Екатерина Викторовна СУМАРОКОВА, доцент кафедры маркетинга, заместитель директора Института маркетинга Государственного университета управления, кандидат экономических наук
Государственное финансирование высшего образования
Система высшего образования в Германии отличается многообразием типов вузов. Всего в Германии около 400 вузов, причем частных среди них сравнительно немного — около 15%. Большая же часть вузов — государственные и субсидируются правительством. Получение первого высшего образования почти во всех вузах до недавнего времени было бесплатным. Но число таковых постоянно уменьшается. Размер платы за учебу устанавливается федеральной землей. В некоторых землях Германии получила распространение практика заключения между вузами и региональными правительствами соглашений/контрактов о высшем образовании, в которых фиксируются бюджетные залоговые суммы на определенный срок (обычно 5 или 10 лет). Такой подход не только позволяет университетам планировать свою деятельность на указанные сроки, но и служит формой страхования финансовой жизнеспособности учебных заведений.
В Швеции, Финляндии, Дании и Норвегии общим вектором, определяющим реформирование системы финансирования университетов, стало бюджетирование, ориентированное на достижение целей, определенных в государственных заданиях (контрактах) в рамках среднесрочного планирования. В Дании действует модель, включающая частичное государственное финансирование всех студентов. Субсидии определяются по принципу себестоимости одного студента с учетом его успеваемости. Сумма составляет в среднем 1/3 общего объема доходов университетов.
Численность студентов, сдавших экзамены, определяет бюджет вуза. Компенсацию за студентов, которые не сдали экзамены, университеты не получают. Всем образовательным учреждениям присваивается категория, определяемая политическими (образовательными) критериями и ежегодно публикуемая правительством (в проекте бюджета, предоставляемом парламенту). При данной системе образовательные учреждения имеют широкие полномочия в финансовом и административном управлении. Такая модель поощряет вузы к выпуску наиболее успешных специалистов, а не к увеличению контингента студентов. Кроме того, в Дании действует ваучерная система, при которой каждый студент получает ваучеры с неограниченным сроком действия. Ваучеры выдаются в виде государственного гранта и займа (в различных пропорциях).
Высшие учебные заведения Норвегии финансируются из государственного бюджета в форме единых грантов, состоящих из трех компонентов:
1) базового, рассчитываемого на основе расходов учебного заведения (около 60% всей суммы);
2) образовательного, начисляемого по результатам деятельности вуза — количеству набранных студентами кредитов (зачетных единиц), числу выпускников и количеству привлеченных иностранных студентов (около 25%) (зачетная единица (кредит) — числовой способ выражения объема и уровня знаний. В кредитах выражается трудоемкость учебной работы, они определяют время, необходимое для освоения определенного учебного материала);
3) исследовательского, зависящего от квалификации сотрудников, количества присваиваемых научных степеней, масштаба проводимых исследований (около 15%).
Финансовая поддержка студентов в Норвегии основана на государственных стипендиях и займах на образование.
В Швеции действует контрактная система финансирования. Контракты заключаются между министерством образования, исследований и культуры и вузами. В них в общем виде оговариваются задания для вузов на три года: число зачетных единиц (кредитов), которые вуз обязан проставить; общая численность студентов; области обучения, в которых численность учащихся будет расти или снижаться и т. д. При этом вузы наделены широкой автономией в определении содержания учебных курсов и программ, в решении вопросов, связанных с финансовой и кадровой политикой, организационной структурой, управлением, выбором стратегии развития. Финансирование вузов непосредственно зависит от эффективности выполнения контракта и делится на два раздела: финансирование преподавательской и исследовательской деятельности.
Подобная контрактная система действует и в Финляндии, но финансирование исследовательской деятельности не отделяется от преподавания. Основная часть базового финансирования выделяется исходя из количества реально присвоенных степеней магистра и доктора и размера вуза. Кроме того, существуют специальные фонды для финансирования приоритетных направлений исследовательской деятельности и целевые ассигнования на выдающиеся исследовательские работы и преподавательскую деятельность.
Во Франции действует система среднесрочных контрактов, в основе которых лежат согласованные со стороны государства и университетов планы институционального развития.
