25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1341 Материалы по теме
Деятельность социального предпринимателя похожа на хозяйственную деятельность НКО
Изменить мир

В последнее время в стране, и в Москве, в частности, распространяется такое явление, как социальное предпринимательство. Как и в каких сферах развивается соцбизнес, мы спросили заместителя руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Дмитрия Александровича КНЯЗЕВА.

— Дмитрий Александрович, расскажите, пожалуйста, как развито социальное предпринимательство в Москве, в каких сферах?

— Социальное предпринимательство — термин достаточно широкий. Согласно приказу Минэкономразвития № 411 от 1 июля 2014 года это — социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение социальных проблем. Под такое толкование можно отнести многие сферы бизнеса. Например, если человек решил заняться выпуском обуви и среди обычных моделей выпускает одну-две модели ортопедического направления, можно ли считать его бизнес социальным? Однозначно ответить, пожалуй, сложно. Поэтому мы поддерживаем предложение закрепить на федеральном уровне более детальное определение этого понятия.

Деятельность социального предпринимателя похожа на хозяйственную деятельность НКО. Но мы отличаем эти два процесса, потому что департамент располагает инструментами для поддержки именно предпринимательской, то есть коммерческой, деятельности.

В частности, в 2013 году мы оказали финансовую поддержку в виде субсидий 74 социально ориентированным проектам (в сферах дополнительного и дошкольного образования, здравоохранения, социального обслуживания населения) на сумму 49,1 миллиона рублей. Это как минимум десять процентов от общего числа предпринимательских проектов, получивших нашу финансовую поддержку.

— Как вы считаете, какова мотивация предпринимателя, решающего заняться социальным бизнесом?

— Общение с такими предпринимателями показывает, что многие из них руководствуются высокими целями, ими движет стремление помочь людям. Они ориентируются на общечеловеческие ценности. В словосочетании «социальный предприниматель» ключевым словом для них становится «социальный».

Часто в этот бизнес приходят люди, которые прежде работали, например, в общественных организациях или были как-то связаны с учреждениями социальной сферы. Это энтузиасты, эмоционально заряженные на воплощение своей идеи. Нередко их ожидания бывают завышенными. Они считают, что общество сразу же должно включиться и своими деньгами, и своими ресурсами в реализацию проекта. А когда этого не случается, испытывают шок. Начинающим предпринимателям необходимо рассказывать о подвод­ных камнях, с которыми им придется столкнуться в первые годы претворения проекта в жизнь. Поэтому одна из задач нашего департамента — объяснить людям, что в первую очередь им придется заниматься именно бизнесом: находить ресурсы, финансирование, кадры для реализации проекта, искать своего потенциального клиента, оформлять сделку и т. д. А для этого необходимы предпринимательские компетенции.

Справка «Бюджета»
Авторское лево
Социальные предприниматели гораздо менее коллег из других бизнес-сфер склонны держать в тайне свои идеи. Они, напротив, приветствуют попытки перенимать опыт, подражать, охотно делятся наработками. Появился даже специальный термин copy left («авторское лево») — концепция и практика использования законов авторского права. Его цель — чтобы у любого человека было право использовать, изменять и распространять как само исходное произведение, так и производные от него.

— Для Москвы поддержка проектов социального предпринимательства входит в число приоритетных направлений. Какие формы господдержки предлагает департамент?

— Поддержка и развитие этого вида предпринимательства чрезвычайно важны. Однако столице необходимо, чтобы результаты социальных проектов были тиражируемыми, чтобы продукт, созданный на начальном этапе энтузиастами в одном округе, можно было внедрять и в других округах Москвы. Тогда в этот процесс мы сможем вовлечь еще большее количество предпринимателей и общественных финансов. Но хочу подчеркнуть, что соцпредпринимательство — это не та сфера, которая способна выживать только за счет бюджетных средств. В основе любого бизнеса должна лежать бизнес-модель, рентабельная и объективная. А создать устойчивую модель помогут бизнес-компетенции. Именно на них мы и делаем акцент при работе с предпринимателями.

У департамента есть набор образовательных программ, рассчитанных как на руководителей компаний, так и на рядовой персонал. Отдельное внимание уделяется людям с ограниченными возможностями, которые хотят открыть собственный бизнес. На очных образовательных программах — это первое направление — мы используем для них сурдоперевод, а в программах дистанционного образования — субтитры.

Бюджет 11subsidii.jpg

Второе направление — консультационная поддержка: бесплатные консультации по вопросам регистрации компании, требований законодательства к различным видам деятельности, создания и ведения бизнеса в Москве, в том числе участия в госзаказе.

Третье — финансовая поддержка в форме субсидий. В частности, предоставляются субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по банковским кредитам, лизинговым платежам, на развитие хозяйственной деятельности начинающих предпринимателей и на участие в выставках.

В Высшей школе экономики работает Центр развития молодежного предпринимательства, ориентированный именно на социальное предпринимательство. Туда приходят студенты, которым интересно развивать проекты социального бизнеса. Эксперты проводят с ними мастер-классы, рассказывают, как правильно определить конкурентные рынки, как позиционировать свой продукт или услугу. Молодежь узнает об успешных российских и зарубежных кейсах.

В 2014 году наш департамент впервые провел фестиваль социального бизнеса, где были представлены проекты социальных предпринимателей. Фестиваль стал площадкой для обмена мнениями и поиска совместных решений тех проблем, с которыми сталкивается соцбизнес в Москве. Надеемся, что таких мероприятий в столице с каждым годом будет становиться все больше.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно