25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1926 Материалы по теме
Рамзан Ахматович КАДЫРОВ, глава Чеченской Республики, кандидат экономических наук
Чеченская Республика:  от руин к небоскребам

С чего начиналось возрождение

Послевоенный Грозный находился в руинах, его нередко называли вторым Сталинградом. В республике были уничтожены практически все заводы и фабрики, большинство многоэтажных зданий и сооружений. Что еще страшнее, в чеченском обществе образовался глубокий раскол. Тогда, на рубеже веков, вряд ли кто-то из жителей надеялся увидеть Грозный и свою республику такими, какими они стали сегодня.

Начало объединению народа и возрождению республики положил первый президент Чеченской Республики Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров. Он провозгласил главной целью своей команды стабилизацию ситуации в регионе и был убежден, что именно с Грозного начнется возрождение чеченского народа.

Оценивая современное социальное и экономическое состояние Чеченской Республики, можно сказать, что надежды ее первого президента воплотились в жизнь. Он призывал народы республики к миру и согласию во имя сохранения единства и величия России, к преодолению разрухи и смуты, принесенных на нашу землю экстремистами и террористами всех мастей, к скорейшему восстановлению Чеченской Республики после самого депрессивного, самого разрушительного периода в ее истории.

Ахмат-Хаджи Кадыров ушел непобежденным, а его команда последовательно работает над возрождением многонационального общества и социально-экономическим развитием Чеченской Республики.

Экономическое положение республики

Состояние региональной экономики в общих чертах отражают объем произведенного валового регионального продукта (ВРП) на душу населения и динамика этого показателя за последний десятилетний период. По итогам 2012 года ВРП на душу населения Чеченской Республики составил 78,9 тысячи рублей и вырос по сравнению с 2005 годом почти в четыре раза. Это четвертый результат среди субъектов РФ.

К этому следует добавить положительную динамику, которая в 2013 году и первом полугодии 2014 года наблюдалась практически во всех сферах экономической деятельности. Так, в частности, индекс промышленного производства в 2013 году составил 100,9% к уровню 2012 года. Рост продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 106,2%, рост грузооборота транспорта (включая коммерческий и некоммерческий грузооборот) — 105,2% (в том числе коммерческого грузооборота транспорта — 101,6%). За тот же период рост ввода жилых домов организациями всех форм собственности составил 115,8%, оборота розничной торговли — 107,2%, оборота общественного питания — 152,4%, объема платных услуг населению — 116,7%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных собственными силами услуг за январь — июль 2014 года составил 26,7 миллиарда рублей, что на 10,5% выше уровня аналогичного периода 2013 года.

Численность занятого населения в среднем за 2013 год достигла 474,1 тысячи человек, рост этого показателя по сравнению с 2012 годом составил 113,2%. В 2013 году пособие по безработице получали 89,6 тысячи человек. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника по полному кругу организаций в 2013 году составила 20 958,6 рубля. При этом реальная начисленная заработная плата одного работника (скорректированная на индекс потребительских цен) в 2013 году по сравнению с 2012 годом выросла на 107,5%.

Среднедушевые денежные доходы по Чеченской Республике в 2013 году достигли 17 206,5 рубля (рост к уровню 2012 года — 112,8%). Реальные денежные доходы населения в 2013 году по сравнению с предыдущим годом выросли на 6,8%, а в первом полугодии 2014 года к аналогичному периоду 2013 года — на 9,3%.

В 2013 году инвестиции в основной капитал в расчете на одного жителя республики составили 21,7 тысячи рублей. Среднее значение этого показателя за 2013 год по субъектам РФ — 109,8 тысячи рублей (то есть в пять раз выше), медианное значение — 64,2 тысячи (в три раза выше). Однако согласно докладу Министерства регионального развития РФ о социально-экономическом положении субъектов РФ за первое полугодие 2014 года наибольший прирост инвестиций среди субъектов РФ отмечен именно в Чеченской Республике — 76,2%.

