Версия для печати 1666 Материалы по теме
Вера Ивановна ПЛИЕВА, первый заместитель начальника Департамента финансов Томской области
Томская область: повышение эффективности государственного управления

Проблема повышения эффективности государственного управления может быть решена только при построении четкой, ориентированной на результат системы. Именно это направление мы выбрали как основное в работе органов исполнительной власти, как залог устойчивого социально-экономического развития области. Полагаю, что наш практический опыт по организации перехода к результативно-ориентированному управлению будет интересен как субъектам РФ, так и муниципальным образованиям.

Замечу, что начинали мы не с нуля. К началу 2014 года в Томской области уже были сделаны первые шаги в перенаправлении деятельности исполнительных органов государственной власти на использование принципов программно-целевого планирования.

Особенностью перехода на программный бюджет в 2014 году было то, что мы, учитывая наш прошлый опыт работы, внесли серьезные изменения в регламентирующие документы по разработке и реализации государственных и ведомственных целевых программ, а также в документы по составлению проекта областного бюджета. Эти изменения были проведены при содействии и методологической помощи наших давних партнеров — группы компаний «Р.О.С.Т.У.» и «Кейсистемс», имеющих практический опыт реализации подобных проектов.

Рекомендации наших партнеров совместно обсуждались ключевыми департаментами (финансов и экономики), определяющими методологию разработки госпрограмм, планирования бюджетных ассигнований. Позиции по рассматриваемым вопросам вырабатывались коллегиально. Именно коллегиальное и комплексное принятие решений, на мой взгляд, является залогом успеха в их реализации, так как у всех участников бюджетного процесса складывается единое понимание решения поставленных задач и нацеленность на общий результат.

Результат проделанной работы

Проведен аудит всех бизнес-процессов, осуществляемых в регионе;

актуализирована система целей (задач) социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года);

создана региональная нормативная правовая база по вопросам стратегического и бюджетного планирования в соответствии с требованиями законодательства РФ;

определены основные методологические подходы внедрения принципов программного бюджета с учетом особенностей региона;

создана рабочая группа при администрации Томской области, определена пилотная площадка — департамент здравоохранения Томской области;

разработан перечень государственных программ на 2014–2020 годы, цели которых взаимоувязаны с целями социально-экономического развития Томской области;

разработаны и утверждены государственные программы на 2014–2020 годы;

внесены изменения в порядок и методику планирования бюджетных ассигнований областного бюджета, учитывающие переход на формирование бюджета на основе государственных программ;

осуществлены институциональные изменения в рамках бюджетной реформы (Закон № 83-ФЗ).

В итоге доля программных расходов в общем объеме расходов проекта областного бюджета на 2015 год составила 97%.

Новые подходы и компетенции

Говоря о нововведениях, прежде всего следует сказать об изменении самого процесса взаимодействия и роли исполнителей и участников государственных программ, оптимизации процессов формирования и управления госпрограммами. Программный бюджет предполагает управление программами. Управление в свою очередь требует определенных изменений в межведомственном взаимодействии, методах и формах работы всех органов власти, структурных подразделений.

Госпрограммы являются сложным инструментом бюджетного планирования, требующим тщательной проработки и оценки их содержания как на этапе разработки и утверждения, так и на этапе оценки результатов. Кроме того, важность решаемых задач по улучшению качества жизни населения региона требует, чтобы была обеспечена открытость и прозрачность процесса распределения средств между программами. Именно поэтому большое внимание администрацией Томской области было уделено вопросам организационно-методического обеспечения внедрения новых подходов и получения специалистами новых компетенций в сфере общественных финансов. Результатом стало построение четкой иерархичной системы целеполагания, исключающей дублирование и пересечение целей (задач) органов государственной власти области.

Важным аспектом является определение по каждой цели (задаче) перечня целевых показателей, характеризующих их достижение. При этом не забыты и мероприятия государственных и ведомственных целевых программ, по каждому из которых определены показатели объема и качества.

Обучение сотрудников и вовлечение их в процесс формирования программного бюджета проходило в несколько этапов. На первом этапе для всех специалистов органов исполнительной власти области, непосредственно участвующих в разработке госпрограмм, консультантами компании «Р.О.С.Т.У.» был проведен установочный семинар, на котором разъяснена суть выполняемых работ, их методологическая основа, последовательность и планируемые результаты. Отдельно для руководителей исполнительных органов государственной власти была проведена презентация основных принципов программно-целевого управления в Томской области. Это позволило органам исполнительной власти подготовиться к планируемым изменениям в курируемых сферах, понять их актуальность и необходимость.

Единая система под все процессы

Успех реализации любого проекта во многом зависит не только от правильности применения всего спектра ин


Поделиться