25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4150 Материалы по теме
Стратегический подход

В Екатеринбурге 3 октября состоялось очередное заседание коллегии Федерального казначейства. В повестке дня значились актуальные вопросы развития казначейской системы страны, стратегические задачи и новые проекты Казначейства России. Руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин отметил, что проведение выездного заседания коллегии — это фактически новый формат работы постоянно действующего совещательного органа ведомства.

О состоянии и перспективах кассового планирования в Федеральном казначействе и управлении ликвидностью средств на едином казначейском счете (ЕКС) рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства С. Е. Прокофьев. В рамках реализации Стратегической карты Казначейства России в 2014 году предусмотрено внедрение усовершенствованного механизма взаимодействия ведомства с главными администраторами доходов федерального бюджета, главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета в части прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета, создание условий для разработки прототипа механизма консолидации Федерального казначейства. В процесс кассового планирования на федеральном уровне в настоящее время вовлечены все участники процесса прогнозирования, а новый механизм позволил улучшить качество прогнозирования.

Реформирование системы бюджетных платежей и переход к единому казначейскому (банковскому) счету потребуют в перспективе таргетирования остатков денежных средств на ЕКС в целях эффективного управления избыточной ликвидностью для получения дополнительного дохода. Приоритетное значение приобретает выработка политики кассового планирования и прогнозирования на ЕКС в новых условиях, и в этой связи в рамках Стратегической карты Казначейства России на 2015 год предстоит решить следующие задачи:

  • расширение (тиражирование) работы с субъектами РФ в части прогнозирования движения средств на счетах бюджетов субъектов РФ;
  • организация работы в части прогнозирования движения средств на счетах бюджетов субъектов РФ с учетом средств местных бюджетов (в рамках ограниченной группы пилотов);
  • организация работы с государственными внебюджетными фондами в части прогнозирования движения средств на их счетах;
  • разработка нормативных правовых актов для обеспечения реализации полномочия по прогнозированию движения средств на ЕКС и организация процедуры их согласования;
  • организация работы в части создания информационной среды для целей прогнозирования движения средств на ЕКС, в том числе создание прототипа портального решения (системы личных кабинетов) и его апробация.

Сохранить и умножить

В рамках реализации стратегической задачи Казначейства России по повышению эффективности процессов управления финансовыми ресурсами страны Федеральное казначейство обеспечивает необходимый минимальный уровень денежных средств на Едином счете федерального бюджета (ЕКС) и получение дополнительных доходов федерального бюджета за счет проведения операций по управлению временно свободными остатками средств на ЕКС. В 2014 году в условиях нестабильной ситуации на финансовых рынках удалось четко организовать работу по размещению средств федерального бюджета на банковских депозитах. Всего было проведено 80 отборов заявок кредитных организаций, что в 1,2 раза больше аналогичного периода 2013 года.

Предполагаемый доход от размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах составит порядка 35,2 миллиарда рублей, а 2,9 миллиарда рублей поступят в 2015 году от средств федерального бюджета, размещенных в 2014 году. В рамках антикризисных мер, направленных на поддержание ликвидности банковского сектора в условиях санкций, введенных в отношении крупных государственных банков, по отдельным решениям Минфина России на банковских депозитах было размещено 170 миллиардов рублей. В доход федерального бюджета от этих операций в 2014 году дополнительно поступит 4,8 миллиарда рублей.

С начала 2014 года запущен новый механизм предоставления территориальными органами Федерального казначейства бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (бюджетных кредитов). По состоянию на 26 сентября 2014 года заключено 56 договоров с уполномоченными органами субъектов РФ, предоставлено 173 бюджетных кредита на общую сумму 376,6 миллиарда рублей. Всего в доход федерального бюджета от предоставления бюджетных кредитов поступило 259,6 миллиона рублей.

Реализация данной новации, с одной стороны, позволила субъектам РФ в условиях нового механизма предоставления субсидий и субвенций из федерального бюджета восполнять возникающие кассовые разрывы за счет краткосрочных бюджетных кредитов. С другой стороны, она способствовала сокращению уровня долговой нагрузки на региональные бюджеты в части замещения коммерческих кредитов субъектов РФ бюджетными. В 2015 году необходимо запустить механизм предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям в экспериментальном режиме.

