Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» разрабатывался в сложных обстоятельствах, связанных с санкциями в отношении России, которые, безусловно, негативно сказались на финансово-экономической ситуации в стране. Поэтому, к сожалению, не удалось избежать сокращения финансирования по некоторым государственным программам.
По программе «Развитие культуры и туризма» на ближайшие годы серьезного сокращения финансирования, к счастью, не предвидится. Оно обеспечено в следующих объемах: на 2015 год — 102,827 миллиарда рублей, на 2016 год — 104,122 миллиарда рублей, на 2017 год — 96,972 миллиарда рублей. Снижение финансирования в 2017 году обусловлено завершением многих проектов по реконструкции и восстановлению памятников архитектуры, начатых ранее. Если сравнивать ситуацию с уровнем 2014 года, то в 2015 году на реализацию госпрограммы выделяется на 1,218 миллиарда рублей меньше. В 2016 году финансирование по сравнению с уровнем 2015 года возрастет на 1,295 миллиарда рублей, а в 2017 году относительно 2016 года снизится почти на 7,147 миллиарда.
Главной целью программы является реализация стратегической роли культуры в духовно-нравственном развитии личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию. Ее задачи — сохранение культурного и исторического наследия народа, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации. А также повышение качества и доступности услуг в сфере внутреннего и международного туризма и создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма.
Дорогу талантам!
У нас много направлений, где необходимы преобразования. Так, например, если в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России культурная жизнь буквально кипит, то в регионах далеко не везде можно встретить дома культуры, библиотеки и другие места проведения культурного досуга, а если они есть, то не особенно привлекают жителей. Особого внимания заслуживает поддержка культуры именно в субъектах РФ. Это воссоздание исторического облика городов, развитие народных промыслов, поддержка народных художественных коллективов, а в целом — всего нашего культурного наследия. Огромную роль в раскрытии молодых дарований играют всероссийские фестивали, в которых сейчас принимают участие все регионы.
Я много работаю в этой сфере и знаю, как важно для детей развитие их творческих способностей. Участие во всероссийских мероприятиях становится ярким событием в их жизни, а для многих искусство и творчество превращается в дело всей жизни. Такие события оказывают еще и воспитательную роль: дети через творчество учатся любить свою историю, культуру, традиции, людей. Очень важную роль, на мой взгляд, играет выделение грантов подающим надежды талантливым коллективам и молодым дарованиям. Хочу отметить, что как раз по данным подпрограммам «Искусство» и «Наследие» предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований. Так, по подпрограмме «Искусство» в 2015 году по сравнению с 2014 годом их сумма увеличится более чем на 4 миллиона рублей, в 2016 году — более чем на 7 миллионов, а в 2017 году — на 15 миллионов.
Средства будут направлены на реализацию мероприятий, осуществляемых Министерством культуры РФ по приоритетным направлениям в сфере культуры. Это проведение юбилейных мероприятий и мероприятий по реставрации памятников истории и культуры, развитие хорового искусства, празднование международного фестиваля-ярмарки народных ремесел и промыслов, предоставление премий и грантовая поддержка федеральных учреждений культуры, а также учреждений культуры субъектов РФ и сельских учреждений культуры, осуществление гастрольной деятельности ведущих творческих коллективов в регионах России.
Важнейшее из искусств
Безусловно, только вливанием денежных средств из федерального бюджета не обойтись, нужно привлекать меценатов, которые, кстати, и сейчас оказывают ощутимую поддержку многим культурным проектам. Например, в сфере киноиндустрии многие картины не увидели бы свет без поддержки с их стороны. Для меня как человека из этой отрасли данная тема особенно близка. Одной из моих законодательных инициатив стало предложение по возрождению доли детского вещания на нашем телевидении. Ни для кого не секрет, что с запретом на рекламу в 2006 году отечественный продукт для детей стал невыгоден для телеканалов и продюсеров. Продюсеры перестали производить детский контент, так как реализовать его они не могут, а каналы не покупают детскую продукцию из-за отсутствия окупаемости за счет рекламы. В итоге мы показываем детям низкопробную зарубежную продукцию, ничего общего с нашей культурой не имеющую. Каналы получают ее бесплатно, в довесок к фильмам, и она, кроме агрессии, ничего в себе не несет. При этом дети как смотрели рекламу, так и продолжают ее смотреть. Получается, что, уберегая детей от рекламы на телевидении, мы отправляем их в интернет, где они продолжают смотреть рекламу, только в сетях ее никто не контролирует.
К сожалению, любой качественный продукт, будь то художественный или анимационный фильм, требует немалых вложений, и продюсеры готовы вкладывать свои деньги в производство качественного детского контента в том случае, если смогут продать его телеканалам. Даже за показ отечественных или советских мультфильмов необходимо платить большие суммы, так как права на них давно выкуплены частными компаниями. Нужно смотреть правде в глаза. Мы живем в условиях рынка, и телевидение существует по рыночным законам, поэтому ждать, что государство все профинансирует, как в советские времена, не приходится. А наше телевидение в части детского вещания нуждается в преобразовании, и только за счет государственных средств этот вопрос не решить. К сожалению, не всегда бывает просто принять тот или иной закон и найти понимание и согласие внутри депутатского коллектива. Подчас комитетам-соисполнителям гораздо проще сделать вид, что проблемы не существует, чем предложить выход из ситуации.
Эффективность ради людей
Возвращаясь к меценатству, хочу отметить, что у нас есть люди, готовые вкладывать немалые средства в культуру своей страны, и Россия всегда славилась меценатами. Промышленники и предприниматели в дореволюционной России рассматривали свое дело не только как способ извлечения прибыли, но и как некую миссию, щедро помогая науке и искусству, тем самым двигая страну вперед. И сейчас все больше людей приходит к тому, что вкладывать деньги необходимо в страну, где ты живешь, создавая тем самым благоприятные условия для будущих поколений. Это нужно всячески поощрять. Надо перестать только тратить, пора подумать, как зарабатывать, привлекая частные инвестиции, развивая культурно-познавательный туризм, для которого у нас имеются все предпосылки. Россияне стремятся за границу за комфортом и красотами, даже не подозревая, какие живописные уголки есть на родине.
Что касается эффективности использования средств из федерального бюджета, то это, безусловно, обязанность Счетной палаты — проверять и анализировать эффективность расходов. А для меня эффективность не определяется только потраченными средствами. Можно оснастить все культурные объекты по последнему слову техники, но они так и останутся оторванными от человека. Если мы ставим задачу воспитать достойное поколение с широким кругозором, с моральными и нравственными традициями, мало только выделять финансовые средства. Требуется мощная информационная поддержка, пропаганда, правильная позиция семьи, школы и общества. Надо воспитывать не поколение потребителей, а людей, которые будут мыслить и созидать.