Проблема продовольственной безопасности и импортозамещения сейчас для России номер один. Особое значение она имеет для представителей АПК. С вводом российских санкций на ввоз в страну ряда продуктов питания сельхозтоваропроизводители получают отличный стимул для развития отечественного агропрома и выхода на импортозамещение по большинству показателей. Как использовать этот шанс, обсуждали представители Минсельхоза, депутаты, эксперты, ученые на круглом столе, который прошел в начале декабря в пресс-центре МИА «Россия сегодня».
По словам руководителя Департамента экономики и анализа Минсельхоза России А. А. Куценко, проблема импортозамещения отнюдь не нова. Работа по ее решению планомерно ведется с начала реализации национальных проектов. «В Бюджетном послании президента в 2012 году было сказано, что к 2018 году мы должны выйти на экспорт сельскохозяйственной продукции.
Поэтому в 2013 году Минсельхоз сделал расчеты по тем видам продукции, которые могут продаваться с конкурентным преимуществом», — пояснил Куценко. Однако, несмотря на рост производства сельскохозяйственной продукции в 2013 году, удельный вес импорта пока остается достаточно высоким. Исходя из этого, а также учитывая поручение Правительства РФ, Минсельхоз подготовил актуализированный сценарий реализации госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2020 года. Так, по словам чиновника, в среднесрочный период мы можем существенно увеличить объем производства овощей открытого грунта на 67%, овощей закрытого грунта — на 74%, плодов и ягод — на 20%, мяса свинины и птицы — на 50%. Самыми проблемными направлениями остаются производство молока, где рост возможен только на 30%, что недостаточно для продовольственной безопасности страны, и производство мяса КРС.
Подсчеты Минсельхоза показали, что без дополнительных средств достичь озвученных цифр невозможно. «До конца 2020 года минимум, который нам нужен, — это 568 миллиардов рублей дополнительных средств из федерального бюджета. Я подчеркиваю — из федерального бюджета, поскольку в объеме консолидированной поддержки мы считаем федеральную составляющую и порядка 30 процентов софинансирования со стороны регионов. Без этих средств решать задачи по существенному увеличению производства, которое бы позволило нам по определенным направлениям уменьшить импорт, мы не сможем», — заявил чиновник.
В то же время, по мнению генерального директора Института региональных проблем Д. А. Журавлева, центр не должен слишком полагаться на регионы, так как региональные бюджеты и так перенапряжены, значительная часть субъектов РФ является дотационной. «Не надо надеться, что софинансирование будет локомотивом развития», — констатировал Журавлев.
Меры поддержки доступны не всем
Говоря о мерах государственной поддержки, Куценко указал на то, что она доступна как для крупных производителей сельскохозяйственной продукции, так и мелких. При этом, конкурируя с крупными сельхозпроизводителями, мелкие и средние должны обеспечить то качество продукции, к которому привык потребитель. «Отсюда и задачи по развитию сельхозкооперативов, сети оптово-распределительных центров, плодо- и овощехранилищ непосредственно у производителя, задачи по развитию собственной селекции и генетики. Все это должно выстраиваться в глубокую систему взаимосвязей, и свое место там должны найти и малые формы бизнеса. Иначе мы не сможем обеспечить ту продовольственную безопасность, о которой все говорят», — подвел итог своего выступления представитель Минсельхоза.
Мнение чиновника о том, что господдержка доступна всем формам хозяйствования, не разделил председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств (АККОР) В. В. Телегин. По его словам, налицо явный перекос. Так, удельный вес малых форм хозяйствования в общем объеме производства зерновых и зернобобовых в 2013 году составил 50,5%, подсолнечника — 57,9%, картофеля — 94%, овощей — 88,7%, мяса — 39%, говядины — 75%. «Но если взять госпрограмму, то малый бизнес получает, по нашим оценкам, максимум 8,1 процента удельного веса господдержки», — подчеркнул эксперт.
Он отметил, что за последние пять лет прирост КРС в фермерских хозяйствах в среднем составил 100 тысяч голов, за девять месяцев 2014 года поголовье выросло еще на 6%. При этом на программу «Развитие семейных животноводческих ферм» в последние годы государство выделяло по 1,5 миллиарда рублей ежегодно. На программу «Начинающий фермер» в 2013 году отпущено 2 миллиарда рублей, в 2014 году этот показатель снижен до 1,9 миллиарда. В 2015 году он остался на уровне 2014 года. Эффект от этих программ ощутимый — создано 20 тысяч рабочих мест. При этом финансирование не увеличивается, а между тем 55 тысяч индивидуальных предпринимателей не могут стать участниками программы «Развитие семейных животноводческих ферм», хотя, по сути, они являются фермерскими хозяйствами. «Этот перекос в господдержке надо устранять и увеличивать финансирование эффективных программ», — заявил председатель ассоциации.
Увеличить господдержку и сделать ее более доступной для начинающих фермеров призвала и член Комитета Госдумы по аграрным вопросам С. В. Максимова. Она рассказала о том, что на дне открытых дверей партии «Единая Россия» к ней обратилось много молодых людей-москвичей, имеющих земельные участки в других регионах, с вопросом: как стать фермером и воспользоваться программой господдержки? Однако на сегодняшний день они не могут вступить в программу, поскольку субсидию должны получать по месту жительства, то есть в Москве. «Нам надо как-то решать этот вопрос», — обратилась депутат к представителю Минсельхоза. Однако чиновник инициативу не одобрил. По мнению Куценко во всем должен быть установленный порядок. Если человек имеет землю, допустим, в Тверской области и хочет заняться фермерством, то и прописан он должен быть там.
Больным вопросом для малого бизнеса, по мнению участников круглого стола, является сбыт продукции. «У мелких фермеров нет своих магазинов, нет выхода на рынки сбыта, кроме ярмарок выходного дня», — указала Максимова и обратилась к Куценко с просьбой оперативно решить проблемы сбыта для малых фермерских хозяйств.
По мнению председателя совета АККОР Телегина, проблему сбыта можно решить за счет развития сельхозкооперации. Однако на усиление данного движения в 2015 году выделено всего 400 миллионов рублей. «Этого хватит на создание 20 кооперативов, — считает эксперт. — Сейчас действуют 7 тысяч таких кооперативов, и все они испытывают финансовые проблемы».
Как сеять будем?
Россия оказалась не готова к навязанной ей политической, информационной, продовольственной войне. Наша уязвимость и в том, что в стране не развито семеноводство. И хотя мы достигли порогового значения Доктрины продовольственной безопасности по зерну, картофелю, сахару и растительному маслу, семена этих культур закупались за границей. Об этом напомнила Максимова: «Мы обеспечиваем себя сахаром на 95,5 процента, но мы не отдаем себе отчета в том, что 100 процентов семян сахарной свеклы импортные. Такая же ситуация с картофелем. Аграрии уже сейчас задают вопрос: где брать весной семена картофеля? В прежние годы они завозились из Голландии, Германии». Усугубляют ситуацию и очень высокие ставки по кредитам, изношенность техники, рост цен на удобрения, ГСМ, химикаты. Тем не менее сельхозпроизводители не опускают руки и готовы накормить страну. «Конечно, бананов мы не вырастим, но страну накормим», — передала обещание фермеров депутат.
По словам Максимовой, в текущем году на поддержку АПК будет выделено 190 миллиардов рублей. Этот показатель находится на уровне 2014 года. Еще 20 миллиардов государство планирует направить на решение проблемы импортозамещения. Деньги выделяются на поддержку овощной и мясной отраслей, на создание логистических, селекционных, генетических центров, овощехранилищ. На поддержку животноводства выделено 54,2 миллиарда, что немного меньше, чем в 2014 году. 47,9 миллиарда выделят на развитие растениеводства, что на 4,1 миллиарда больше, чем в прошлом году. В 2015 году на 5 миллиардов рублей увеличено финансирование федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий». Средства будут направлены на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в сельской местности. В связи с важностью обновления парка сельхозтехники на эти цели будет выделено 3,1 миллиарда рублей.
Без инвестиций нет развития
Неутешительные прогнозы относительно создавшейся ситуации сделал заведующий кафедрой агроэкономики МГУ им. М. В. Ломоносова С. В. Киселев: «Страна вступает в рецессию». Безусловно, ограничение импорта, девальвация рубля, по словам ученого, увеличивают возможности для российского сельхозпроизводителя. Однако чтобы воспользоваться ситуацией и нарастить производство, нужны дополнительные факторы. По данным статистики, прирост физического объема инвестиций в сельское хозяйство в 2013 году составил 85% от уровня 2007 года. В минувшем году результаты не улучшились. «Реализовать имеющийся потенциал без инвестиций невозможно, — констатировал Киселев. — Поэтому сегодня необходимо снизить отток инвестиций из аграрного сектора». Он также выразил серьезную тревогу в связи с инфляцией. По оценкам ученого, инфляция в 2014 году составляет 9,8%. Это означает падение доходов населения примерно на 10%. Соответственно, снизится покупательная способность и спрос на сельхозпродукцию. Это негативный фактор для импортозамещения.
Подводя итоги всему сказанному, эксперты сошлись во мнении: потенциал для импортозамещения существует. Но он может быть реализован только при проведении последовательной политики, учитывающей не только бюджетную поддержку, но и все имеющиеся факторы.
О. В. ИЗУТОВА
$$