Версия для печати 2514 Материалы по теме
Игорь Викторович ИВАНОВ, начальник отдела анализа исполнения бюджетов Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства
Механизмы обеспечения открытости и доступности

Одним из основных направлений Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2014–2016 годах является повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.

Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Прозрачность бюджетного процесса повышает ответственность исполнительной власти за разработку и исполнение бюджета, обеспечивает возможность контроля со стороны общественности за качеством принимаемых решений. Открытость создает предпосылки для контроля за целевым расходованием средств бюджета, повышает доверие населения к власти, содействует росту эффективности расходования бюджетных средств, а также делает политику правительства более открытой для мирового сообщества, что повышает инвестиционную привлекательность страны и ее регионов, способствует росту инвестиций.

В первую очередь это достигается путем обеспечения высокого уровня открытости и доступности информации о состоянии государственных финансов. В рамках реализации указанной задачи Федеральным казначейством разработаны и размещены на внешнем портале datamarts.roskazna.ru витрины данных информационно-аналитической системы Федерального казначейства. Целью данного проекта является обеспечение публичности бюджетных данных и возможности эффективного контроля за управлением общественными финансами со стороны гражданского общества.

Основным источником информации для размещения на официальном сайте Федерального казначейства являются данные бюджетной и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений за 2011–2013 годы. Данные представлены в понятном для широкого круга пользователей виде и содержат основные показатели, характеризующие исполнение бюджетов бюджетной системы РФ.

Разделы портала

Данные портала включают в себя информацию об исполнении бюджетов и плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений, а также макроэкономическую статистику и делятся на следующие разделы.

Доходы: по основным видам (налог на прибыль, НДС и т. д.), по кодам бюджетной классификации РФ, в разбивке на нефтегазовые и ненефтегазовые, по главным администраторам доходов федерального бюджета, в разрезе субъектов РФ.

Расходы: по разделам/подразделам бюджетной классификации РФ, в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета, кодов классификации операций сектора государственного управления, федеральных целевых программ, федеральных адресных инвестиционных программ, приоритетных национальных проектов, расходы на информационные технологии, данные по межбюджетным трансфертам из федерального бюджета.

Результат исполнения: информация об источниках финансирования дефицита федерального бюджета, данные об остатках на едином казначейском счете, сведения о доходах от управления средствами Фонда национального благосостояния и Резервного фонда.

Финансовый результат: показатели баланса исполнения федерального бюджета (активы и обязательства Российской Федерации), финансовый результат деятельности, сведения о государственном долге.

Макроэкономические показатели: основные макроэкономические показатели Российской Федерации и стран «большой двадцатки», основные характеристики федерального бюджета на 2005–2013 годы (помесячная динамика).

Консолидированный бюджет РФ и государственных внебюджетных фондов: помесячная динамика исполнения консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (2005–2013 годы), данные по доходам, сводные данные по расходам в разрезе разделов/подразделов бюджетной классификации РФ и по субъектам РФ, расходы по кодам классификации операций сектора государственного управления, результат исполнения, информация о межбюджетных трансфертах, баланс исполнения консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, финансовый результат деятельности.

Консолидированные данные по публично-правовым образованиям и государственным учреждениям: сведения о консолидированных доходах и расходах публично-правовых образований и бюджетных и автономных учреждений, информация о консолидированных источниках финансирования дефицита публично-правовых образований и бюджетных и автономных учреждений, показатели консолидированного баланса публично-правовых образований и бюджетных и автономных учреждений, консолидированный финансовый результат деятельности публично-правовых образований и бюджетных и автономных учреждений.

Бюджетные и автономные учреждения: данные по доходам, расходам, показатели баланса, финансовый результат деятельности в разбивке на федеральные и региональные учреждения.

Справочные данные об объеме возмещенного НДС, цене на нефть и доходах бюджета.

Такой подход к раскрытию информации позволяет представить потребителю материал в привычных терминах и определениях, избежав тем самым сухости официальной статистики (отчетности). Например, всем известен термин нефтегазовые доходы. Возникает вопрос: как указанную величину определить через отчет о бюджете? Вряд ли рядовому пользователю это будет под силу, а в подразделе «Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы» наглядно показано, из каких поступлений они формируются.

Где что искать

Информация о доходах федерального бюджета раскрывается как по кодам бюджетной классификации РФ, так и по видам доходов в удобном для пользователей виде. При этом приведены пояснения по отклонениям фактического исполнения от прогнозных назначений. Для обеспечения возможности проведения анализа поступления доходов в федеральный бюджет в разрезе главных администраторов доходов и субъектов РФ также сформированы отдельные подразделы, информация в которых представлена в графическом виде. Аналитические отчетные данные о расходах федерального бюджета представлены как в таб­личном виде с высокой степенью детализации по кодам бюджетной классификации, так и в виде диаграмм, которые позволяют в доступной форме оценить объемы денежных средств, направляемых на финансовое обеспечение функций и задач государства.

В целях раскрытия информации о предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и проведения сравнительного анализа сформирован отдельный раздел, который отражает распределение денежных средств по субъектам РФ. Показатели, характеризующие состояние государственных активов и обязательств, показаны в разделе «Баланс исполнения федерального бюджета». Для проведения сравнительного анализа макроэкономических показателей Российской Федерации и стран «большой двадцатки» также разработан отдельный блок. Общие сведения об исполнении федерального бюджета размещены в отдельной вкладке «Инфографика».

С целью адаптации бюджетно-финансовой терминологии для широкого круга пользователей каждый из отчетов на открытом портале сопровождается необходимыми пояснениями, а также дополнительными элементами, позволяющими визуально оценивать основные тенденции или сигнализировать о негативных или позитивных отклонениях в показателях исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. В настоящее время, по оценкам Международного бюджетного партнерства, Российская Федерация занимает десятое место в рейтинге открытости и прозрачности бюджетного процесса стран мира. Достичь такого результата удалось благодаря целенаправленной политике государства, ориентированной на повышение доступности информации для граждан о состоянии бюджетной системы РФ. Разработанные Федеральным казначейством витрины данных исполнения бюджетов дополняют работу Министерства финансов РФ, ведущуюся в этом направлении, дают возможность в доступной форме информировать население о целях расходования бюджетных средств, позволяют гражданам сделать выводы об эффективности расходов бюджетов и состоянии государственных активов и обязательств.

Поделиться