Приведенные показатели 2013 года и оперативные сведения о текущем, 2014 годе свидетельствуют, с одной стороны, о сохранении положительного тренда в социально-экономическом развитии Чеченской Республики, а с другой — о необходимости значительных инвестиций в основной капитал. В том числе для того, чтобы создать рабочие места для незанятой части трудоспособного населения республики.

В целом же можно констатировать, что Чеченская Республика восстановилась и уверенно развивается, в последние годы занимая ведущие позиции в оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, а также в оценке результатов повышения эффективности бюджетных расходов и совершенствования системы управления общественными финансами.

Инвестиции в основной капитал как основа дальнейшего развития

Сегодня в республике сформирован и утвержден перечень, включающий 55 приоритетных инвестиционных проектов на общую сумму более 172 миллиардов рублей. Проекты предусматривают реконструкцию существующих и строительство новых современных высокотехнологичных производств, что позволит создать более 20,6 тысячи рабочих мест. Что касается конкретных отраслей, то 25 проектов на 99,8 миллиарда рублей (более 10,4 тысячи рабочих мест) будут реализованы в промышленности и энергетике, 24 проекта почти на 23 миллиарда (более 6 тысяч рабочих мест) — в агропромышленном комплексе, еще 6 проектов на 49,3 миллиарда (более 4,1 тысячи рабочих мест) — в туризме и сфере услуг.

В числе уже реализованных инвестиционных проектов следует отметить прежде всего комплексы «Грозный-Сити», «Гудермес-Сити», «Аргун-Сити», ТРЦ «Гранд-Парк», Нацио­нальный музей, иные социальные и производственные объекты. В свое время политика Ахмат-Хаджи Кадырова была нацелена на одно — благополучие и счастье народа. Сегодня мы прикладываем максимум усилий, в том числе реализуя эти грандиозные проекты, для того, чтобы жители республики жили лучше и комфортнее. Некоторые из этих объектов стоят того, чтобы кратко на них остановиться.

Комплекс «Грозный-Сити» включает семь высотных зданий в Грозном, расположенных в центре города на проспекте имени Ахмат-Хаджи Кадырова, на берегу реки Сунжа: одно 40-этажное, одно 30-этажное, три 28-этажных и два 18-этажных. Общее количество квартир в жилых зданиях — 1000. Общая площадь комплекса — 4,5 гектара. Под каждой из высоток предусмотрены двухъярусные подземные автостоянки с общей вместимостью около 3 тысяч единиц автотранспорта.

Облик города Гудермеса, второго по величине населенного пункта республики, также сильно изменился. И прежде всего благодаря «Гудермес-Сити». Комплекс из восьми строений высотой в 16 этажей обрамляет 18-этажное здание, в котором разместились торгово-развлекательный центр, деловая зона, гостиница и рестораны. В нем также имеется двухуровневая парковочная система. Подчеркну, что комплекс «Гудермес-Сити» полностью отвечает высоким европейским стандартам.

Город Аргун расположен в 16 километрах от Грозного, на правом берегу одноименной реки. Он был пол­ностью разрушен во время боев в 1994–1996 годах, а позже постепенно восстановлен. Сегодня благодаря комплексу «Аргун-Сити» город приобрел современный вид — широкие проспекты и улицы, в центре города массив из восьми высотных жилых зданий с европейской инфраструктурой: кинотеатр, гостиница, бизнес-центр, рестораны, сеть бутиков и многое другое.

С апреля 2013 года идет интенсивное строительство масштабного комплекса «Шали-Сити», включающего в себя семь небоскребов, расположенных в виде полумесяца. Высота центральной гостиницы и бизнес-центра в виде национальной башни превысит 90 метров.

Следует отметить, что речь не идет об отдельных локальных проектах застройки жилыми комплексами. В Грозном на повестке дня строительство многофункционального комплекса «Грозный-Сити 2», являющегося расширением и второй очередью делового квартала «Грозный-Сити». Главная часть комплекса — небоскреб «Ахмат» («Башня Ахмат», «Ахмат Тауэр») в честь Ахмат-Хаджи Кадырова, первого президента Чеченской Республики. Высота башни, которая будет насчитывать 80 этажей, составит 365 метров, а со шпилем — 400 метров.

