальным агентством социальных исследований, количество россиян-филантропов после кризисного 2008 года сократилось в два раза. С 32% до 27% уменьшилась доля тех, кто в последнее время делал благотворительные пожертвования несколько раз. Каждый второй житель страны за последние годы не оказывал нуждающимся никакой помощи. Среди способов благотворительных пожертвований в опросе лидировала милостыня (70%). 33% жертвователей бросали деньги в специальные ящики, 32% респондентов делали переводы с помощью СМС-сообщений.

Последние исследования проекта Добро Mail.Ru и ВЦИОМа показали, что благотворительность в нашей стране — стихийная, эмоциональная: пользователи интернета видят в соцсетях историю о больном младенце и под влиянием момента собирают всем миром средства, чтобы поучаствовать в сиюминутном чуде. Или, проникнувшись телепередачей о детских домах, везут в один из них подарки. Наиболее охотно россияне помогают детям (83%), старикам (53%), животным (43%) и экологическим проектам (37%).

Вредная необходимость

Сегодня основной системой благотворительности в России остается адресная помощь, представляющая собой разовые акции по сбору средств для конкретных людей. По данным рейтинга благотворительности CAF, лишь 6% населения нашей страны жертвуют средства благотворительным организациям, тогда как самостоятельно незнакомцам помогает треть наших сограждан — 33%.

К сожалению, слишком многие остаются неохваченными адресной помощью из-за того, что жертвователи руководствуются личными симпатиями. С большим желанием они перечисляют деньги пятилетней москвичке Маше Ивановой, чем ее ровеснику с таджикской фамилией. Но если у детей есть хоть какие-то шансы, то помощь взрослым стоит у нас в стране лишь на пятом месте по популярности, и, таким образом, они оказываются за бортом благотворительности. Что уж говорить о бывших заключенных, бездомных, ВИЧ-инфицированных и больных туберкулезом.

Разовые сборы, как правило, малоэффективны, если человеку требуется не дорогостоящая операция, а долгое лечение, реабилитация, каждодневный уход. Кроме того, фундаментальные проблемы вроде сиротства или аутизма адресная помощь решить просто не в состоянии. Ведь деньги, потраченные на игрушки воспитанникам детских домов, могли бы пойти на профессиональных педагогов, на социализацию, в конце концов, на профилактику сиротства. Бесконечные подарки и праздники только усложнят в дальнейшем адаптацию детдомовца в обществе, считают специалисты.

Представители благотворительных фондов называют адресную помощь малоэффективной и безответственной. По их словам, рутинное пожертвование гражданами хотя бы 100 рублей с каждой зарплаты в благотворительную организацию принесло бы куда больше пользы. Но до тех пор, пока системной благотворительности в России нет, адресная помощь остается неизбежной необходимостью. В первую очередь она нужна тем людям, для которых решается вопрос жизни и смерти.

К слову, многие фонды, в частности «Подари жизнь», «Вера», Русфонд, получают адресную помощь, но она идет не напрямую в семью, а через ответственную организацию. Проблема в том, что половина россиян (49%) не доверяет фондам, считая, что те занимаются отмыванием денег и работают неэффективно. Хотя риск нарваться на мошенников в области адресной помощи гораздо выше. По разным оценкам, от трети до четверти всех частных сборов в интернете организованы злоумышленниками.

Вопрос репутации

Точного числа реально работающих в России благотворительных фондов никто не знает. Некоммерческих организаций в России более 200 тысяч, благотворительных фондов — около 9 тысяч. Из 8,8 тысячи благотворительных фондов, зарегистрированных до 2013 года, публичные отчеты за 2012 год на сайте Минюста есть лишь у 1,6 тысячи организаций. И только 410 фондов практикуют сбор пожертвований, предоставляют контактную информацию и внятную статистику.

Союз благотворительных организаций «Форум доноров» в недавно опубликованном «Докладе о состоянии и развитии фондов в России» зафиксировал деятельность 87 реально работающих фондов. Совокупный бюджет 70 из них составил в 2012 году около 6 миллиардов рублей. Самыми популярными направлениями работы фондов оказались образование и просвещение. За ними следуют поддержка социально уязвимых групп и здравоохранения.

Во всем мире некоммерческие организации существуют в основном на частные пожертвования. В США доля корпоративной помощи составляет всего около 10% от общего бюджета благотворительности. Остальное — частные взносы. Причем до 80% всех средств от частных лиц собирают именно посредники. В России пока все наоборот: благотворительные пожертвования предприятий в десятки раз превосходят филантропию частных лиц.

Впрочем, зачастую такую «социальную ответственность» компаний можно объяснить давлением государства. Тем более что особенных законодательных стимулов заниматься филантропией у бизнеса нет. Несмотря на многочисленные разговоры, в России так и не был принят закон о меценатстве, который принес бы налоговые послабления предпринимателям, жертвующим деньги на благотворительные проекты.

Пожалуй, главная причина недоверия к фондам у населения — отсутствие информации. При этом большинство наших сограждан никогда не имели дела с благотворительными организациями и их представления основываются на домыслах и слухах. Во многом это отголосок 1990-х годов, когда сектор только формировался и на благотворительности часто наживались мошенники. Кроме того, у нас в стране пока не очень развита благотворительная инфраструктура, и граждане не вполне понимают, как именно они могут помочь.

