Версия для печати 2125 Материалы по теме
Мидхат Рафкатович ШАГИАХМЕТОВ, министр экономики Республики Татарстан
Стратегия нового века

Мир стремительно меняется. Меняются экономика и потребительская культура населения. Информатизация и высокие технологии оказывают все большее влияние на все сферы жизнедеятельности. Наступило время перехода к адаптивной экономике и динамичному управлению во всех секторах нашей жизни.

Глядя в будущее

За последние годы Татарстану удалось достичь высоких результатов. По основным показателям социально-экономического развития республика входит в десятку российских регионов-лидеров. Но в условиях усиления конкуренции за рынки сбыта, инвестиции и интеллектуальный капитал необходимо определить стратегическое видение нашего дальнейшего развития и его приоритетные направления. При этом важно обеспечить преемственность экономической и социальной политики. Конечной целью такой стратегии является формирование экономики, адекватной XXI веку и интегрированной в мировую экономическую систему.

По поручению президента Республики Татарстан с 2012 года ведется подготовка Стратегии развития республики на период до 2030 года. Цель — создание концептуального документа, описывающего видение будущего республики как глобально конкурентоспособного, процветающего региона и фиксирующего главные направления действий по реализации намеченного.

Стратегической целью развития Приволжского федерального округа сегодня определено устойчивое улучшение качества жизни населения за счет повышения производительности труда и формирования конкурентоспособной экономики на основе сбалансированного взаимовыгодного партнерства гражданского общества, бизнеса и власти. Таким образом, стратегические цели и приоритеты развития Татарстана и ПФО имеют одинаковый вектор развития и направлены на значительный рост экономики и повышение глобальной конкурентоспособности региона.

В связи с растущими требованиями рынка и ростом глобальной конкуренции приоритетным как для ПФО, так и Татарстана является инновационный вектор развития, который позволяет оставаться конкурентоспособным, развиваться, выполнять все свои социальные обязательства и, более того, существенно повышать уровень и качество жизни населения. Исходя из этого, главные задачи модернизации лежат не столько в технологической сфере, сколько в создании современного общества, современных инфраструктур и современного человека с «модернизированным сознанием».

Вкладываясь в человека

Основным инструментом достижения высокого уровня конкурентоспособности Татарстана в глобальной конкуренции экономических систем определено развитие человеческого потенциала. Это обус­ловлено тем, что достижение экономической эффективности производства товаров и услуг, а также результативности государственного управления напрямую стало определяться величиной и качеством человеческого капитала.

В республике, так же как и в ПФО, уделяется большое внимание проблемам развития кадрового потенциала ввиду дефицита кадров инженерных и рабочих специальностей, особенно высококвалифицированных. В условиях переориентации стратегического развития Республики Татарстан на инновационный социально ориентированный путь на первый план выдвигается необходимость формирования конкурентоспособного трудового потенциала, соответствующего мировым тенденциям постиндустриального развития.

Наряду с инновациями как в ПФО, так и в Татарстане уделяется большое внимание повышению производительности труда как определяющему фактору конкурентоспособности экономики. Актуальность этой задачи в последние годы возросла в связи с организацией Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана и вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Все более глубокая интеграция страны в международную торговлю способствует созданию более жесткой конкурентной среды для отечественного бизнеса, что заставляет искать пути повышения эффективности предприятий. На уровне отдельного предприятия оно позволяет обеспечить конкурентоспособность бизнеса — сократить издержки, накопить инвестиционный капитал, выполнить свои обязательства перед акционерами, работниками и государством.

В целях повышения производительности труда и роста числа высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях нефтехимии и машиностроения, которые обес­печивают около 60% всего объема промышленного производства Татарстана, в 2013 году в республике была принята долгосрочная целевая программа повышения производительности труда на предприятиях соответствующих отраслей на 2013–2016 годы. Она направлена на содействие развитию предприятий в части роста конкурентоспособности, производительности и операционной эффективности, дополняя, таким образом, программы и стратегии развития самих комплексов и входящих в них предприятий. Реализация программы является частью государственной системной политики Российской Федерации по повышению конкурентоспособности и производительности экономики и созданию новых высокопроизводительных рабочих мест.

520,2 млрд рублей инвестиций в основной капитал использовано на развитие Татарстана в 2013 году  

Используя преимущества

Республика Татарстан, являясь одним из крупнейших промышленных, научных, образовательных и культурных центров России, стремится использовать свои преимущества и политическую стабильность для создания условий повышения конкурентоспособности национальной экономики, качества жизни населения, инвестиционной и инновационной активности по таким стратегическим направлениям, как нефтегазохимический комплекс, машино-, авиа- и вертолетостроение, ИT‑разработки, агропромышленный сектор, медицина, нано- и биотехнологии, развитие малого и среднего бизнеса. Результатом успешной работы в указанных направлениях является высокий уровень инвестиционной привлекательности, что выражено в соответствующих макроэкономических показателях.

По показателю объема инвестиций в основной капитал Татарстан занимает пятое место среди регионов России и первое место среди регионов ПФО. В 2013 году на развитие республики использовано инвестиций в основной капитал в размере 520,2 миллиарда рублей, это 105,5% к показателю 2012 года. Из них 60,2% составили инвестиции крупных и средних предприятий.

За 2013 год в экономику Республики Татарстан поступило почти 893,9 миллиона долларов иностранных инвестиций (121,5% к 2012 году). Из указанных поступлений на долю прямых иностранных инвестиций пришлось 408,2 миллиона долларов (70,7% к 2012 году), портфельных — 5 миллионов долларов (11,6%), прочих — 480,6 миллиона долларов (рост в 4,2 раза). Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвес­тиций из-за рубежа составляла 45,68%, портфельных — 0,56%, прочих — 53,76%. Наибольшая часть инвестиций направлялась на развитие обрабатывающих производств — 90,5%. За первое полугодие 2014 года объем инвестиций в основной капитал составил 186,1 миллиарда рублей. Темп роста инвестиций по сравнению с аналогичным периодом 2013 года составил 104,9%..

 Почти 893,9 млн долларов иностранных инвестиций поступило в экономику Татарстана за 2013 год

Эффективность проводимой инвестиционной политики Татарстана подтверждают исследования ведущих международных агентств и компаний. На протяжении последних лет республика, по версии рейтингового агентства «Эксперт РА», стабильно занимает лидирующие позиции среди регионов ПФО по показателю «минимальный инвестиционный риск». По результатам 2012 года ей был присвоен рейтинг 1А (максимальный потенциал — минимальный риск). В 2012 и 2013 годах в десятку рейтинга городов по удобству ведения бизнеса журнала Forbes вошла Казань. По итогам VI Всероссийского конкурса муниципальных образований Казань признана лучшим муниципалитетом России. Все это определяет высокий международный рейтинг Республики Татарстан, ее органичную интеграцию в мировое экономическое пространство.

Стимулируя активность

Комплексный подход к повышению инвестиционной привлекательности нашел отражение в cтандарте деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, одобренном наблюдательным советом АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ). В феврале 2012 года президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов и генеральный директор АСИ А. С. Никитин подписали соглашение и дорожную карту по внедрению указанного стандарта в регионе. На сегодня все 15 разделов стандарта признаны исполненными. Следующим шагом стала разработка и апробация стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях.

В республике для повышения эффективности взаимодействия участников инвестиционной деятельности ежегодно принимается Инвес­тиционный меморандум, который содержит приоритетные направления социально-экономического развития, намерения органов госвлас­ти в сфере принятия системных решений в развитии секторов экономики и социальной сферы, а также характеристику емкости потребительского рынка в разрезе всей номенклатуры потребительских товаров. Меморандумом определены около 200 приоритетных инвестиционных проектов на общую сумму более триллиона рублей — в том числе строительство второй очереди комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ОАО «ТАНЕКО» с расширением мощности от 7 до 14 миллионов тонн нефти в год, территориально обособленный инновационный центр «Иннополис», «ООО „Форд Соллерс Холдинг“» и другие.

Ведется работа по внедрению в практику налогового стимула инвестиционной деятельности — инвестиционного налогового кредита, то есть предоставления отсрочки платежей по налогам с последующей поэтапной уплатой кредита и начисленных процентов на сумму, определяемую исходя из произведенных инвестиционных вложений и объемов уплачиваемых организацией налогов. В соответствии с законодательством республики для инвесторов, реализующих свои проекты, предусмотрено снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Татарстана, до 13,5% и снижение налоговой ставки до 0,1% на имущество, вновь созданное или приобретенное организацией для реализации проекта.

