Программа модернизации здравоохранения, сформированная еще в 2011 году, предполагала в том числе и полную информатизацию отрасли. Анализ проведенной в этом направлении работы позволяет говорить о практически стопроцентном достижении предусмотренных программой показателей. Об особенностях и перспективах использования информационных систем и телемедицины шел разговор на заседании Социальной платформы партии «Единая Россия», которое состоялось в октябре этого года.
Важным моментом в деле информатизации отрасли стало создание Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Ориентирована она на три группы пользователей. Во-первых, это граждане РФ, во-вторых — врачи и медицинский персонал и, в-третьих — органы управления здравоохранением. Последние благодаря системе имеют возможность оперативного получения необходимой агрегированной информации в разрезе территории или страны для управления здоровьем нации, планирования и контроля использования необходимого объема ресурсов.
Как отметила директор департамента информационных технологий Министерства здравоохранения РФ Е. Л. Бойко, основная цель внедрения ЕГИСЗ с точки зрения органов управления заключается в том, что вся информация должна вводиться один раз и на низшем базовом уровне. То есть врач принял пациента, занес о нем необходимую информацию, вторично данная информация не вносится, не дублируется, она поднимается из медицинских информационных систем в регистры и попадает в агрегированном состоянии в систему, откуда органы управления получают уже всю аналитику для того, чтобы принять какие-то сбалансированные решения.
Базовый этап завершен. В планах — продолжение развития федеральных систем: доработка структурированных электронных медицинских данных интегрированной электронной медицинской карты, разработка нормативно-справочной информации. То есть сегодня на базовом этапе все медицинские информационные системы созданы, но им не хватает единых справочников, чтобы обеспечить интероперабельность всего процесса. Нужно задуматься и над изменением и доработкой нормативно-правовых актов, то есть признать наличие электронного документа и определить условия перехода от бумажного документооборота к электронному. На региональном уровне, отметила Бойко, необходимо продолжать вкладывать средства в автоматизацию рабочих мест врачей и обеспечить интеграцию всех систем, которые созданы на сегодняшний момент и существуют автономно либо недостаточно связаны между собой.
Докопаться до мелочей
Генеральный директор ООО НПЦ «Бюджет-21» М. А. Евсеев представил систему подготовки консолидированной отчетности. В частности, рассказал о возможности ее использования для сбора и анализа статистических показателей, предусмотренных программой «Развитие здравоохранения» и ее подпрограммой «Управление развитием отрасли». Представленная АИС может быть использована при выполнении основного мероприятия подпрограммы «Управление развитием отрасли» — совершенствования статистического наблюдения в сфере здравоохранения.
Автоматизация позволит построить единую информационную инфраструктуру для предоставления учреждениями здравоохранения статистической отчетности, ее проверки, консолидации и надежного хранения. Это, в свою очередь, обеспечит своевременность представления, точность и согласованность всех показателей статистических форм. Также внедрение АИС позволит создать единый банк данных статистики и повысить эффективность управления в сфере здравоохранения за счет использования инструментов анализа по всем статистическим показателям. АИС позволяет вести учет сведений о каждом пользователе с сохранением хронологии изменений, заполнять все формы статистических отчетов в едином веб-портале, осуществлять сверку данных на этапе ввода с показателями из других систем (таких, как сводная отчетность, бухгалтерские системы), управлять процессом сбора форм отчетности, консолидировать их и предоставлять в электронном виде в контролирующие органы и др.
Кроме того, возможно не просто собрать агрегированные показатели, но и проанализировать, как на них влияет конкретное ресурсное и финансовое обеспечение регионов. Для этого необходимо собирать статистику уже на других уровнях детализации, таких как количество сложной медицинской техники в регионе, ее эксплуатационные характеристики, обеспеченность региона критичными медикаментами, лекарствами, стационарными лечебными объектами и их оснащение. Можно провести анализ финансирования мероприятий программы и вывести зависимость показателей от финансирования. Доступен и более детальный анализ. Например, в регионе по плану должно быть два томографа, но один некоторое время был в ремонте. Как это повлияло на количество обслуженных пациентов и как это соотносится с достижением показателей программы? Примеры работы АИС показаны в таблице 1.
Расходы лягут на регионы
Представителей отрасли здравоохранения из регионов более всего волновал вопрос о том, планируются ли финансовая помощь территориям для сопровождения и обеспечение защищенности информационных программ, так как счет здесь идет на сотни миллионов рублей. Но, по мнению Бойко, регионы должны понимать, что, если они создают систему, ее нужно будет сопровождать. «100 лет назад люди не летали. И тут разработали конструкцию самолета и поняли, что можно достичь качественно другого уровня жизни. Купили самолеты, а теперь говорят: оказывается, еще бензин нужно покупать», — провела аналогию представитель Минфина. Поэтому для того, чтобы самолет летал, а не просто блестел, регионы должны понимать, сколько нужно средств и где их взять, имея при этом в виду, что расходы с выходом на плановый уровень работоспособности системы будут увеличиваться.
Но способы уменьшить расходы есть. Во многих субъектах в здравоохранении создано по несколько видов информационных систем. Сейчас необходимо интегрироваться с новой версией федеральной системы, функционал которой увеличивается и изменяется. Это означает, что нужно дорабатывать и региональные системы с целью их интеграции. Понятно, что доработать одну систему будет значительно дешевле, чем пять. Поэтому необходимость в оптимизации назрела. Кроме того, по словам Бойко, во всех регионах наблюдается практически одна и та же ситуация: все региональные органы исполнительной власти в соответствии с федеральной программой «Информационное общество» делают свой региональный сегмент. Получается, что один регион закупает десять раз, например, одни и те же каналы связи. Каждое ведомство расходует свой бюджет, и нарушений никаких в этом нет. Но фактически покупается одно и то же: одни и те же лицензии, системы управления базами данных, софт. В связи с этим было бы разумнее отдать полномочия по закупкам базовой инфраструктуры одному ведомству, в частности министерству связи или министерству информатизации субъекта, которое сможет оптимизировать этот функционал. В таком случае создание инфраструктуры будет оплачиваться один раз из бюджета региона.
С. В. МАРТЫНЕНКО