К одному из важных аспектов, влияющих на качество и эффективность выполнения Федеральным казначейством своей основной функции — кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, относится организация информационного взаимодействия между Федеральным казначейством и его клиентами. За прошедшие 20 лет Федеральным казначейством проделана огромная работа по упорядочиванию документооборота с клиентами и переводу его в электронный вид. С учетом того, что в данном вопросе основную роль играют информационные технологии, Федеральное казначейство непрерывно совершенствует как технологические процессы, связанные с информационным взаимодействием, так и аппаратно-программное обеспечение, используемое для взаимодействия с клиентами.
Переломным моментом в подходе к информационному взаимодействию между органами Федерального казначейства и их клиентами стал 2005 год, когда были начаты работы по переводу всех клиентов на использование электронного документооборота с применением электронной подписи посредством прикладного программного обеспечения «Система электронного документооборота» (СЭД). Использование СЭД повысило скорость прохождения информации между органами Федерального казначейства и предоставило возможность контроля доставки каждого документа. В связи с тем, что именно с этого года начался перевод бюджетов субъектов и местных бюджетов на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства, переход от бумажного документооборота к электронному стал не просто этапом в развитии информационного взаимодействия, а одним из ключевых условий успешного выполнения органами Федерального казначейства новых функций. <BREAK />
Дальнейшее развитие информационного взаимодействия было нацелено на решение двух взаимоувязанных задач:
1) обеспечения информационного взаимодействия в условиях усложнения функций и появления новых полномочий Федерального казначейства, а значит, и увеличения количества клиентов и правил взаимодействия с ними;
2) создания информационной среды и технологий, обеспечивающих качество, доступность и оперативность предоставляемых услуг.
Преимущества СУФД
Качественно новый этап в решении этих задач был ознаменован переводом наших клиентов на новую технологию, обеспечивающую высокую производительность документооборота и предоставляющую клиентам новый сервис — Систему удаленного финансового документооборота (СУФД).
СУФД — децентрализованная, территориально распределенная система, предназначенная для организации защищенного юридически значимого документооборота между участниками бюджетного процесса и Федеральным казначейством. Портал СУФД предоставляет доступ к Автоматизированной системе Федерального казначейства (АС ФК) для других участников бюджетного процесса, которая обеспечивает клиентам Федерального казначейства возможность из любой точки, подключенной к сети интернет и оборудованной средствами криптозащиты, осуществлять управление платежами и документами, иметь доступ к актуальной отчетности.
Перевод клиентов в Систему удаленного финансового документооборота стал следующим шагом к созданию современного и эффективного способа обмена электронными документами между участниками бюджетного процесса, обладающего существенными неоспоримыми преимуществами перед СЭД, в числе которых:
повсеместный доступ (возможность работы с документами с любого места, например через ноутбук);
актуальность нормативно-справочной информации (обновление справочников и классификаторов происходит автоматически);
надежность хранения всех документов (все документы хранятся на надежных серверах территориальных органов Федерального казначейства, отсутствует необходимость локального резервного копирования);
простота в использовании (исключается необходимость устанавливать и обновлять дополнительное прикладное программное обеспечение, производить обновление справочников, создавать несколько автоматизированных рабочих мест (для разных полномочий клиентов);
масштабируемость (нет ограничений по организации рабочих мест, одновременно могут работать все пользователи);
общие настройки для всех клиентов;
юридическая значимость (информационный обмен документами и отчетами осуществляется с применением электронной подписи, при этом используются сертифицированные ФСБ России и ФСТЭК России средства защиты, обеспечивающие высокий уровень защищенности информации).
К дистанционному обслуживанию
Развитие СУФД входит в комплекс задач, определенных Стратегической картой Казначейства России в рамках повышения уровня сервисов для клиентов Федерального казначейства в условиях постоянного роста количества пользователей сервисов государственных информационных систем, оператором которых является Федеральное казначейство. В настоящее время посредством СУФД с органами Федерального казначейства взаимодействуют более 146 тысяч клиентов: это практически 99% от их общего числа.
Дальнейшее развитие казначейской системы направлено на расширение сферы автоматизации государственных функций и межведомственного взаимодействия путем внедрения универсальных веб-сервисов в рамках создания системы «Электронный бюджет» и трансформации Казначейства в своего рода «бюджетный банк». С учетом такого количества клиентов, работающих в СУФД, его развитие будет проходить путем миграции на компоненты системы «Электронный бюджет», что сохранит сделанные ранее инвестиции, расширит возможности по предоставлению сервисов и, что я считаю основным, избавит клиентов от стресса новых изменений. Данный подход позволит реализовать сервис дистанционного обслуживания клиентов. А применение квалифицированной электронной подписи и создание в рамках мероприятия по реализации системы «Электронный бюджет» единой системы управления полномочиями и доступом позволит в электронном формате клиентам производить открытие лицевых счетов и осуществлять различные учетные операции и т. д.
Перевод процесса взаимодействия Федерального казначейства и его клиентов в электронный вид, а также обеспечение клиентов наличными средствами с использованием банковских карт позволит снять вопрос о необходимости географической близости территориальных органов Федерального казначейства к клиентам, обеспечив одинаковый уровень качества сервисов на всей территории России.