Данные льготы предоставляются юридическим лицам всех форм собственности, реализующим инвестиционные проекты по созданию новых производственных мощностей в соответствии с приоритетными направлениями инвестиционной политики республики, определяемыми ежегодным инвестиционным меморандумом. При этом льготный период с момента начала инвестиций может составить до 7 лет, а в отрасли машиностроения — до 13 лет. Смысл поддержки заключается в предоставлении налоговых послаблений инвесторам на период становления новых производств. Как показывает практика, высвобождаемые в результате предоставления господдержки средства направляются предприятиями в основном на финансирование капитальных затрат и обслуживание заемного финансирования. Тем самым снижается цена привлекаемого для осуществления инвестиций капитала и, следовательно, стимулируется дальнейшая инвестиционная деятельность предприятия.

Привлекая инвесторов

Государственно-частное партнерство в Республике Татарстан реализуется в качестве сотрудничества власти и частных партнеров по реализации социально значимых инфраструктурных, инновационных, инвестиционных и иных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений о ГЧП, в том числе с учас­тием муниципальных образований. Сейчас насчитывается до 50 проектов, реализуемых на принципах ГЧП в различных сферах экономики: энергетике, промышленности, комплексном развитии территории, неф­тепереработке и нефтегазохимии, транспорте, здравоохранении, культуре, образовании и науке. Работа по сокращению сроков и количества разрешительных процедур ведется в связи с реализацией дорожных карт, разработанных в рамках Национальной предпринимательской инициативы АСИ.

В целях привлечения инвесторов организована необходимая инфраструктурная поддержка. В состав республиканских институтов развития входят: особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» (ОАО «ОЭЗ ППТ „Алабуга“»), особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис», технополис «Химград», четыре индустриальных парка, девять технопарков, восемь бизнес-инкубаторов.

Повышая привлекательность

В рамках реализации государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ министерством экономики Республики Татарстан проводится работа по созданию и развитию региональных центров инжиниринга. Конкурсной комиссией по отбору субъектов для предоставления в 2013 году субсидий их бюджетам для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, принято решение о поддержке трех проектов инжиниринговых центров:

— отраслевого инжинирингового центра в сфере химической технологии Камского инновационного территориально-производственного кластера;

— инжинирингового центра медицинских симуляторов "Центр Ме

дицинской Науки" на базе Казанского государственного медицинского университета;

— Инжинирингового центра инновационных лазерных технологий в машиностроении «КАИ-ЛАЗЕР» на базе Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева.

Для привлечения в республику инвесторов на регулярной основе организуются выставочно-конгрессные и общественно-просветительские мероприятия инвестиционной направленности (Международный саммит исламского бизнеса и финансов, Казанская венчурная ярмарка, Международная специализированная выставка «Нанотехнологии» и другие). В 2012 году в Татарстане прошел форум АТЭС, в рамках которого столицу республики посетили более 3,5 тысячи человек из 21 страны. Основными темами стали вопросы либерализации торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция, а также вопросы укреп­ления продовольственной безопасности, развития транспортно-логистических цепочек и поддержки инноваций.

А 2013 год стал годом проведения 27-й Всемирной летней Универсиады — спортивного и культурного события мирового масштаба. Благодаря ей республика получила развитую спортивную инфраструктуру, новый стадион международного уровня, обновленный а­эропорт, новый железнодорожный вокзал, станции метро, модернизированные развязки, скоростной а­эроэкспресс. На базе Деревни Универсиады создан лучший в стране студенческий кампус. В ближайшее время Татарстан примет чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года, Кубок конфедераций 2017 года и чемпионат мира по футболу 2018 года. Выбранный республикой курс на применение стимулирующей инвестиционной политики является существенным фактором формирования ее инвестиционной привлекательности как для российских, так и для зарубежных партнеров.

