Версия для печати 1786 Материалы по теме
Потенциал, накопленный в отрасли, является уникальным и по международным меркам
Полет нормальный

Снижение темпов роста российской экономики сказалось на динамике бюджетных расходов, связанных с развитием информационных технологий. Тем не менее государство не собирается отказываться от реализации ряда проектов. Крупнейшим среди них является переход к оказанию электронных государственных услуг. Эту и другие темы обсуждали участники конференции «ИКТ в госсекторе 2014», организованной холдингом РБК.

Неуступчивые карлики

Весной 2014 года ООН опубликовала традиционный рейтинг развития электронного правительства. За пару лет, прошедших после прошлого аналогичного исследования, Россия осталась на 27-м месте в мире (из 193). По мнению главного редактора журнала CNews М. В. Казака, модератора конференции, это неплохой результат, учитывая, что ранее был сделан значительный рывок вперед. Однако задача войти к 2015 году в список 20 лидеров не выполнена. В то же время по развитию онлайн-услуг Россия поднялась на десять строк. Движение вперед притормозила инфраструктура, что в принципе объяснимо с учетом размеров территории. Как полушутя заметил модератор, «сложно нам состязаться с карликовыми государствами». Вообще попадание в двадцатку не является для нас пределом мечтаний, считает Казак. Потенциал, накопленный в отрасли, является уникальным и по международным меркам.

Что касается наших соседей по СНГ, то быстрее всех развивался Казахстан, который поднялся на десять позиций в рейтинге. Белоруссия выросла на шесть пунктов, Украина съехала на 19. Кроме внимания первых лиц государства важнейшим фактором прогресса в сфере ИКТ остается финансирование. Аналитики CNews подсчитали, что за последние годы на информатизацию в России было потрачено более 1,2 триллиона рублей, и львиная доля средств приходится на федеральные органы власти. Только в текущем году министерства и ведомства запланировали израсходовать 83 миллиарда рублей (для сравнения: в 2013 году — 85 миллиардов). Регионы, согласно оценке аналитиков, должны потратить 57 миллиардов рублей (против 63 миллиардов за 2013 год). Среди субъектов РФ безоговорочно лидирует Москва, чьи расходы составят примерно 24 миллиарда рублей. Пропасть между лидерами и аутсайдерами велика: если первые тратят миллиарды, то вторые — только миллионы. Хотя точной официальной статистики здесь не существует.

Цифровой разрыв между территориями налицо. Преодолеть его помог бы федеральный Фонд алгоритмов и программ, куда регионы-передовики вносили бы свои лучшие разработки. Правда, идея создания такого фонда безуспешно витает в воздухе уже более пяти лет. И власти отстающих субъектов РФ продолжают платить поставщикам за те программы, которыми могли бы воспользоваться бесплатно. Это тем более нежелательно, что есть риск сокращения бюджетного финансирования информатизации в стране в ближайшие годы. Минкомсвязи России даже предлагает искать альтернативные источники финансирования электронного правительства. Одна из идей следующая: управляющая организация берет на себя обязательство самостоятельно оплачивать многие сервисы, а в дальнейшем предоставляет платные услуги бизнесу. По словам модератора, сравнившего процесс развития электронного правительства с ракетой, несмотря на проблемы, спутник набирает высоту. Рано или поздно он будет выведен на орбиту.

Города поумнеют

О том, что делать на орбите, предложил подумать руководитель направления стратегических проектов департамента по работе с государственными организациями Microsoft А. В. Данилин. Новейшие технологии, по его мнению, имеют большое значение для регионов и городов. За городами, которые генерируют до 80% ВВП, — будущее, но не безоблачное. Концентрация населения позволяет достигать высокого качества предоставления услуг, экономя на затратах, но порождает дополнительные риски: экологические, инфраструктурные и социальные. Контролировать состояние инфраструктуры можно как раз с помощью электроники. А распространение мобильных устройств и рост социальных сетей дают гражданам дополнительные возможности по взаимодействию с государством.