Небоскреб, выполненный из местных строительных материалов, по облику будет напоминать чеченскую сторожевую башню. В комплексе планируется оборудовать 100 квартир повышенной комфортабельности, отель на 500 номеров, панорамные рестораны с международной кулинарной культурой, офисы, высотные вертолетные площадки, фитнес-центры, 600-метровую галерею. Каждая его часть будет иметь отдельный вход. Также предусмотрен большой бассейн поверх реки Сунжа на всем ее протяжении вдоль комплекса «Грозный-Сити 2».

Аналогичная градостроительная политика реализуется и в отношении остальных городов республики (в частности, речь о проектах «Гудермес-Сити 2» и «Аргун-Сити 2»). Кроме того, сегодня практически ликвидированы следы войны во всех населенных пунктах республики. В каждое сельское поселение проведены газ, свет и вода. Продолжается их дальнейшее благоустройство. В городах и других муниципальных образованиях открываются все новые социальные объекты здравоохранения, образования и культуры, досуга и отдыха для населения и гостей республики.

Особо хочется остановиться на оздоровительно-развлекательном комплексе «Грозненское море», строительство которого ведется на Чернореченском водохранилище. Здесь будут отели, спорткомплексы, рестораны, кафе, бассейны, фитнес-центры, развлекательный центр, раздельные пляжи. И, кроме того, один из красивейших в мире фонтанов из 1432 струй.

Всесезонный горнолыжный курорт «Ведучи» рассчитан на едино­временный прием 4,8 тысячи туристов. Общая протяженность канатных дорог на курорте превышает 15 километров. Также запланировано размещение дополнительных зон катания: экстрим-парк, развлекательная горнолыжная зона, зона для новичков и детский горнолыжный городок, а также зоны внетрассового катания.

Территория горнолыжного курорта «Ведучи» является особой экономической зоной с территорией 1,1 тысячи гектаров, и построенные здесь объекты получают налоговые льготы на десять лет. В регионе будут созданы все необходимые условия для полноценного отдыха и досуга молодежи со всей России.

В 2014 году открыт спортивно-туристический комплекс «Кезеной-Ам». Следует отметить, что Кезеной-Ам — самое крупное высокогорное озеро на Северном Кавказе (площадь озера составляет 170 гектаров). Озеро расположено на высоте 1870 метров над уровнем моря. В 1975 году здесь был построен спортивный комплекс-база «Кезеной-Ам» для подготовки сборных команд СССР по гребным видам спорта к Олимпийским играм. В период известных событий база оказалась полностью разрушена. Созданный вокруг озера Кезеной-Ам туристический комплекс со всей необходимой инфраструктурой позволит Чеченской Республике выйти и на международные рынки туристических услуг.

Наряду с объектами жилищного и социального характера следует отметить и ввод в эксплуатацию объектов производственного назначения. Так, в Грозном введен в строй крупный современный завод по производству фасадного кирпича (до 60 миллионов штук) и строительных блоков. В Серноводске Сунженского района запущен современный завод по производству минерально-лечебной воды и безалкогольных напитков, что позволит увеличить их производство с 18 до 150 тысяч бутылок в год. Этот список можно продолжить предприятиями растениеводства и животноводства, промышленными предприятиями, организациями сферы платных услуг.

Чеченская Республика с 2011 года участвует в Программе по отбору инвестиционных проектов на предоставление госгарантий, предусмотренных для субъектов СКФО. Для участия в Программе госгарантий на 2014 год мы направили в Министерство по делам Северного Кавказа 11 инвестиционных проектов с объемом инвестиций в 41,3 миллиарда рублей и размером госгарантий на 18,4 миллиарда. В целом за четыре года участия в программе ни по одному инвестиционному проекту нам не удалось привлечь кредиты и реализовать госгарантии. Таким образом, очевидна проблема доступности государственных гарантий, сложности механизма их получения.