Итальянские университеты финансируются исходя из трех основных показателей: количество студентов; результаты образовательной деятельности; объем и результаты научно-исследовательской работы. Эффективность образовательной деятельности определяется по количеству зачетных единиц, полученных студентами в ходе обучения в вузе, а также численности выпускников, завершивших обучение в установленные сроки. Результаты научно-исследовательской работы оцениваются по соотношению преподавательских и научно-исследовательских кадров, численности стажеров-исследователей и аспирантов, размерам привлеченных на нужды научных исследований средств из государственных и частных источников, количеству выигранных конкурсов на получение государственных грантов.
Государственное + частное
Другой подход к финансированию высшего образования практикуется в США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Нидерландах. Прямое государственное субсидирование высших учебных заведений в целом составляет менее 70%, и установлена плата за обучение. Однако студентам предоставляется значительная финансовая поддержка от государства в виде грантов или долгосрочных займов. В случае предоставления гранта получение образования становится по сути бесплатным для студента.
В Австралии принята модель относительного финансирования. При расчете суммы финансирования вуза ключевым элементом является численность студентов. При сокращении числа студентов ниже количества финансируемых государством мест сокращаются и средства, выделяемые в следующем учебном году. Если же количество студентов превышает целевой показатель численности, установленный профильным министерством, вузу будет выплачиваться сумма, составляющая около 40% от стоимости среднего обучения. При такой модели финансирования сокращаются средства, выделяемые государством на субсидии для высшего образования.
В Австралии бывшие студенты, бравшие ссуду на образование, возвращают ее из расчета 2–3% от дохода, в Швеции эта цифра составляет 4%, в США — 9–10% |
В Нидерландах система высшего образования включает два вида университетов — профессионального образования и исследовательские. Уровень их государственного финансирования примерно одинаков (около 65% всех доходов вуза). Университеты получают бюджетное финансирование с учетом численности студентов, поступивших на приоритетные направления и программы. Кроме того, вузы получают дополнительные субсидии на инновационные проекты. Плата за обучение находится под контролем государства как в исследовательских университетах, так и в университетах, предоставляющих профессиональное образование, и не зависит от типа высшего образовательного учреждения.
В Великобритании высшие учебные заведения финансируются из двух основных источников: государством в виде блок-грантов и частными лицами — платой за обучение. Блок-гранты в значительной степени определяются по формуле в зависимости от показателей приема студентов, форм обучения, трудоемкости обучения, а также исходя из приоритетов правительства в сфере образования. Применяется и финансирование по соглашениям (или контрактам) с указанием объема предоставляемых образовательных услуг, который определяется на длительные сроки, за исключением контролируемых квотами направлений подготовки, таких как, например, медицина и педагогика, и финансирование дополнительных мест для студентов.
Еще в 1988 году в Великобритании появилась Белая книга, в которой была предложена схема предоставления ссуд для студентов очной формы обучения на условиях беспроцентности и возврата в зависимости от доходов и без ответственности родственников. Интересно, что ссуду может получить любой студент в возрасте до 50 лет независимо от материального положения. Возврат денег начинается через девять месяцев после окончания учебного заведения. Размер долга ежегодно оценивается с учетом инфляции (но на беспроцентной основе) и материального положения человека, с тем чтобы обязательства по возврату ссуды не повлияли на выбор профессии.
Кроме компенсационной ссуды организовано три фонда, находящихся в вузовском управлении, с объемом средств около 1,5 миллиона фунтов в год у каждого. Их цель — обеспечить дополнительную поддержку студентам.
Практически одновременно с созданием Белой книги государство стало освобождать всех студентов полного курса обучения от платы за учебу и предоставляло им стипендии и кредиты на покрытие расходов на проживание. Кредиты в полном объеме получали около 60% студентов. Ко второй половине
В свою очередь, государство может предоставлять кредиты студентам на льготных условиях: процентная ставка по ним устанавливается равной уровню инфляции. Выпускники с низкими доходами получают отсрочку по выплатам. Большинство же выпускников должны вернуть долги по кредитам в течение пяти лет. Выплата начинается с того момента, когда доходы достигнут 85% среднего уровня по стране, при этом размеры выплат составляют около 6% от годовой заработной платы.