В целях обеспечения безусловной сохранности размещаемых средств, а также для расширения круга кредитных организаций, имеющих доступ к временно свободным остаткам средств федерального бюджета, Федеральное казначейство совместно с Банком России в текущем году провело соответствующую работу. В результате запущен механизм осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО с кредитными организациями.

За единую среду

Новый проект Федерального казначейства — систематизация государственных данных. О текущем состоянии дел в области систематизации и кодирования государственных данных, ключевых проблемах, целях и задачах доложила заместитель руководителя Федерального казначейства А. Т. Катамадзе.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 июня 2013 года № 506 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральное казначейство наделено новым полномочием по осуществлению межведомственной координации деятельности в сфере систематизации и кодирования технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области. Перед Казначейством России стоит задача решить сложившиеся проблемы, существенно улучшив качество государственного управления и взаимодействия государства с гражданами и юридическими лицами.

На рассмотрение коллегии был представлен проект Концепции единой информационной среды в Российской Федерации (разработанный на основании Концепции методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденной распоряжением Правительства РФ). Предпосылками к разработке новой концепции стали проблемы различных государственных информационных ресурсов, обес­печивающих взаимодействие органов государственной власти, а также физических и юридических лиц при обмене информацией об объектах и субъектах правоотношений, их правовых статусах, совершении иных юридически значимых действий в режиме реального времени. На заседании было принято решение внести в Правительство РФ проект указанной концепции, а также проект постановления о порядке создания, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов, реестров и иных информационных ресурсов, содержащих правовые, организационные и технологические мероприятия.

Автоматизация развивается

О ходе выполнения мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетных платежей на период до 2017 года рассказала начальник Управления развития бюджетных платежей Федерального казначейства О. Н. Рудь. Данная концепция утверждена приказом Министерства финансов РФ от 29 августа 2013 года № 277 в целях повышения эффективности управления свободными остатками денежных средств бюджетов бюджетной системы РФ и осуществления операций в секторе государственного управления. Достижение целей, указанных в ней, возможно за счет построения единого казначейского счета Федерального казначейства и совершенствования операций, проводимых по нему, развития инструментов управления свободными остатками денежных средств, использования современных электронных платежных сервисов, развития Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) и минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления. Федеральным казначейством определены необходимые к реализации мероприятия, их последовательность, сроки, центры компетенции и ответственные лица, разработан и утвержден соответствующий план.

Введение новых и изменение действующих функций Федерального казначейства в рамках реформирования системы бюджетных платежей потребуют принятия (внесения изменений, признания утратившими силу) ряда законодательных и нормативных правовых актов. По каждому направлению концепции определен перечень таких актов и сроки их принятия (внесения изменений, признания утратившими силу). Для обеспечения создания условий функционирования системы бюджетных платежей в проект новой редакции Бюджетного кодекса включена глава 30 «Система бюджетных платежей». Она отражает базовые принципы: понятие системы бюджетных платежей, основы ее функционирования, положения об участниках, условиях осуществления бюджетных платежей, в том числе в системе бюджетных платежей, платежной инфраструктуре системы бюджетных платежей, порядке информирования плательщиков об обязательствах и реквизитах бюджетного платежа.

В проект новой редакции Бюджетного кодекса введены отдельные положения, определяющие основные подходы к системе счетов Федерального казначейства. Соответственно, проектом уточнены полномочия Банка России, определены полномочия Федерального казначейства по управлению операциями со средствами и остатками средств на ЕКС. Доходы от них освобождаются от налогообложения.

В целях использования в Казначействе России современных электронных платежных сервисов разработана Библиотека платежных сервисов Федерального казначейства. Она включает предложения, направленные на расширение форм расчетов, обеспечение эмиссии и эквайринга платежных карт, исключение искажения платежной информации и минимизацию невыясненных поступлений, взаимодействие Федерального казначейства с платежными системами и операторами связи, а также оптимизацию взаимодействия с отдельными клиентами. Для обеспечения предоставления информационного сервиса о начислениях и возможности формирования распоряжений на оплату бюджетных платежей на Едином портале бюджетной системы разработано портальное решение Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, ведутся работы по его внедрению. Также в целях предоставления возможности оплаты бюджетных платежей с использованием электронных средств платежа проводится разработка программного платежного решения, позволяющего владельцу электронного средства платежа производить оплату на Едином портале бюджетной системы.

