В начале декабря в Москве при поддержке Министерства экономического развития РФ прошел форум заказчиков и поставщиков, на котором были подведены итоги первого года работы Федерального закона № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами мероприятия выступили Ассоциация заказчиков и поставщиков, ОАО УК «Корпорация исполнения государственного заказа», «Сбербанк-АСТ» и ЕЭТП Росэлторг.
бъем государственных закупок с каждым годом увеличивается и в 2013 году составил 6 триллионов рублей. При этом на долю федеральных закупщиков приходится 2,5 триллиона рублей. В этих условиях внедрение системного подхода в сфере планирования и осуществления закупок, обеспечение гласности, прозрачности, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок жизненно необходимо.
Первым шагом на этом пути, по словам директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России М. В. Чемерисова, стало принятие Закона № 94‑ФЗ. И хотя с точки зрения техники исполнения и практики применения закон был далеко не безупречен, тем не менее это был прорыв, который вывел нашу страну на передовые позиции в сфере государственных закупок. Следующим шагом стал Федеральный закон № 44‑ФЗ, который стоит рассматривать как логичное продолжение развития системы государственных и муниципальных закупок в стране. «Сегодня мы переживаем сложный переходный период, когда нужно набраться терпения, — обратился Чемерисов к участникам форума. — Со своей стороны мы обещаем, что будем быстро реагировать на ваши обращения и оперативно „вычищать“ те лишние положения, которые рождают сложности и не дают экономического эффекта».
Помогать, подсказывать,
не допускать...
Как отметил заместитель директора Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России С. Е. Икрянников, дальнейшее исполнение Закона № 44‑ФЗ позволит заказчикам, поставщикам, контролирующим органам и общественности максимально использовать имеющуюся информацию о закупках. Точкой доступа к такой информации будет служить Единая информационная система (ЕИС), создание которой предусматривает Закон № 44‑ФЗ. По замыслу авторов закона, ЕИС, с одной стороны, инструмент сбора данных в сфере государственных и муниципальных закупок, с другой —
инструмент взаимного контроля соответствия данных в различных документах (к примеру, соответствия сведений в плане-графике и в плане закупок). Сама логика контрактной системы такова, что каждый последующий этап должен быть увязан с предыдущим. И чтобы застраховать участников закупок от совершения ошибок, нарушения закона (возможно, ненамеренного), различных рисков, неточностей, будет создана ЕИС. «Единая система будет нацелена на то, чтобы помогать, подсказывать, „подсвечивать“ сложные ситуации, и в большинстве случаев не допускать действия, противоречащие закону», — подчеркнул Икрянников.
В отличие от официального портала закупок ЕИС будет обеспечивать автоматическую обработку данных, их контроль, хранение, документооборот и создание требуемой отчетности в области государственных закупок. Это позволит повысить качество работы в системе госзаказа и перейти на максимально возможный электронный документооборот. Процесс создания ЕИС включает три этапа: 2014 год — создание концепции ЕИС, на 2015 год запланирована самая сложная технологическая задача — разработка системы, 2016 год — ввод в эксплуатацию, методическое сопровождение и обучение.
Что касается судьбы сайта закупок. По словам Икрянникова, изначально планировалось создание единой информационной системы с нуля, но в процессе обсуждения было решено, что не учитывать существенные затраты на разработку действующего портала госзакупок не совсем рационально. Таким образом, было принято решение, что ЕИС будет создаваться с учетом того потенциала, той мощности, того программно-аппаратного комплекса, которые есть у официального сайта.
В то же время функционал официального сайта расширяться не будет. «Безусловно, zakupki.gov.ru на определенном этапе были очень хорошим ресурсом, — отметил представитель Минэкономразвития. — Не все европейские страны имеют такой сайт». Тем не менее данный ресурс имеет ряд недостатков. Во-первых, не хватает мощностей: при пиковой нагрузке происходят сбои. Во-вторых, ограничен набор данных, с помощью которых можно искать информацию, отслеживать результаты закупок. В-третьих, отсутствует каталог товаров и услуг. При разработке ЕИС будут предусмотрены дополнительные резервные мощности. Начата работа над созданием каталога товаров и услуг, необходимого для описания объекта закупок. Это самая весомая часть единой информационной системы, которая будет взаимоувязана с типовыми условиями контракта, что позволит заказчику легко сформировать типовой контракт с учетом положений по нормированию.
Планирование закупок
В Законе № 44‑ФЗ есть ряд серьезных норм, которые в течение 2014 года находились в «спящем режиме». Это статьи главы 2 «Планирование». Большинство статей этой главы вступают в силу с 2015 года. В минувшем же году планирование сводилось к заполнению плана-графика, который, по сути, является достоянием Закона № 94‑ФЗ. В соответствии с новыми нормами составление плана закупок находится в тесной взаимосвязи с бюджетным планированием, то есть процесс планирования закупок начинается тогда, когда формируются проекты о бюджете (на федеральном уровне, региональном и местном).
Срок, на который формируется план закупок, соответствует законам о федеральном бюджете, о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, о бюджете субъекта РФ, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и т. д. Для большинства публично-правовых образований этот срок составляет три года. При этом план-график формируется на основе плана закупок на один год. По сути дела, план-график расшифровывает показатели первого года плана закупок.
Как отметила заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Т. В. Саакян, роль плановых документов существенно возросла. Так, к примеру, нельзя будет разместить извещение о закупке, если о последней нет информации в плане-графике. Требования к формированию плана и графика закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд установлены постановлениями Правительства РФ от 21 ноября 2013 года № 1043 и 1044. Поскольку эти документы были приняты в то время, когда еще не было опыта правоприменения Закона № 44‑ФЗ, потребовалось изменить их с учетом практики. На сегодняшний день эти документы изданы в новой редакции.
О. В. ИЗУТОВА
$$