Несмотря на заверения руководства страны в том, что до 2018 года налоги повышаться не будут, уже в ближайшее время налоговая нагрузка увеличится. Отказавшись от вызвавшей отрицательный общественный резонанс идеи введения налога с продаж, правительство внесло в Государственную думу законопроект о налоговом маневре, который предполагает внесение некоторых изменений в существующую систему налогообложения.
Участники бизнес-конференции РБК «Налоговые маневры 2014», состоявшейся в сентябре этого года, отметили, что такого урожая на новые налоги и ставки, как в этом году, за последние 30 лет не было. Налоговое бремя растет не только прямо, но и опосредованно. В частности, к повышению налоговой нагрузки ведет отмена льгот, к примеру, на имущество организаций в отношении крупных инфраструктурных объектов.
Еще одна пугающая бизнес-тенденция — изменение параметров налогооблагаемой базы, а именно исчисление налога на имущество по кадастровой стоимости. В ближайшее время может возникнуть еще одна тема по переоценке основных средств предприятий, что приведет к росту налога на имущество и снизит налог на прибыль. Вводятся и завуалированные налоги, являющиеся миру под маской всевозможных платежей: за загрязнение окружающей среды, за перевозку тяжеловесных грузов, утилизационные сборы и т. д.
Все это проходит на фоне снижения внимания к правовой стороне вопроса. К примеру, и экономистов, и представителей бизнеса удивляет последнее предложение, прозвучавшее на сочинском форуме: ввести сбор за право заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, что право заниматься предпринимательской деятельностью предопределено Конституцией и дается человеку при рождении, есть и другие возражения. «Это еще и опасная вещь, — считает управляющий директор по экономической политике и конкурентоспособности РСПП М. Н. Глухова. — Не совсем понятно, о чем идет речь. Это разовый сбор? Но почему тогда он будет взиматься только за право заниматься именно предпринимательской деятельностью? Если же речь идет о ежегодной плате, то тогда это иезуитский налог с продаж, который считается не от оборота, а устанавливается принудительно на основании тех или иных критериев».
РСПП активно выступал и против введения налога с продаж, понимая его негативное влияние на экономику, против идеи дать регионам право устанавливать налог на прибыль в размере 18% для сельхозпредприятий. Пока эти новации не прошли. Но сейчас по бизнесу ударит значительное повышение ставки налога за пользование водными ресурсами. По мнению Глуховой, то, что ставку налога не повышали много лет — не аргумент за ее ускоренную индексацию.
Предложение повысить налог на дивиденды до 13% тоже не вызывает положительной реакции. Как отметил представитель РСПП, в условиях активной работы по деофшоризации бизнеса повышение ставки налога на дивиденды — весьма оригинальный ход. Кроме того, это удар по фондовому рынку, который и так в России развит слабо. Хотя, как считает представитель Высшей школы экономики Н. В. Акиндинова, эта мера по сравнению с повышением ставки НДС и введением налога с продаж наиболее безобидная.
Усилению нагрузки на бизнес
будет способствовать и увеличение социальных страховых взносов, которые приобретают признак фискальных платежей. В принципе уже созрело решение снять пороговые значения для уплаты взносов на ОМС. Как отметила заведующая лабораторией развития налоговой системы научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Н. Ю. Корниенко, более других пострадают бизнес в сфере услуг, банковское дело, то есть сферы, где заработная плата занимает большую долю в общем объеме издержек. Это отразится на инвестиционных возможностях, остановит рост зарплат и заставит компании закрывать программы по дополнительному медицинскому страхованию.
Строчка в законе стоит миллиарды долларов
Что касается налогового администрирования, то стало ли оно комфортным для тех, кто добросовестно платит все, что с него просят? С одной стороны, электронные сервисы, известные 12 критериев, по которым происходит отбор объектов для выездных налоговых проверок, и практика досудебного урегулирования налоговых споров значительно облегчают жизнь добросовестного налогоплательщика. Но, по мнению представителей бизнеса, все это нивелируется другими негативными моментами, а именно повышением
«административного налога», то есть издержек, которые несет бизнес при администрировании налогов. Например, изменение форм НДС оборачивается для компаний огромными расходами, особенно для тех, которые применяют сложные софты.
«Изменение даже одной строчки в законодательстве оборачивается миллионами долларов, — говорит руководитель налогового направления компании Alcoa М. Л. Хвалибов, — поскольку благодаря этой строчке объем налоговой декларации увеличился в тысячу раз: от десяти страниц до десяти тысяч, что заставляет вносить изменения в программы. Это будет странный гибрид книги покупок и книги продаж плюс сама декларация». Но в целом, отметил докладчик, отношения с налоговой службой складываются у компании очень конструктивные. Переход на электронный документооборот с этим ведомством позволил сэкономить тонны бумаги и массу рабочего времени. Рекорд компании, зафиксированный в 2010 году, — 153 тысячи листов различных документов,
отправленных в налоговую, теперь не повторится. Совершенствованию отношений бизнеса и налоговиков послужит и готовящийся закон о горизонтальном мониторинге, который позволит избежать выездных и даже камеральных проверок и снимать налоговые риски в онлайн-режиме.
Малый и средний бизнес под ударом
Как открыть малый бизнес? Нужно открыть крупный и немножко подождать. Невеселая шутка прозвучала из уст заместителя председателя Экспертного налогового совета ТПП РФ Д. Е. Фадеева. А вот что делать малому и среднему бизнесу, это вопрос. «Волна закрытия таких предприятий уже имела место в РФ, когда были значительно повышены ставки страховых взносов, — обеспокоен Фадеев. — Но с 1 января 2015 года предпринимателей снова ждет сюрприз. Те предприятия, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, столкнутся с тем, что режим, который всегда позиционировался как льготный, во многом утратит свою привлекательность». Предприятия, применяющие УСН или ЕНВД, будут обязаны уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ.
Не так давно принятые основные направления налоговой политики предполагали введение налоговых каникул на первые два года для всех вновь зарегистрированных малых предприятий. Но, по всей вероятности, у правительства возникли опасения того, что компания может просто поменять вывеску, и налоговые каникулы теперь предназначены только для индивидуального предпринимателя.
Стабильности не хватает
Чего остро не хватает бизнесу в нынешней действительности, так это стабильности. Хвалибов, к примеру, и в этом он не одинок, обеспокоен предполагаемой отменой пункта 1.1 статьи 140 УПК РФ, так как ситуация, когда именно налоговая служба принимала решение о том,
направлять или не направлять материалы проверок в следственный комитет для возбуждения уголовного дела, бизнес вполне устраивала. «Мы платим каждую копейку, дорожим репутацией, потому что снижение курса акций даже на половину процента бьет по акционерам. Выиграв и обналичив деньги на миллион, корпорация потеряет миллиарды на снижении стоимости акций».
Бизнес готов соблюдать правила игры, но хотел бы заранее знать о всех возможных изменениях в налоговой политике, хотя бы до 2018 года, чтобы успеть скорректировать инвестиционную политику. Ведь чем ниже прогнозируемость, тем короче срок планирования компаний, тем ниже их конкурентоспособность.
С. В. МАРТЫНЕНКО