Продвигая проекты

Положительная динамика социально-экономического развития республики обусловлена прежде всего крупномасштабными инвестиционными вложениями в ключевых отраслях экономики. В Перечень особо значимых проектов Приволжского федерального округа, направленных на создание центров социально-экономического развития региона, вошло пять проектов Республики Татарстан:

— комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске (ОАО «ТАНЕКО»), являющийся точкой роста отечественной нефтепереработки и формирования передовых мощностей по производству востребованных на рынке нефтепродуктов. В рамках проекта осуществляется строительство комплекса производств глубокой переработки тяжелой карбоновой нефти с высоким содержанием серы с организацией производства широкой гаммы высококачественных моторных масел и нефтехимических продуктов стоимостью 116,5 миллиарда рублей;

— современный олефиновый комплекс ЭП-1000 и производство пластиков на его основе, вошедший в План развития газонефтехимии России на период до 2030 года;

— проект по строительству единственного в России и СНГ комплекса по производству метилхлорсиланов и продуктов их переработки (ОАО «КЗСК-Силикон») стоимостью 10,4 миллиарда рублей. Проект предполагает создание современного вертикально интегрированного холдинга по производству кремнийорганических материалов для удовлетворения потребности промышленности страны в данной продукции и направлен на ликвидацию зависимости предприятий кремнийорганической (силиконовой) отрасли России от поставок зарубежного сырья и готовой продукции;

— комплекс по производству аммиака, метанола и карбамида (ОАО «Аммоний»), строительство которого осуществляется при участии Внешэкономбанка. Преимуществом создаваемого интегрированного комплекса является применение инновационных решений при проектировании и реализации производственного процесса. Проектом, не имеющим аналогов в России, предусматривается максимально возможная на сегодняшний день глубина переработки природного газа с одновременным получением трех видов готовой продукции: жидкого аммиака, гранулированного карбамида и метанола. Бюджет проекта оценивается более чем в 50 миллиардов рублей;

— проект по строительству производственного комплекса по глубокой переработке маслосемян и производству масложировой продукции «Нэфис-Биопродукт» стоимостью более 18 миллиардов рублей, являющегося одним из примеров создания комплексных производств в области сельхозпереработки. Создание подобного производства способствует решению целого ряда задач — в частности, в части импортозамещения продукции сельхозпереработки на рынке масложировой продукции, обеспечения рынка сбыта для сельскохозяйственных производителей при одновременном снабжении предприятий животноводческого комплекса комбикормовыми добавками, а также создания резерва складских мощностей для хранения масличных культур как элемента обеспечения продовольственной безопасности.

 «Алабуга» — центр притяжения для инвесторов 

Ведущую роль среди институтов развития играет ОЭЗ «Алабуга» — центр притяжения для инвесторов, реализующих перспективные, высокотехнологичные проекты в базовых кластерах экономики региона: нефтехимическом комплексе, автомобилестроении и строительной индустрии. Для резидентов здесь создан благоприятный климат, в том числе в виде налоговых льгот и таможенных преференций, а также в виде функционирования системы «одного окна».
Вследствие вступления в силу новой редакции федерального закона об особых экономических зонах появилась возможность удвоения территории ОЭЗ «Алабуга», которая позволит увеличить количество привлеченных резидентов к 2020 году до 120 компаний. Данное обстоятельство способствовало интенсивному привлечению иностранных инвесторов и росту совместных предприятий с иностранным участием. В настоящее время стоимость проектов с иностранным участием, находящихся на различных стадиях их реализации (еще не осуществляющих производственную деятельность), составляет порядка 13,7 миллиарда рублей. На 1 июня 2014 года в ОЭЗ «Алабуга» в качестве резидентов зарегистрировано 42 компании. Общий объем законтрактованных инвестиций текущими резидентами превысил 100 миллиардов рублей.
Высокая активность иностранных инвесторов на территории ОЭЗ объясняется наличием ряда инфраструктурных, налоговых и таможенных преференций и льгот. К границам участков резидентов подводятся электричество, газ, тепло и другие инженерные коммуникации. Инженерные сети проходят по магистральным линиям внутриплощадочных автомобильных дорог. Строительство объектов инфраструктуры осуществляется за счет государственных инвестиций.
С апреля 2008 года на территории первой очереди строительства ОЭЗ официально запущена процедура свободной таможенной зоны. Она позволяет завозить современное высокотехнологическое оборудование из-за рубежа без уплаты импортной пошлины и НДС. В связи с вхождением России в Таможенный союз компании, получившие статус резидента особых экономических зон до 2012 года, имеют возможность освободиться от уплаты таможенных пошлин и НДС при вывозе готовой продукции, изготовленной из иностранных товаров, с территории ОЭЗ «Алабуга» на территорию стран Таможенного союза при условии признания вышеуказанных товаров товаром данного союза.



Поделиться