Правительство РФ пока отказалось от идеи увеличивать нагрузку на бизнес и население посредством введения налога с продаж. Но до последнего времени тема нового налога была широко обсуждаема, а вопрос целесообразности меры изучался учеными. В частности, сотрудники НИУ ВШЭ провели исследование влияния налога с продаж на макроэкономическую ситуацию в России и участников рынка розничной торговли. О результатах научных изысканий было рассказано на пресс-конференции в пресс-центре «Россия сегодня».
Доходы консолидированного бюджета РФ падают, расходы растут вместе с объемом оборонной программы, пенсионными обязательствами, зарплатой некоторых категорий работников бюджетной сферы. Если на федеральном уровне расходы регулируются бюджетным правилом, на региональном доходы и расходы сильно разнятся, и эта несбалансированность уже по итогам 2013 года образовала дефицит региональных бюджетов в 1% ВВП. Понятно, что эти условия требуют от правительства определенных действий. В связи с чем и появились настойчивые разговоры о повышении НДФЛ, НДС, введении налога с продаж.
Взгляд извне
Если сравнить налоговую нагрузку в России и в странах ЕС, США и БРИКС, то она, скорректированная на объем нефтегазовой ренты, находится на среднем уровне. Налоговая нагрузка в нашей стране примерно такая же, как в странах, стоящих с Россией на одной ступени развития, а порой и ниже, поэтому резерв для повышения бремени вроде бы и есть. Но существует специальное исследование Всемирного банка, в котором налоговая нагрузка оценивается не как отношение объема поступлений к ВВП, а как степень нагрузки на стандартную фирму. При таком расчете обязательные платежи в бюджет составляют 50% прибыли российских предприятий, и это уже выше, чем во многих странах Европы. По мнению директора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Н. В. Акиндиновой, такое тяжелое бремя для бизнеса в России складывается из-за масштабного присутствия в экономике теневого сектора и из-за существенного перекоса в распределении налоговой нагрузки в пользу населения.
Введение налога с продаж, по мнению исследователей, не решило бы проблем региональных бюджетов. Изучив опыт взимания этого налога в 2003 году, эксперты выяснили, что поступления от него имели очень большую концентрацию в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, в остальных регионах они были очень низкими — в пределах
Кроме того, ослабление рубля и запрет на импорт продовольствия из ряда стран уже в этом году ускорили инфляционные процессы. Введение же дополнительных налогов на потребление (особенно налога с продаж) будет только способствовать дальнейшему ускорению инфляции. По мнению исследователей, это прибавит к инфляции 2015 года не менее 0,5 процентных пункта. Из-за ухудшения экономической динамики и ускорения инфляции потери реальных располагаемых доходов населения в следующем году достигнут 0,8%.
Ученые считают, что в сложившихся условиях разумнее применять другие методы сбалансирования бюджета, такие как использование ранее накопленных резервов и ограничение роста расходных обязательств. После выправления экономической ситуации повышать налоги, может быть, и станет целесообразным. Но введение налога с продаж не является выходом еще и из-за того, что этот налог сложен в администрировании и дает возможность недобросовестным налогоплательщикам уйти от его уплаты. Более безобидным для экономики стало бы повышение ставки НДФЛ.
Взгляд изнутри
Лабораторией экономико-социологических исследований было проанализировано влияние изменений в системе налогообложения на поведение компаний, по их собственным оценкам. Проводилось детальное анкетирование 107 компаний. В опросе участвовали представители как крупного, так малого и среднего бизнеса, как производители, так и продавцы, как иностранные фирмы, так и отечественные. По оценке интервьюеров, налоговая нагрузка на бизнес в России является очень высокой. Участники рынка при этом рассматривали не только уровень налоговых ставок как таковых, оценивались налоговые риски, которые возникают в связи с отсутствием стабильности в законодательстве. И дело не только в том, что в России высоки издержки налогового администрирования и предприятиям приходится содержать большие штаты специалистов по налоговому учету и платить им зарплату. Налоговую нагрузку нельзя рассматривать как таковую и этим ограничиваться. Налоговая система — элемент социального контракта между государством и обществом, в данном случае бизнесом. Бизнес платит налоги, государство создает привлекательные для предпринимателя условия ведения дела и предоставляет государственные услуги. «Несмотря на то что Россия сейчас активно продвигается в различных международных рейтингах, — говорит первый проректор, заведующий лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ В. В. Радимов, — в ведущем рейтинге Doing Business мы пока добрались лишь до середины списка —
Большинство респондентов считают, что предполагаемые изменения в налогообложении серьезно изменят рыночную ситуацию. Будут повышаться цены, несмотря на то что конкурентная ситуация не позволит перевести в них все издержки. 86% указывают на вероятность снижения темпов роста потребительских рынков, 80% прогнозируют рост теневой экономики, 80% уверены, что снизится инвестиционная активность. Две третьих участников анкетирования ожидают снижения конкурентоспособности крупных компаний. И почти все отмечают, что повышение налоговой нагрузки усилит неравенство конкурентных условий для добросовестных налогоплательщиков и недобросовестных.