Для привлечения инвестиций, позволяющих создать современные, технически оснащенные рабочие места, требуется существенное улучшение инвестиционного климата в республике. В этих целях утверждена дорожная карта внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, состоящая из 15 мероприятий, с указанием сроков их реализации и ответственных исполнителей. Между тем в принятую правительством Чеченской Республики в мае текущего года Инвестиционную стратегию социально-экономического развития республики на период до 2025 года предстоит внести существенные коррективы. Требуется пересмотр приоритетов стратегии, а также направлений использования элементов мобилизационной экономики. Коррективы обусловлены последствиями введения в отношении Российской Федерации санкций со стороны США, Европейского союза, Японии и других стран в связи с общественно-политическим кризисом на Украине.

Приоритеты бюджетной политики

Доходы консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2013 году составили 65,7 миллиарда рублей, что на 16% меньше, чем в 2012 году. Это сокращение произошло из-за снижения на 19,8% безвозмездных поступлений из федерального бюджета, и в первую очередь субсидий — на 69,4%. Небольшое сокращение (на 0,1%) имело место и в части субвенций.

Рост дотаций из федерального бюджета на 11,5% не смог компенсировать общее сокращение безвозмездной помощи консолидированному бюджету республики. Наблюдается явная неувязка между процессами сокращения финансовой помощи из федерального бюджета и ростом собственных доходов консолидированного бюджета региона.

Ситуация несбалансированности консолидированного бюджета республики сохраняется и в 2014 году, несмотря на протокольные решения заместителя Председателя Правительства РФ Д. Н. Козака о необходимости подготовки и реализации мероприятий, обеспечивающих поэтапный переход Чеченской Республики на единую методику расчета дотаций для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности субъекта РФ. В настоящее время нет условий для тех сокращений финансовой помощи, которые предлагаются Минфином России. Утвержденный руководством республики план мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета не предусматривает их поступление в размерах, соответствующих сокращаемым безвозмездным поступлениям из федерального бюджета. Представляется, что решение сложившейся проблемы невозможно без серьезных действенных федеральных мер, направленных на создание в республике налогооблагаемой базы, способной налоговыми и неналоговыми доходами компенсировать бюджету республики сокращаемую финансовую помощь.

С точки зрения расширения налоговой базы и повышения занятости населения для Чеченской Республики актуально создание на ее территории предприятий по производству продукции производственно-технического назначения. Для справки, в 1990 году в структуре объема промышленной продукции, произведенной в Чечено-Ингушской Республике, доля продукции производственно-технического назначения составляла порядка 76%.

Возможность размещения предприятий государственных корпораций и других публичных компаний на территории Чеченской Республики предусматривалась решениями Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева, подготовленными по итогам заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, состоявшегося во Владикавказе 1 июля 2014 года. Это позволило бы многократно нарастить налоговый потенциал региона.

Представляется целесообразным разместить на территории республики предприятия корпорации «Ростехнологии», «Росатома», Объединенной авиастроительной корпорации, «Роснефти», РЖД, «Оборонпрома» и других крупных российских публичных компаний, выпускающих преимущественно продукцию производственно-технического назначения, ввиду наличия у республики такого конкурентного преимущества, как свободные трудовые ресурсы. В республике насчитывается до 150 тысяч человек незанятого экономически активного населения, причем большая часть проживает в городских округах и поселениях. Следует также отметить, что в регионе имеется существенный резерв невостребованного человеческого капитала для нефтегазоперерабатывающей, нефтехимической, электротехнической отраслей промышленности, для промышленной автоматики, приборостроения и производства медицинских инструментов.

Период, необходимый для реализации мероприятий по размещению указанных предприятий на территории Чеченской Республики и для соответствующего наращивания регионального налогового потенциала, следует считать переходным. В этот период — то есть до того, как прирост налоговых доходов сможет компенсировать сокращение финансовой помощи из федерального бюджета, — расчет финансовой помощи целесообразно производить исходя из реальных собственных доходов и обоснованных расходов консолидированного бюджета республики.