Нагрузка на студентов и их родителей увеличивается
Последние перемены в Австралии, Великобритании, Японии и США свидетельствуют об увеличении участия в финансировании обучения родителей и студентов и сокращении доли средств общественных фондов. Так, в Японии программа предоставления субсидий, призванная снизить затраты родителей, связанные с ростом платы за обучение в частных университетах, была сокращена, хотя в последние годы стоимость обучения как в государственных, так и в частных университетах резко выросла. Вся финансовая помощь в Японии предоставляется в форме ссуд (в основном беспроцентных), но несколько лет назад из-за финансовых трудностей правительство приняло новую форму, в соответствии с которой средства предоставляются под 3% годовых, а студенты, обучающиеся по дорогостоящим специальностям, таким как медицина, могут получить дополнительные ссуды под 6,5%.
В Австралии с 1989 года все платят налог на высшее образование, призванный покрыть 20% средних издержек высшего образования. Вклад каждого студента составляет 1,8 тысячи австралийских долларов в год, бывшие же студенты начинают выплачивать налог после того, как их доход достигнет среднегодового уровня (22 тысячи). При таком доходе они будут платить налог в размере 1%. Когда же доход составит 25 тысяч, размер налога вырастет до 2%, свыше 35 тысяч — 3%.
Поддержка студентов в США
Источники финансирования государственных образовательных учреждений США распределяются следующим образом: плата за обучение — 19%; федеральный бюджет — 22%; бюджет штата — 36%; местный бюджет — 4%; частные гранты, субсидии и контракты — 4%; сторонние источники финансирования, не связанные с основной деятельностью вузов (доходы от капиталовложений и т. д.), — 1%; коммерческая деятельность и услуги — 11%; другие источники — 3%. В частных университетах значительно выше доля платы за обучение и ниже — федеральных властей и властей штата. В остальном источники распределяются сходным образом.
В США не прекращаются дебаты об эффективности комплексной системы поддержки студентов. Например, штат Мичиган предложил программу предоплаты обучения, которая поощряет родителей к накоплению средств на высшее образование своих детей начиная с момента рождения. В настоящее время в США существует три основных типа образовательного кредита: студенческий заем, родительский заем и частный заем. Имеется и четвертый тип — объединенный заем, который позволяет заемщику объединить все свои займы в один для упрощения выплат. Студенческие займы имеют низкую процентную ставку и не требуют дополнительного обеспечения. Федеральный заем для студентов называется кредитами Стаффорда и имеет две разновидности:
1) займы, предоставляемые частными кредиторами, такими как банки, кредитные союзы. Возврат этих кредитов гарантирует федеральное правительство;
2) кредиты, предоставляемые правительством напрямую студентам и их родителям.
Кредиты Стаффорда могут быть субсидиарные и несубсидиарные. В первом случае проценты по кредиту во время обучения оплачивает правительство, во втором — студент сам платит проценты, хотя имеется возможность отсрочить выплаты до окончания обучения. Для получения субсидированной формы нужно продемонстрировать финансовую необходимость в ней. Несубсидированный кредит может получить любой студент вне зависимости от финансового положения.
Студенты, находящиеся на иждивении, могут заимствовать до 2,6 тысячи долларов на первом курсе, 3,5 тысячи — на втором и 5,5 тысячи — на каждом последующем курсе. Студенты, имеющие самостоятельный доход, могут заимствовать дополнительно 4 тысячи долларов на первых двух курсах и 5 тысяч — на последующих. Аспиранты могут заимствовать 18,5 тысячи долларов в год, но только 8,5 тысячи из этой суммы субсидируются.
Для студентов и аспирантов с особыми финансовыми трудностями существует кредит Перкинса. В качестве кредитора выступает учебное заведение, оперирующее средствами, которые ограниченно выделяет федеральное правительство. Данный кредит является субсидированным, процент во время обучения выплачивает федеральное правительство, общий срок выплаты 10 лет, процентная ставка 5%. Ограничение составляет 3 тысячи долларов на курс для студентов и 5 тысяч — для аспирантов.
Родители студентов, находящихся на иждивении, могут взять внешний кредит. Федеральный родительский кредит может иметь различную процентную ставку, но не больше 9%. Выплаты начинаются через 60 дней после получения всей суммы кредита, срок выплат — до 10 лет. Обязательства по выплатам лежат на родителях.