Версия для печати 2292 Материалы по теме
Дмитрий Иванович РЯХОВСКИЙ, первый проректор АНОО ВПО «Институт экономики и антикризисного управления», профессор кафедры «Налоговое консультирование» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук Валерий Иванович ФАЛЕЕВ, глава администрации Данковского муниципального района
Активизация бизнес-процессов в малых городах

Значительная часть населения России проживает в малых городах и на прилегающих к ним территориях, поэтому проблемы таких городов в части развития и диверсификации их экономики остро стоят на современном этапе.

Данков (Липецкая область) — типичный представитель малого города — районного центра Центральной части России. Основные экономические показатели района представлены в таблице 1. Данковский район относится к промышленно развитой территории. Доля промышленности в общем обороте составляет почти 56%. В промышленном производстве занята третья часть работающего населения. Крупными и средними предприятиями района за шесть месяцев текущего года отгружено промышленной продукции на сумму 0,7 миллиарда рублей.

Важным индикатором развития любой территории являются инвестиции. За шесть месяцев текущего года объем инвестиций в основной капитал составил 1,5 миллиарда рублей. В расчете на душу населения объем привлеченных инвестиций достиг 47,3 тысячи рублей при среднеобластном показателе 29,7 тысячи рублей. Важнейшим условием инвестиционной привлекательности территории является ее активное присутствие в интернете. Для более полного представления потенциальным инвесторам имеющихся предложений разработан универсальный паспорт инвестиционных площадок, содержащий наиболее важные характеристики (транспортные коммуникации, удаленность от объектов инфраструктуры, наличие трудовых ресурсов и т. д.). В настоящее время оформлено и размещено на сайте 69 паспортов на инвестиционные площадки.

Ключевыми причинами кризисных явлений в экономике муниципальных образований являются, во-первых, невозможность налаживания предприятиями и организациями без поддержки местных и региональных властей крупномасштабного производства конкурентоспособной продукции или предоставления услуг, которые позволили бы значительно повысить налогооблагаемую базу; во-вторых, сложности сбыта произведенной продукции; в-третьих, нелогичность принятых способов формирования местных бюджетов, выражающаяся в невозможности накопления средств на развитие и повышение качества услуг, предоставляемых населению. В этой связи необходимы переработка и уточнение бюджетного законодательства в части перераспределения доходной части бюджета в пользу субъектов РФ и муниципальных образований.

Факторы, способствующие (препятствующие) развитию бизнеса

Развитие малого и среднего предпринимательства имеет огромное значение для повышения устойчивости муниципальной экономики, ее диверсификации, снижения социальной напряженности, создания новых рабочих мест и в конечном итоге для повышения уровня благосостояния жителей малых городов, в которых проживает более 40% населения России. Анализ статистических показателей и экспертных мнений позволяет выделить как положительные факторы, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства в Данковском районе, так и барьеры, препятствующие становлению данного сектора экономики.

К положительным факторам, способствующим развитию бизнеса в Данкове, можно отнести:

относительно высокую инвестиционную привлекательность города;

выгодное транспортно-логистическое положение — недалеко от федеральных трасс, хорошо развитую инфраструктуру автомобильного и железнодорожного транспорта;

наличие уникального туристско-рекреационного ресурса;

активную позицию администрации региона и города в поддержке малого и среднего бизнеса, наличие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;

дополнительные возможности для развития малого бизнеса в сельском хозяйстве;

собственную образовательную базу — в городе расположены учреждения всех уровней образования, выпускающие специалистов по широкому кругу профессий;

развитую финансовую инфраструктуру.

Барьеры, препятствующие развитию предпринимательства в районе, можно условно разделить на две группы: проблемы, обусловленные состоянием внешней среды, и внутренние проблемы предприятий, связанные с неэффективным использованием ресурсов и неэффективным управлением. Следует учитывать и низкий уровень социальной активности населения. Проведенное исследование позволило выделить основные факторы, сдерживающие развитие бизнеса в Данковском районе (таблица 2).

Нивелировать барьеры

Анализ выявленных сдерживающих факторов развития бизнеса позволил начать разработку стратегических решений по их нивелированию. Сравнительный анализ уровня государственной поддержки предпринимательства в Липецкой области и в других регионах России показал, что по видам поддержки и по выделяемым суммам Липецкая область находится на лидирующих позициях. Также был проведен анализ поддержки малого и среднего бизнеса Данковского района в части предусмотренных бюджетом сумм.

Как видно из рисунка 1, государственная поддержка малого бизнеса на муниципальном уровне недостаточна, но наличие мощных региональных программ поддержки нивелирует сложившуюся ситуацию. Помимо выделяемых регионом средств на поддержку малого бизнеса в Данкове открыта особая экономическая зона с полностью готовой инфраструктурой и существенными налоговыми льготами, также готовится пакет документов на открытие индустриального парка на базе ОАО «Силан».