Предстоящий в 2015 году и плановом периоде 2016–2017 годов секвестр бюджетов бюджетной системы Российской Федерации потребует внесения серьезных изменений и в бюджетную политику правительства Чеченской Республики. Необходимо как пересмотреть бюджетные расходы (республиканского бюджета, бюджетов муниципальных образований и бюджета республиканского фонда ОМС), так и продолжать активный поиск и реализацию возможностей для увеличения регионального налогового потенциала.

Перспективы импортозамещения

На заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, прошедшем под председательством Д. А. Медведева 6 ноября 2014 года в Нальчике, обсуждались планы содействия импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве. Чеченская Республика может и должна сыграть значимую роль в реализации дорожных карт, посвященных этому вопросу, нарастив свои экономические возможности и получив дополнительные рабочие места, органично встраиваясь в производственные цепочки государственных корпораций и иных публичных компаний. Это прежде всего относится к химической, авиационной, медицинской и легкой промышленности, к фармацевтике, радиоэлектронике и оборонно-промышленному комплексу. В условиях ограничения поставок импортного продовольствия перспективным для республики становится развитие сельского хозяйства — в особенности производства овощей, зерновых, развития садоводства и животноводства. Как правильно отметил министр по делам Северного Кавказа Л. В. Кузнецов, для более оперативного включения предприятий республики в процесс импортозамещения необходим стратегический партнер, поскольку без крупного заказа перепрофилировать свою деятельность им будет очень тяжело.

Сегодня очевидна необходимость активного участия федеральных органов власти, государственных корпораций и публичных организаций в процессе замещения финансовой помощи из федерального бюджета консолидированному бюджету Чеченской Республики ее собственными доходами. Чтобы компенсировать тот объем средств, который республика сегодня получает в виде дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета, при существующей весьма ограниченной налогооблагаемой базе понадобится еще некоторое время. Между тем в целях увеличения налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в последние годы мы предпринимаем конкретные меры. Причем они дают положительную динамику, которая опережает средние показатели по субъектам РФ. Что касается региональных и местных налогов, по которым мы работаем с точки зрения актуализации налогооблагаемой базы, то темпы роста их поступлений в консолидированный бюджет Чеченской Республики в 2012 году превысили среднероссийские показатели в три раза, а в 2013 году — в 2,6 раза.

Мы провели анализ и выделили отрасли, которые в состоянии обеспечить в короткие сроки выпуск конкурентоспособной продукции. Однако они нуждаются в модернизации. Так, решить задачу замещения отдельных наименований импортной продукции может производство медицинских инструментов и приборов учета. Расширение Гудермесского завода «Мединструмент» позволит выпускать одноразовые шприцы и аппараты «искусственная почка».

Перспективной можно назвать и продукцию предприятия «Энергия плюс», выпускающего приборы учета электроэнергии. Основным потребителем этой продукции является Межрегиональная распределительная компания Северного Кавказа. Если завод получит средства на расширение, то в 2015–2016 годах ему удастся организовать серийное производство приборов учета с годовым объемом продукции до 180 тысяч штук.

Заметное место в экономике региона занимает производство сельхозтехники и нефтяного оборудования. Завод «Трансмаш» способен в короткие сроки наладить производство новых видов сельхозтехники. На мощностях предприятия «Оргтехника» есть возможность возродить производство оборудования для добычи нефти и газа, а также наладить его сервисное обслуживание.

Значительный вклад в импортозамещение может внести и агропромышленный комплекс республики. Для этого необходимо увеличить объемы субсидий на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства. Данная мера позволит в течение 4–5 лет существенно увеличить выпуск муки, сахара, растительного масла, мяса и другой продукции.

Вместе с тем флагманом промышленности Чеченской Республики всегда являлась нефтяная отрасль. Для развития экономики очень важно решить вопрос строительства компанией ОАО «Роснефть» нефтеперерабатывающего завода в Грозном.

В заключение следует отметить, что начало преобразованиям в экономике, социальной сфере и духовной жизни населения Чеченской Республики положил Ахмат-Хаджи Кадыров. Благодаря его мужеству, силе воли и огромной любви к своему народу стали возможны те достижения, которыми сегодня гордится каждый житель республики.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно