Версия для печати 1774 Материалы по теме
Государственный долг регионов превышает государственный долг Федерации
Нужно ли увеличивать налоговую нагрузку?

Бизнес заявляет о непосильном налоговом бремени, власть убеждает налогоплательщика, что нагрузка не выше, чем в развитых странах, вполне ему по карману и даже есть резервы для повышения, теоретики предлагают сместить акценты налогообложения с производства на потребление. Налоговая тема в стране приобретает все большую актуальность. Что делать, когда необходимо и доходы повышать, и развитие экономики не тормозить? На конференции «Современная налоговая система: состояние и перспективы», проведенной в рамках организованного Финансовым университетом при Правительстве РФ Международного финансово-экономического форума «Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности», как раз и обсуждались роль налоговой политики в реализации задач социально-экономического развития страны, возможность и целесообразность увеличения налоговой нагрузки.

Дискуссии о возможности и необходимости увеличения налоговой нагрузки продолжались во время всего периода подготовки федерального закона о бюджете на 2015 год и плановый период. И как отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам В. А. Петров, вопрос приобрел острую актуальность в связи с возникшим в финансовой системе страны дисбалансом. Наиболее узкие места — это наполняемость Пенсионного фонда РФ, региональных и местных бюджетов.

Сейчас государственный долг регионов превышает государственный долг Федерации, и такого, по словам сенатора, не было никогда. Даже в тяжелые для страны 90-е годы, когда долг страны составлял около 150 миллиардов долларов, региональные и местные бюджеты задолженностей не имели.

Снижение доходов регионов прогнозируется и на 2015 год. Причины возникновения такой ситуации обусловлены в том числе и некоторыми решениями, принятыми на федеральном уровне. В частности, негативное влияние на поступление доходов некоторых регионов имело изменение налогового законодательства в части формирования консолидированных групп налогоплательщиков. Но так как от введения КГН отдельные субъекты выиграли, поворачивать все вспять законодатель не собирается.

Собственно, такова же позиция Министерства финансов РФ, которую озвучил начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России А. С. Кизимов: «Главное, ответить на вопрос, достигли мы той цели, которую преследовали, или нет. Да, есть определенные потери, в целом по стране за 2013 год они составили 10 миллиардов рублей. Но, по сути, цель достигнута. Доходы из Москвы и Санкт-Петербурга, где располагаются финансовые центры компаний, — а это 40 миллиардов рублей, — ушли. В целом регионы выиграли — 75 субъектов получили плюс. Примерно у пяти регионов в 2015 году будут определенные проблемы с поступлением доходов. Но это вопрос больше межбюджетных отношений, а не налоговых».

Торговый сбор

Для решения проблемы разбалансированности региональных и местных бюджетов предлагалось увеличить ставки НДС и НДФЛ, ввести налог с продаж. После ожесточенных дискуссий было решено не проводить эти идеи в жизнь, и было найдено компромиссное решение по введению торгового сбора. Последнее, кстати, тоже вызвало большой общественный резонанс. «Но негативное восприятие возникает по большей части из-за того, что многие просто не знают сути закона, — считает Петров. — Ни о каком убийстве малого бизнеса речь не идет». Во-первых, торговый сбор вводится только в трех городах федерального подчинения, причем в 2015 году он действует лишь в Москве. Во-вторых, от уплаты торгового сбора освобождены индивидуальные предприниматели, работающие по патенту или системе налогообложения для сельхозпроизводителей. И в-третьих, виды деятельности, которые попадают под действие закона, ограничены только торговлей, речь о сфере услуг, заправках и пассажирских перевозках не идет.

Кроме того, нововведение предусматривает большую дифференциацию ставок сбора и возможность применения нулевой ставки. Фискальный же эффект, по мнению Петрова, может быть весьма значительным. «К примеру, в Москве розничный товарооборот за последний год составил примерно четыре триллиона рублей, — привел он предварительные подсчеты, — если мы зададимся целью отправить в бюджет один процент, то прирост к доходу составит 40 миллиардов, или три процента».

Возможно, если результат будет положительным, торговый сбор введут на территории всей России. К примеру, если взять Тверскую область, то этот сбор мог принести в бюджет дополнительные 1,4 миллиарда рублей. Дефицит бюджета области на 2015 год предусмотрен в объеме 903 миллионов рублей, на инвестиционную программу регион намерен потратить 487 миллионов рублей. Введение торгового сбора позволило бы ликвидировать дефицит и увеличить инвестиционную программу в два раза.

Что касается нынешней налоговой нагрузки, то сейчас она сохраняется на уровне развитых стран, то есть 30–35%. Но насколько эта налоговая нагрузка соответствует экономическому росту? В принципе, как отмечает Кизимов, темпы экономического роста в России те же, что и в развитых странах. С целью стимулирования экономического роста готовится законопроект (конференция проходила 25 декабря 2014 года), предусматривающий ряд льгот для территорий опережающего развития. Еще один законопроект предполагает установление пониженной ставки по налогу на прибыль организаций для компаний, осуществляющих капитальные вложения. В соответствии с его нормами ставка в 10% будет применяться до той поры, пока экономия по налогу на прибыль не достигнет объема инвестирования. Стимулирование развития малого бизнеса выльется в закон, предусматривающий действующие в течение двух лет нулевые ставки по налоговым спецрежимам для впервые зарегистрированных предпринимателей.

Для элегантности

За шесть месяцев 2014 года в консолидированный бюджет РФ поступило налогов на 12% больше, чем за тот же период прошлого года, в федеральный бюджет — на 16% больше. «У нас действуют стереотипы, — заметил заместитель руководителя ФНС России Д. Ю. Григоренко, — если недотягиваешь до прошлогоднего ориентира — плохо работаешь, если превысил его — кошмаришь бизнес. И баланс поймать очень сложно».

По словам Григоренко, налоговые органы должны сосредоточить свое внимание на тех налогоплательщиках, по которым есть информация, что они применяют схемы незаконного налогового декларирования или незаконной налоговой оптимизации. С точки зрения техники все это выглядит банальным делением всех существующих в стране налогоплательщиков на четыре условные группы. На одном конце шкалы измерения степени добросовестности те, кто полностью исполняет налоговое законодательство, на противоположном — кто не исполняет его вообще. В середине — те, кто старается следовать букве закона, но это по разным причинам у них не всегда получается, и те, которые не особо стараются, но тем не менее порой законы исполняют. И подходы к каждой из четырех групп существенно отличаются.

Для первой налоговая служба всеми силами старается создать условия для так называемой элегантной уплаты налогов. Чтобы владеть информацией о налогоплательщике и уйти от лишних к нему вопросов, создаются информационные базы данных, с которыми налоговая служба работает и по ряду признаков (убыточность, уровень заработной платы ниже средней по отрасли) обрисовывает зону риска. Эффективность такого риск-ориентированного подхода уже проявилась. К примеру, в 2010 году было проведено более 76 тысяч налоговых проверок, в 2013-м — 41 тысяча, в прошлом году — еще в два раза меньше. В 2010 году проверили каждого десятого налогоплательщика, в 2014-м — только девять из тысячи. Сумма доначислений по одной проверке за этот период возросла с 4,5 миллиона рублей до 9 миллионов.

С. В. МАРТЫНЕНКО

$$
Поделиться