Ведутся работы по развитию ГИС ГМП в части включения нового функционала и сервисов: уточнены полномочия участников, добавлены новые участники, установлен порядок внесения изменений и исключения участников, реализован форматно-логический контроль, введены предварительные, связанные начисления, деаннулирование начислений, пакетный режим взаимодействия. Для этого разработан и находится на согласовании проект порядка ведения ГИС ГМП, утверждена новая версия форматов взаимодействия ГИС ГМП с информационными системами участников.

В настоящее время все большее место в системе Казначейства России занимают Автоматизированные информационные системы (АИС). Внедрение АИС несет в себе множество преимуществ и потенциально позволяет организовывать эффективный контроль процессов и операций, осуществляемых в АИС. У многих территориальных органов Федерального казначейства имеется большой положительный опыт использования АИС в целях контроля соблюдения работниками режима работы, исполнительской дисциплины, выполнения ими своих должностных обязанностей. Как правило, одними из главных потребителей такой информации являются руководители территориальных органов Федерального казначейства.

Непрерывный контроль

Об организации автоматизированного контроля функциональной деятельности в Федеральном казначействе рассказал руководитель Межрегионального операционного управления ведомства (МОУ ФК) Д. С. Гришин. Управление с 2013 года участвует в пилотном внедрении выработанных решений Казначейства России в соответствии с основным мероприятием 10.2 «Развитие механизмов внутреннего контроля Федерального казначейства» Стратегической карты Казначейства России на 2014–2017 годы. МОУ ФК разработало и предлагает внедрить в территориальных органах Федерального казначейства внутренний контроль, основанный на ежедневном автоматизированном контроле процессов и операций в АИС.

Предложения МОУ ФК основаны в том числе на отдельных новых направлениях совершенствования контроля в казначейской системе, обозначенных заместителями руководителя Федерального казначейства С. Е. Прокофьевым и А. Ю. Демидовым, ответственными за организацию и развитие внутреннего контроля в казначейской системе. Так, Прокофьев считает, что проверочные мероприятия должны быть инкорпорированы в текущую деятельность органа Федерального казначейства путем организации и осуществления технологического автоматизированного контроля в АИС на всех уровнях казначейской системы. Демидов полагает, что внутренний контроль должен быть ежедневным и непрерывным, способствовать достижению целей государственных органов и перспективным является именно постоянный внутренний технологический контроль, исключающий осуществление излишних процессов и операций в ходе его проведения.

Гришин представил коллегии основные подходы к новому виду внутреннего контроля (последующий оперативный внутренний автоматизированный контроль — ПОВАК):

  • последующий контроль по уровню подчиненности осуществляется после совершения функциональных процессов и операций (начальниками отделов — в части функциональных процессов и операций их функциональных отделов и отделом внутреннего контроля и аудита — в части всех функциональных отделов);
  • оперативный контроль осуществ­ляется непосредственно после совершения функциональных процессов и операций (ежедневно — начальниками функциональных отделов перед завершением операционного дня и отделом внутреннего контроля и аудита — на следующий день после завершения операционного дня);
  • внутренний контроль осуществ­ляется в отношении процессов и операций функциональных отделов органа Федерального казначейства;
  • автоматизированный контроль осуществляется автоматизированным способом через использование определенных фильтров в журналах документов или с использованием диагностических отчетов в АИС (ППО «АС ФК», ППО «СЭД», СУФД).

В рамках технологической поддержки реализации мероприятий Стратегической карты Казначейства России на 2014 год Федеральным казначейством проводятся работы по оптимизации технологических процессов в его информационных системах с целью повышения качества обслуживания клиентов и операционной эффективности сотрудников казначейства. В основе технологической оптимизации лежат изменение нормативных актов и предложения, поступающие от управлений центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства. С докладами о развитии и совершенствовании информационных систем Казначейства России на заседании коллегии выступили начальник Управления финансовых технологий Федерального казначейства В. В. Ткаченко и руководитель Управления Федерального казначейства по Московской области О. М. Калиниченко.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно