Версия для печати 3106 Материалы по теме
Сергей Борисович ГУРАЛЬНИКОВ, заместитель руководителя Федерального казначейства
Эволюция информационного взаимодействия

К одному из важных аспектов, влияющих на качество и эффективность выполнения Федеральным казначейством своей основной функции — кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, относится организация информационного взаимодействия между Федеральным казначейством и его клиентами. За прошедшие 20 лет Федеральным казначейством проделана огромная работа по упорядочиванию документооборота с клиентами и переводу его в электронный вид. С учетом того, что в данном вопросе основную роль играют информационные технологии, Федеральное казначейство непрерывно совершенствует как технологические процессы, связанные с информационным взаимодействием, так и аппаратно-программное обеспечение, используемое для взаимодействия с клиентами.

Переломным моментом в подходе к информационному взаимодействию между органами Федерального казначейства и их клиентами стал 2005 год, когда были начаты работы по переводу всех клиентов на использование электронного документооборота с применением электронной подписи посредством прикладного программного обеспечения «Система электронного документооборота» (СЭД). Использование СЭД повысило скорость прохождения информации между органами Федерального казначейства и предоставило возможность контроля доставки каждого документа. В связи с тем, что именно с этого года начался перевод бюджетов субъектов и местных бюджетов на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства, переход от бумажного документооборота к электронному стал не просто этапом в развитии информационного взаимодействия, а одним из ключевых условий успешного выполнения органами Федерального казначейства новых функций. <BREAK />

Дальнейшее развитие информационного взаимодействия было нацелено на решение двух взаимоувязанных задач:

1) обеспечения информационного взаимодействия в условиях усложнения функций и появления новых полномочий Федерального казначейства, а значит, и увеличения количества клиентов и правил взаимодействия с ними;

2) создания информационной среды и технологий, обеспечивающих качество, доступность и оперативность предоставляемых услуг.

Преимущества СУФД

Качественно новый этап в решении этих задач был ознаменован переводом наших клиентов на новую технологию, обеспечивающую высокую производительность документооборота и предоставляющую клиентам новый сервис — Систему удаленного финансового документооборота (СУФД).

СУФД — децентрализованная, территориально распределенная система, предназначенная для организации защищенного юридически значимого документооборота между участниками бюджетного процесса и Федеральным казначейством. Портал СУФД предоставляет доступ к Автоматизированной системе Федерального казначейства (АС ФК) для других участников бюджетного процесса, которая обеспечивает клиентам Федерального казначейства возможность из любой точки, подключенной к сети интернет и оборудованной средствами криптозащиты, осуществлять управление платежами и документами, иметь доступ к актуальной отчетности.

Перевод клиентов в Систему удаленного финансового документооборота стал следующим шагом к созданию современного и эффективного способа обмена электронными документами между участниками бюджетного процесса, обладающего существенными неоспоримыми преимуществами перед СЭД, в числе которых:

повсеместный доступ (возможность работы с документами с любого места, например через ноутбук);

актуальность нормативно-справочной информации (обновление справочников и классификаторов происходит автоматически);

надежность хранения всех документов (все документы хранятся на надежных серверах территориальных органов Федерального казначейства, отсутствует необходимость локального резервного копирования);

простота в использовании (исключается необходимость устанавливать и обновлять дополнительное прикладное программное обеспечение, производить обновление справочников, создавать несколько автоматизированных рабочих мест (для разных полномочий клиентов);

масштабируемость (нет ограничений по организации рабочих мест, одновременно могут работать все пользователи);

общие настройки для всех клиентов;

юридическая значимость (информационный обмен документами и отчетами осуществляется с применением электронной подписи, при этом используются сертифицированные ФСБ России и ФСТЭК России средства защиты, обеспечивающие высокий уровень защищенности информации).

К дистанционному обслуживанию

Развитие СУФД входит в комплекс задач, определенных Стратегической картой Казначейства России в рамках повышения уровня сервисов для клиентов Федерального казначейства в условиях постоянного роста количества пользователей сервисов государственных информационных систем, оператором которых является Федеральное казначейство. В настоящее время посредством СУФД с органами Федерального казначейства взаимодействуют более 146 тысяч клиентов: это практически 99% от их общего числа.

Дальнейшее развитие казначейской системы направлено на расширение сферы автоматизации государственных функций и межведомственного взаимодействия путем внедрения универсальных веб-сервисов в рамках создания системы «Электронный бюджет» и трансформации Казначейства в своего рода «бюджетный банк». С учетом такого количества клиентов, работающих в СУФД, его развитие будет проходить путем миграции на компоненты системы «Электронный бюджет», что сохранит сделанные ранее инвестиции, расширит возможности по предоставлению сервисов и, что я считаю основным, избавит клиентов от стресса новых изменений. Данный подход позволит реализовать сервис дистанционного обслуживания клиентов. А применение квалифицированной электронной подписи и создание в рамках мероприятия по реализации системы «Электронный бюджет» единой системы управления полномочиями и доступом позволит в электронном формате клиентам производить открытие лицевых счетов и осуществлять различные учетные операции и т. д.

Перевод процесса взаимодействия Федерального казначейства и его клиентов в электронный вид, а также обеспечение клиентов наличными средствами с использованием банковских карт позволит снять вопрос о необходимости географической близости территориальных органов Федерального казначейства к клиентам, обеспечив одинаковый уровень качества сервисов на всей территории России.

Поделиться