Не приживается В России налог с продаж вводился уже дважды. Первый раз он был введен в 1991 году еще законодательством СССР, однако с распадом Советского Союза, который случился в конце этого же года, в налоговом законодательстве произошли изменения. Федеральный закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с 1 января 1992 года взимание налога с продаж не предусматривал. Следующая попытка состоялась в 1998 году. Налог с продаж был определен как региональный налог, и законодательством было предусмотрено, что каждый субъект Федерации самостоятельно принимает решение о введении налога на своей территории, а также устанавливает его ставку в пределах максимальной (5%). В 1998 и 1999 годах налог с продаж был введен в большинстве субъектов РФ. С 1 января 2004 года налог с продаж в России не взимается. |
Выйти из сумрака
То, что введение налога с продаж уменьшит процент добропорядочных бизнесменов, утверждает и председатель президиума ассоциации компаний розничной торговли, президент группы компаний «Дикси» И. А. Якубсон. В результате государство, желая получить больше, получит меньше. «Мы считаем, что в стране, как это ни парадоксально, сложилась уникальная ситуация, при которой у государства появилась возможность для серьезного увеличения налогооблагаемой базы». Откуда такая уверенность? За последние годы, по мнению предпринимателей, качество налогового администрирования значительно улучшилось, благодаря чему появился достаточно большой пул социально ответственных рыночных компаний. Кроме того, сейчас многие предприниматели находятся в стадии выхода из тени. Государству необходимо сделать лишь один шаг для того, чтобы многие из них стали «белыми и пушистыми».
Собственно, у добросовестных бизнесменов есть и рецепт, как вывести компании из тени: «Методология крайне проста — берется каждый сегмент рынка и рассматривается топ 20 компаний, чаще всего они являются легальными плательщиками налогов. Делается статистика налоговых поступлений, на основании которой проводится анализ всех остальных участников рынка. Мы считаем, что уже в 2015 году можно получить 250 миллиардов рублей дохода за счет улучшения налогового администрирования».
Таблица. Основные экономические показатели РФ (краткая версия)* |
||||
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Реальный ВВП, рост % |
-0,2 |
0,7 |
2,1 |
1,8 |
Инфляция, % |
7,9 |
6,6 |
5,8 |
5,7 |
Среднегодовой курс долл./руб. |
35,8 |
38,4 |
40,8 |
43,0 |
Номинальный ВВП, трлн руб. |
71,55 |
76,57 |
82,84 |
89,44 |
Промышленность, рост % |
0,6 |
0,9 |
1,5 |
1,5 |
Инвестиции в основной капитал, рост % |
-2,5 |
1,5 |
1,7 |
1,3 |
Товарооборот, рост % |
1,7 |
0,7 |
2,3 |
2,6 |
Цена на нефть марки URALS, долл./барр. |
105,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Чистый приток/отток капитала, млрд долл. |
-126,0 |
-60,0 |
-37,0 |
-30,0 |
Сальдо федерального бюджета, % ВВП |
0,4 |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
Сальдо региональных бюджетов, % ВВП |
-0,8 |
-0,8 |
-0,8 |
-0,8 |
*Экономический прогноз института «Центр развития НИУ ВШЭ» от 3 сентября 2014 года. |
С. В. МАРТЫНЕНКО