№ 2 Февраль 2015 — 12 февраля 2015

Мы не должны финансировать вчерашние технологии

Версия для печати 2475 Материалы по теме
О ситуации в российской промышленности, перспективах ее развития, новом Законе «О промышленной политике в Российской Федерации» мы побеседовали с членом Совета Федерации Олегом Александровичем КАЗАКОВЦЕВЫМ
Мы не должны финансировать  вчерашние технологии

О ситуации в российской промышленности, перспективах ее развития, новом Законе «О промышленной политике в Российской Федерации» мы побеседовали с членом Совета Федерации Олегом Александровичем КАЗАКОВЦЕВЫМ.

— Олег Александрович, как вы оцениваете ситуацию в российской промышленности? На ваш взгляд, есть ли шансы для развития промышленного производства в новых условиях?

— Сегодня в промышленности мы имеем тот результат, к которому шли целенаправленно. Профицитный бюджет страны, сформированный за счет доходов от экспорта углеводородов, позволил нам жить по принципу «что не производим в стране — купим за границей». Решение же глобальных проблем, копившихся у производственников еще с 90-х годов, дальше «декларации о намерениях» не продвигалось. В итоге за последние 20 лет импортозависимость России во многих отраслях экономики возросла до пределов, угрожающих национальной безопасности. В фармацевтике и медицинской промышленности доля импорта оценивается в 70–80 процентов, в легкой промышленности — 70–90 процентов, в радиоэлектронной промышленности — 80–90 процентов, в станкостроении превышает 90 процентов!

Посмотрите вокруг себя. Все, что нас окружает: мебель, компьютеры, канцелярские принадлежности, бумага, — все это закуплено за границей. Возможно, в условиях глобального мира производить абсолютно все нецелесообразно, но базовые отрасли промышленности, которые обес­печивают безопасность страны, работают на благосостояние граждан, должны развиваться. А что мы имеем сейчас? Утрачены те компетенции и возможности, которые были во многих отраслях. Яркий пример тому — космические программы. Из-за введенных США ограничений на поставки электронной компонентной базы сроки изготовления российских космических аппаратов увеличились на 8–10 месяцев! Сейчас Россия импортирует более 200 наименований продукции космической отрасли, из которых только для 58 есть российские аналоги, а по многим наименованиям импортной продукции порядок замены вообще не определен.

Аналогичная ситуация складывается с самолетом «Сухой Суперджет 100». При его производстве используются импортные агрегаты и комплектующие. В условиях санкций задачи, которые ранее ставились перед производителями, — увеличение выпуска самолетов и выход на мировой рынок, — становятся трудновыполнимыми.

Мы практически потеряли легкую промышленность. Большая часть россиян носит одежду, импортируемую из Юго-Восточной Азии, более состоятельные — одежду европейских брендов. Российского сегмента практически нет. Даже в такой традиционной отрасли, как меховая, где наши производители всегда были сильны, мы проигрываем в конкурентной борьбе китайцам. И в таких условиях важно понимать, что время декларирования ушло, а наступила пора четкой и предметной работы.

Что касается шансов, то они у промышленников есть, даже несмотря на многочисленные проблемы. По долгу службы мне часто приходится бывать в регионах, и там я наблюдаю примеры успешной реализации российских разработок. Осенью посетил один из пермских заводов, где освоили выпуск авиационных двигателей, по характеристикам не уступающих зарубежным аналогам. Вселяет надежду и настрой промышленников. Многие из них видят для себя перспективные направления. Также положительную роль играет принятие Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации».

— Много риторики сегодня посвящено импортозамещению, и в частности тому, что ее надо начинать по всему фронту. Не кажется ли вам это ошибкой? Может, стоит определить приоритетные отрасли и развивать их?

— В сложившейся ситуации, безусловно, очень важно верно определить приоритеты импортозамещения и сконцентрировать государственную финансовую поддержку на наиболее перспективных направлениях, где малыми усилиями можно добиться наибольших результатов. Так, в числе приоритетных можно назвать оборонно-промышленный комплекс, фармацевтическую, пищевую отрасли.

Вместе с тем решение задач по импортозамещению не должно сводиться к поддержке вчерашних технологий. Российские предприятия должны производить конкурентоспособную и высокотехнологичную продукцию, востребованную не только на внутреннем, но и в перспективе на внешнем рынке.

— Закон «О промышленной политике в Российской Федерации» ждали долго. На ваш взгляд, что изменит этот документ?

— Закон о промышленной политике действительно наболевший и нужный. Несмотря на то что он носит рамочный характер, промышленники все равно воспринимают его позитивно. Принятие этого закона расценивается как некое свидетельство того, что на проблемы в промышленном комплексе наконец-то обратили внимание.

А проблем здесь действительно много. Это и утечка квалифицированных кадров. В стране катастрофически не хватает конструкторов, инженеров-энергетиков и многих других специалистов. Сегодня практически не осталось профтехучилищ, которые готовят рабочие кадры. Это и оторванность науки от промышленности. Речь идет о прикладной науке, которая должна тесно взаимодействовать с производителем, помогая создавать современную, востребованную потребителем продукцию.

Еще одна проблема — отсутствие дешевых долгосрочных кредитов, несовершенство системы налогообложения. Можно еще долго перечислять проблемы промышленного комплекса, однако мы должны понимать, что одномоментно решить их все не удастся. Нам необходима эффективная долгосрочная государственная промышленная политика. И новый закон — один из ее элементов. Он призван стать основой для реализации ключевых инструментов промышленной политики, определить полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при ее реализации, а также систематизировать меры стимулирования для промышленного производства.

— Каковы ключевые новации этого закона?

— Среди новаций закона следует отметить специальный инвестиционный контракт, когда инвестор, российский или зарубежный, берет на себя обязательство создать на территории нашей страны современное импортозамещающее высокотехнологичное производство. В то же время Российская Федерация со своей стороны гарантирует такому инвестору стабильность ведения бизнеса и отраслевые преференции, которые будут работать в течение всего срока действия такого контракта. Заключается такой контракт сроком до десяти лет.

Государственные фонды развития промышленности теперь могут создавать и субъекты РФ. Основная цель таких фондов — обеспечить для промышленных предприятий доступ к долгосрочному заемному финансированию на конкурентоспособных условиях. Фонды могут оказывать предприятиям финансовую поддержку через займы, гранты, взносы в уставный капитал, через финансовую аренду (лизинг).

Закон также предусматривает создание государственной информационной системы промышленности. Система позволит контролировать состояние промышленного производства и выстраивать систему отраслевых балансов. Далее необходимо отметить новые принципы финансирования НИОКР в промышленности. Закон предусматривает разделение видов финансирования НИОКР в гражданской промышленности и оборонной. Так, в гражданской будет осуществлен переход к субсидированию НИОКР. То есть предприятиям будут предоставляться субсидии на научно-исследовательские работы и устанавливаться показатели эффективности реализации проектов. Что касается оборонного комплекса, то здесь сохранится прежний инструмент финансирования — через договоры на выполнение НИОКР, заключаемые в соответствии с законодательством о государственном оборонном заказе.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Поделиться