Не прибавляют популярности фондам и резкие высказывания российских чиновников в их адрес, а также политика государства в целом. В 2012 году после принятия нового закона об НКО целый ряд благотворительных организаций подвергся прокурорским проверкам. А недавно вице-премьер О. Ю. Голодец призвала Минздрав отслеживать работу фондов по отправке пациентов на лечение за рубеж. Она добавила, что благотворительные фонды нередко собирают деньги на лечение за границей тех, кого с успехом можно лечить в России. Вслед за ней глава думского Комитета по охране здоровья С. В. Калашников фактически обвинил российские благотворительные фонды в жульничестве. И хотя общественники и многие врачи резко раскритиковали эти заявления, осадок остался.

Из-за тотального недоверия очень многие фонды сегодня работают «под честное имя» своих сотрудников. На своей страничке в Facebook координатор фонда помощи хосписам «Вера» Лидия Мониава успешно собирает в короткие сроки сотни тысяч рублей на домашние аппараты ИВЛ (искусственной вентиляции легких) для больных детей, чтобы вытащить их из реанимации. По словам Мониавы, некоторые жертвователи просят ее не перечислять деньги в фонд, а отдать напрямую нуждающимся.

Можно ничего не знать о фонде «Справедливая помощь», помогающем неизлечимым больным, но имя его исполнительного директора Е. П. Глинки — или Доктора Лизы — у всех на слуху. По словам Глинки, пожертвования в благотворительную организацию часто поступают на ее имя. Точно так же репутация фонда «Подари жизнь» — во многом заслуга его учредительниц Ч. Н. Хаматовой и Д. А. Корзун.

Мифы о благотворительности

Предрассудки, окружающие благотворительность в России, мешают ее развитию гораздо больше, чем разного рода административные барьеры и бюрократия.

Так, к жертвователям, особенно обеспеченным и известным, в российском обществе до сих пор относятся с подозрением. В их помощи непременно видят корысть, пиар и даже желание «замолить грехи». Отсюда и стремление самих благотворителей к анонимности, которое отнюдь не способствует популяризации филантропии. При этом, например, в США благотворительные балы — обычная составляющая светской жизни. Бизнесмены и знаменитости под прицелами камер жертвуют внушительные суммы, не опасаясь, что кто-то после этого начнет считать деньги у них в карманах. Такие мероприятия привлекают внимание общества и государства к благотворительности, делают эту сферу более открытой и прозрачной. В конце концов, тяжелобольному ребенку все равно, какие цели преследовал жертвователь, если собранные деньги помогли сделать его жизнь чуть лучше.

Таблица. Россия и топ-30 Всемирного рейтинга благотворительности (WGI)

Рейтинг

Страна

Индекс

№ 1

№ 2

№ 3

1

Соединенные Штаты Америки

61

77

62

45

2

Канада

58

64

68

42

2

Мьянма

58

46

85

43

2

Новая Зеландия

58

67

67

40

5

Ирландия

57

64

70

37

6

Великобритания

57

65

76

29

7

Австралия

55

64

67

34

8

Нидерланды

54

57

69

37

9

Катар

51

73

60

19

10

Шри-Ланка

48

54

45

46

11

Норвегия

48

53

56

35

12

Мальта

47

46

72

24

12

Швейцария

47

54

56

32

14

Ливия

46

72

29

37

15

Австрия

45

56

52

28

16

Филиппины

45

60

31

43

17

Гонконг

44

55

63

15

17

Исландия

44

45

63

25

17

Индонезия

44

40

63

30

20

Нигерия

44

66

30

36

21

Италия

44

56

50

25

22

Германия

43

56

47

27

23

Коста-Рика

43

65

37

27

24

Кипр

43

54

47

27

25

Дания

42

53

54

20

26

Сомалиленд

42

59

49

18

26

Туркменистан

42

53

16

57

28

Гаити

42

44

45

36

28

Люксембург

42

44

51

30

30

Гватемала

41

55

29

40

...

...

...

...

...

...

123

Россия

19

33

6

17

Рейтинговая таблица содержит совокупный Индекс благотворительности, а также показатели стран по трем вопросам:
1. Процент населения, который оказывает помощь незнакомым людям, нуждающимся в помощи.
2. Процент населения, который делает пожертвования на благотворительные цели.
3. Процент населения, который участвует в волонтерской деятельности.

О собственной благотворительности наши сограждане тоже предпочитают молчать, считая это неприличным. Между тем, как показал опрос Добро Mail.Ru и ВЦИОМа, 25% интернет-пользователей стали бы заниматься благотворительностью, если бы чаще слышали о позитивном опыте участия в благотворительных проектах от знакомых или известных людей.

Существует еще одно распространенное мнение: помогать могут якобы только богатые, у которых есть лишние деньги. Многие и не подозревают, что благотворительность не упирается в серьезные деньги. Также она не требует особого героизма, ограничений или лишений. Можно стать волонтером: помыть окна в хосписе или навестить стариков в доме престарелых. А можно сделать пожертвования привычкой и каждый месяц перечислять небольшую сумму в надежный фонд.

В ближайшее время на фоне фактической экономической рецессии благотворительные бюджеты компаний, скорее всего, будут сокращаться. Благотворительные фонды в этих условиях должны будут направить еще больше усилий на привлечение частных пожертвований и волонтеров. В Москве им удалось сделать тему помощи нуждающимся модной: в столице наблюдается настоящий благотворительный бум. Теперь дело за регионами.

Давление на НКО с помощью закона об «иностранных агентах» по сравнению с 2008–2011 годами значительно сократило количество благотворительных фондов, выжили самые стойкие. Остается надеяться, что количество в данном случае перешло в качество и отношение общества к фондам и к филантропии в целом постепенно будет меняться в лучшую сторону.

У. А. ИВАНОВА

Поделиться