Следует отметить, что администрацией района было проведено исследование и определены приоритетные направления развития экономики. Преду­смотрено три сценария развития бизнеса в Данкове:

промышленно-инновационный, предусматривающий приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих отраслях;

социальный, предусматривающий приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в строительстве, в сферах культуры, здравоохранения, образования, социальных, бытовых и коммунальных услуг, туризма;

сельскохозяйственный, преду­сматривающий приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства на селе и ориентированный на производство сельскохозяйственной продукции.

Сельское хозяйство

С целью активизации развития сельского хозяйства в районе был проведен анализ проблем данного сегмента экономики (рисунок 2). Он показал, что одна из основных сложностей — это сбыт продукции, что особо актуально для малых форм хозяйствования. В этой связи актуальным будет предложить кооперацию сельхозпроизводителей с целью централизации сбыта продукции. Схема работы представлена на рисунке 3. Провайдеров у сельхозпроизводителей может быть несколько, в том числе специализированный рынок или оптовая организация. Главное — с производителем заключается договор, гарантирующий приобретение продукции по фиксированным ценам. Ценовые амбиции переработчиков и провайдеров необходимо ограничивать контролем антимонопольной службы, а также рекомендацией ценовых стратегий по заключаемым соглашениям с основными игроками рынка. На случай падения рыночной цены применяется механизм страхования провайдера с возможным источником финансирования в виде бюджетных ассигнований.

В Данкове создан кооператив «Заря», через который можно реализовывать излишки сельхозпродукции. Также для сбыта излишков продукции СПЖК «Данковский фермер» планирует в ближайшее время начать строительство кооперативного рынка, под размещение которого уже выделен земельный участок, что позволит обес­печить выход малых и средних сельхозпроизводителей на гарантированные рынки сбыта.

Заслуживает внимания создание специализированного интернет-магазина по реализации фермерской продукции Липецкой области в других регионах. Учитывая тот фактор, что продукция является экологически чистой, рентабельность при должном продвижении может достигать 100%. Схема работы специализированного интернет-магазина представлена на рисунке 4. Необходимо и создание централизованного сайта для прямых продаж продукции крестьянско-фермерскими хозяйствами и сельхозкооперативами. На сайте должна представляться информация о фермерских хозяйствах, выпускаемой ими продукции, контактах всех производителей, предусматриваться возможность прямой продажи продукции, в том числе самовывозом.

Американский опыт поддержки малых и средних сельхозпредприятий и кооперативов говорит о том, что на первом этапе в обязательном порядке проводится обучение потенциальных фермеров, на втором предлагаются уже разработанные и внедренные бизнес-планы, соответствующие специфике деятельности и суммам инвестиций. Прорабатывается вопрос целесообразности размещения типовых, одобренных администрацией, банками и реализованных бизнес-планов в сети интернет. Логично создание банка подобных бизнес-планов на федеральном уровне. В настоящее время исследуется вопрос 100-процентного субсидирования затрат на ветеринарное обслуживание крестьянско-фермерских хозяйств по примеру ряда европейских стран.

Туризм

Другой стратегической задачей в части активизации бизнеса в Данковском районе является развитие туризма. Проведенный анализ выявил перспективные направления в данной сфере (рисунок 5). Идеальным вариантом будет создание готовых туристических пакетов, реализуемых через сеть туристических фирм, однако на первоначальном этапе будет превалировать неорганизованный туризм, основывающийся на имеющейся инфраструктуре. Были выявлены элементы инфраструктуры, крайне необходимые для этого в Данкове:

информационное обеспечение;

наличие мини-гостиниц или квартир с посуточной сдачей в аренду;

наличие общепита в части обеспечения возможности питания семь дней в неделю с 8 до 23 часов;

наличие стоянок и указателей, возможность использования местного официального такси, работающего по договору по специальным тарифам.

В части информационного обеспечения неорганизованного туризма необходимо:

издание информационных каталогов с описанием всех направлений и объектов туризма, в том числе значимых региональных объектов;

создание специализированного сайта, с помощью которого можно спланировать поездку, заказать жилье, трансферы, увидеть часы работы, контакты туристической инфраструктуры и объектов туризма и схемы проезда к ним;

разработка туристических пакетов с дальнейшим выходом на организованный рынок туризма;

массовая наружная муниципальная реклама на въездах и выездах, размещение указателей, продвижение в социальных сетях и специализированных форумах, формирование отзывов.

При этом следует понимать необходимость продвижения сетевых ресурсов и осуществления затрат на формирование гудвилла региона в сети интернет в части туристических объектов.

