Виталий Юрьевич, каковы тенденции, связанные с финансированием культуры в регионе? Достаточно ли этого финансирования? Какие проблемы вы могли бы отметить?
— Финансирование отрасли в регионе осуществляется в рамках трех государственных программ Рязанской области: «Развитие культуры на
Существенно вырос объем бюджетных средств, направляемых на повышение заработной платы работников культуры и педагогов среднего профессионального образования и дополнительного образования детей в области искусств — до 535,5 миллиона рублей (в 2013 году — 412,3 миллиона, рост на 29,9 процента). Предусмотрена субсидия из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на повышение заработной платы указанным категориям работников в объеме 200 миллионов рублей в 2014 году. Данные меры, в соответствии с установленными целевыми показателями, позволят довести среднюю заработную плату работников областных и муниципальных учреждений культуры до 15 544,2 рубля, среднюю заработную плату педагогов среднего профессионального образования и дополнительного образования детей в области искусств — до 19 160,8 рубля.
Среди основных проблем можно выделить следующие.
1. Необходимо дальнейшее укрепление материально-технической базы сельских учреждений культуры:
более 30 процентов учреждений культуры в сельской местности требуют капитального ремонта;
есть потребность в приобретении оборудования для культурно-досуговых учреждений, музыкальных инструментов для детских школ искусств.
2. Недостаток средств на комплектование книжных фондов муниципальных библиотек. Сумма на комплектование в 2013 году составила более 22 миллионов рублей, в том числе:
областных библиотек — более 7 миллионов рублей;
муниципальных библиотек — более 15 миллионов рублей. Из них доля бюджета муниципальных образований на комплектование составила 46,13 процента. Основная часть их направляется на подписку на периодические издания.
Надо отметить, что ежегодная поддержка федерального бюджета в виде трансфертов на комплектование муниципальных библиотек являлась большим подспорьем в пополнении книжного фонда библиотек, что в совокупности с областным и муниципальным бюджетом давало положительные результаты. В 2014 году федеральные трансферты в регионы не поступят, что, соответственно, отрицательно скажется на показателях по комплектованию библиотечных фондов. Вместе с тем регион приложит все усилия, чтобы осуществлять комплектование библиотек в прежнем объеме.
3. Слабый приток в сферу молодых специалистов с высшим образованием. В большей степени это связано с низкой заработной платой и падением престижа профессии в 1990‑е и начале
Переход на новую систему оплаты труда способствовал привлечению кадров в сферу культуры в городах, но кадровый вопрос в сельских учреждениях культуры пока решается трудно. Вместе с тем в настоящее время с увеличением с 2013 года заработной платы работникам культуры ситуация начинает меняться к лучшему: как в Рязани, так и в некоторых районах области наблюдается небольшой приток молодых специалистов.
— Какое влияние на отрасль оказала реформа бюджетных учреждений?
— С переходом от сметного финансирования к бюджетированию, ориентированному на результат, заметно выросла самостоятельность и ответственность руководителей за эффективное расходование бюджетных средств. Реформа поставила учреждения в условия конкуренции за бюджетные средства, тем самым способствовала повышению качества предоставляемых услуг населению.
В 2013 году существенно вырос объем средств, полученных бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, — до 121,7 миллиона рублей, что на 27,8 миллиона рублей (или на 29,6 процента) выше уровня 2012 года (93,9 миллиона рублей). За первое полугодие 2014 года учреждениями получено 55,7 миллиона рублей, что позволяет предполагать еще больший рост по итогам года, учитывая, что основные поступления приходятся на вторую половину года. Такая динамика показателей стала возможной благодаря большей автономности финансово-хозяйственной деятельности учреждений, подведомственных министерству, самостоятельности принимаемых ими решений.
Усилен контроль за деятельностью учреждений культуры со стороны учредителей с опорой на институты гражданского общества. В частности, через ежегодные публичные отчеты руководителей на заседаниях Совета по культуре, созданного при министерстве культуры и туризма Рязанской области, а также через независимую оценку качества, которая проводится в регионе с 2013 года. По результатам независимой оценки качества учреждениям выдаются рекомендации по улучшению качества предоставляемых услуг, что в конечном счете положительным образом сказывается на работе учреждений и в очередной раз доказывает эффективность общественного контроля за деятельностью бюджетных учреждений.