Говорить о финансировании отдельного учреждения в отрыве от финансирования всей отрасли культуры считаю неверным. Так же, как и говорить о финансировании отрасли культуры в отрыве от ситуации, сложившейся с бюджетом Волгоградской области, значит выйти из контекста проблемы. За достаточно небольшой промежуток времени долги бюджетных учреждений культуры (и театров, в частности) практически превысили расходы на их текущую деятельность. Причем долги — это необязательно официальная кредиторская задолженность учреждения. Это и непроизведенные расходы в связи с отсутствием должного финансирования на протяжении ряда лет, и как результат безденежья — ветхие инвентарь, декорации, костюмы, световая и звуковая аппаратура, имеющие жалкий вид туалеты, гримерки и прочее.
Если рассматривать сложившуюся на настоящий момент ситуацию, то недофинансирование прошлого года составило сумму, вдвое превышающую расходы на текущую деятельность театра в новом театральном сезоне. Естественно, кредиторская задолженность мешает готовиться к новому сезону — имея такие долги, невозможно приобретать необходимый инвентарь. Региональное министерство культуры пытается сделать все, чтобы правительство области вспомнило о том, что 2014 год является Годом культуры, но КПД от этого небольшой. Часть прошлогодней задолженности удалось погасить за счет субсидии на иные нужды, но за это время наросли новые долги. И если нам отдали старые долги, то в текущем периоде финансирование осуществляется исключительно на заработную плату, налоги, коммунальные услуги.
Знающий финансист может упрекнуть меня в некомпетентности, так как бюджетные учреждения в связи с реформой финансируются в соответствии с доведенными до них госзаданиями по оказанию государственных услуг населению, но здесь и зарыт тот самый камень преткновения. Наш театр является репертуарным, и, соответственно, до нас доводятся государственные задания по показу спектаклей и проведению фестивалей и концертов. По нашим расчетам, стоимость вышеуказанных услуг как минимум в полтора раза превышает доведенные до нас расценки, а ведь в соответствии с этими заниженными расценками и осуществляется финансирование нашего учреждения. Но скудность бюджета (я надеюсь, что только бюджета) не позволяет оплачивать нам оказанные услуги в полном размере, поэтому идет простое деление имеющихся средств на необходимый для репертуарного театра показ спектаклей.
Простая арифметика завела нас в непростую ситуацию. Чтобы выйти из нее, нужно либо уменьшить количество спектаклей в госзадании, и тогда их стоимость будет реальной, либо добавить средства, и тогда театр сможет развиваться. Но ни то, ни другое не делается, и в результате нам указывают, куда направлять получаемые из бюджета средства. А чем это отличается от сметного финансирования? Ничем. Очень хочется, чтобы этому был положен конец и наши желания совпадали с возможностями областного правительства. Тогда в уходящий Год культуры не придется обделять нашего зрителя таким чудом, как опера и балет.