Кроме того, облачные технологии позволяют реализовывать проекты «умных городов». И, наконец, на смену электронному правительству, нацеленному на оказание государственных слуг, по заключению эксперта, уже идет цифровое правительство. Его отличие — в нацеленности на большие массивы данных, их анализ и обработку для создания нового продукта. В качестве примера Данилин привел организацию энергосбережения, основанную на работе ИT-систем. Другой эксперт — председатель правления компании ЕС-лизинг А. В. Шмид — подробно рассказал о том, как информтехнологии нашли применение при создании системы стратегического управления аграрно-промышленным комплексом РФ. Целью проекта было повысить вероятность принятия правильных решений руководством Минсельхоза России. Этот опыт программно-целевого планирования применим и для других министерств, подчеркнул докладчик.

Справка «Бюджета»
Лидером среди федеральных ведомств России по величине расходов на ИКТ является МВД — почти 10,9 миллиарда рублей в 2014 году (на 17,1% больше, чем в 2013-м). На втором месте находится ФНС — 8,23 миллиарда рублей (на 2,9% меньше, чем в прошлом году). На треть­ем — Федеральное казначейство: примерно 8,08 миллиарда рублей (рост по сравнению с 2013 годом составил 2,8%). Замыкает первую десятку Центризбирком, который потратит без малого 2,6 миллиарда рублей (на 53,% меньше, чем год назад). 
Источник: Минкомсвязи, CNews Analytics. 

Пережить 2015-й

К региональному сегменту электронного правительства аудиторию вернул генеральный директор компании «АйТи. Ведомственные системы» В. В. Деянышев. Практика показала, что межведомственное электронное взаимодействие — непростое дело. Автоматизация ограниченных масштабов, ранее осуществленная различными местными ИT-компаниями, и нехватка финансирования создают проблемы на его пути. Оптимальный выход видится гендиректору в централизации процесса на уровне региона. Однако не у всех чиновников, по его признанию, есть правильное понимание ситуации — ведь систему, в которую должна вводиться вся информация о взаимодействии граждан с властью, необходимо не только создавать, но и эксплуатировать. Поэтому многое в конечном счете зависит от личности министра, отвечающего за информатизацию.

Такая региональная система предоставляет уникальные возможности для изучения потребностей людей, последующего анализа и прогнозирования. В результате губернаторам проще осуществлять свои полномочия и затем отчитываться перед федеральным центром о своей деятельности. В будущем стоит стремиться к тому, чтобы оказывать отдельные услуги вообще без участия чиновников.

Не все ИT-компании из числа 50 ведущих доживут до конца 2015 года, предупредил, говоря о трендах региональной информатизации, генеральный директор компании AT Consulting Сибирь Д. Г. Гоков. Причиной станут финансовые трудности. «Гайки будут закручиваться, требования к информатизации повышаться, динамика — увеличиваться», — резюмировал докладчик и посоветовал внимательнее следить за состоянием компаний, выигрывающих конкурсы. Согласно его прогнозу, на первое место выйдет компетенция исполнителей, которым доверяют заказчики. Компании, прежде занимавшиеся поставками оборудования, сейчас пытаются выйти на рынок программного обеспечения, и подобная перестройка занимает от года до трех. Для заказчика работа с ними в этот период — дополнительный риск.

Кроме того, рисков добавит международная нестабильность. Технологический рывок в отрасли должен происходить в условиях импортозамещения, признал заместитель генерального директора корпорации «Ред Софт» А. П. Коптев. Соответствующие задачи применительно к ИT были поставлены еще в Доктрине информационной безо­пасности РФ в 2000 году, напомнил он. Необходимо создать систему кооперации, которая будет производить совместимые между собой продукты, работы и услуги, включая различные виды программного обеспечения. «Все мы надеемся, что когда-то Россия сможет производить весь спектр необходимых технических средств», — сказал Коптев.

А. В. БОРИСОВ

Поделиться