В настоящий момент в Данкове заканчивается строительство мини-гостиницы на 20 номеров, но этого явно недостаточно. Для размещения туристов целесообразно использовать частный сектор. Для этого проводится работа по выявлению лиц, сдающих жилье в аренду, затем работа по их регистрации в качестве предпринимателей или передаче жилья в оперативное управление консалтинговой или туристической компании с целью максимизации прибыли собственника от сдачи жилья в аренду. На рисунке 6 представлена методика выявления сдаваемого жилья с целью легализации деятельности. При этом следует иметь в виду, что только комплексное взаимодействие федеральных и муниципальных структур может преломить ситуацию в данном вопросе.

Поддержка бизнеса

по-новому

Проведенный анализ выявил, что полноценное развитие и функционирование бизнеса в Данкове затруднены также из-за следующих факторов:

низкой финансовой грамотности бизнесменов и фермеров;

сложности в сборе документов для получения субсидии для бизнесменов и фермеров;

непонимания необходимости целевого расходования полученных субсидий;

массовых и систематических ошибок в отчетных документах, порождающих многочисленные штрафы;

финансовой невозможности нанять высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета и юриспруденции.

В результате у предпринимателей наступает разочарование, они терпят убытки и в итоге закрывают бизнес. Проведенные статистические исследования зарубежных ученых говорят, что всего 5% мирового населения способно к самостоятельной предпринимательской деятельности, еще 5% могут этому научиться. В этой связи рассматривается вопрос трансформации поддержки малого и среднего бизнеса в районе в части перераспределения адресной помощи на создание инфраструктурных элементов, поддерживающих малый бизнес. Предлагается субсидировать одну или несколько консалтинговых компаний, которые на основе аутсорсинга станут вести учет и осуществлять юридическое сопровождение данного сегмента бизнеса, причем бизнес в первые 1–3 года будет платить за это символические деньги, а основная нагрузка ляжет на бюджет. При этом предполагается, что данная организация будет осуществлять контакты с кредитными организациями, кредитными кооперативами, лизинговыми компаниями, готовить необходимые документы, поддерживать контакты с провайдерами на реализацию продукции (рисунок 7). Данные меры поддержки не требуют значительных объемов финансирования, однако экономический эффект от них будет значительным.

Инвестиции —

на аутсорсинг

В части привлечения инвестиций следует отметить, что усилия, предпринимаемые муниципалитетом по данному направлению, колоссальны, однако после того, как инвестор решает открыть производство, возникает множество вопросов, связанных с организационными процедурами. Протекционизм в отношении инвестиционного поведения промышленных компаний необходимо рассматривать как особую интегрирующую силу активного образования и эффективного использования инноваций-факторов, гарантирующую непрерывное развитие. Именно поэтому рассматривается применение механизма прямого аутсорсинга, представленного на рисунке 8. По первичным оценкам, данное внедрение будет иметь должный экономический эффект.

Задачи аутсорсинговых и аутстаффинговых компаний заключаются в поиске российских и иностранных инвесторов для Липецкой области и Данковского района и объекта размещения инвестиций, удовлетворяющего требованиям инвестора по риску и доходности. Реальный коммерческий аутсорфер должен не просто выступать консультантом, а реально сопровождать бизнес, искать партнеров и представлять их друг другу, используя индивидуальный подход, исполняя часть обязанностей инвестора. При этом органы власти информируют аутсорфера о наличии свободных производственных площадок, приоритетных для региона, и обеспечивают механизм приоритетного функционирования. Затем аутсорфер обеспечивает документальное сопровождение инвестпроекта, получение различных разрешений и т. д. Деятельность таких компаний облегчит капиталу выход на региональный и местные рынки. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о возможном бюджетном субсидировании начального этапа — поиска инвестора, затем услуги, включая аутстаффинг, будет оплачивать инвестор. Это позволит обеспечить положительную динамику основных экономических показателей региона.

Эффективным инструментом активизации малого и среднего бизнеса являются индустриальные парки, появление которых в последние годы стало важной тенденцией развития государственно-частного партнерства в России. В частности, это связано с ростом внимания государственных органов власти к этим проектам и их государственной поддержкой в различных формах. Индустриальные парки создают условия для повышения эффективности малых и средних производств, в первую очередь за счет решения проблемы доступа к земле и производственным помещениям. Во-вторых, за счет уменьшения бюрократической волокиты. В-третьих, за счет снижения потребности в финансировании и др. Поэтому создание и функционирование индустриального парка на территории Данкова на базе ОАО «Силан» считаются своевременной и перспективной задачей. Для заполнения особой экономической зоны и индустриального парка резидентами необходимо воспользоваться аутсорсинговой мо­делью, представленной выше.

Только комплексный подход к активизации бизнес-процессов позволит стимулировать экономику Данкова и достичь положительных темпов роста основных экономических показателей района. Необходимо рассмотрение вопроса не только о перераспределении властных полномочий между уровнями власти, но и перераспределении доходной части бюджета в пользу местного бюджета с ц­елью приведения финансовых ресурсов в соответствие с целями и задачами.

Поделиться