№ 2 Февраль 2015 — 12 февраля 2015

Самая важная тема – эффективность бюджетных расходов

Версия для печати 2492 Материалы по теме
В этом году мы будем работать над долгосрочным бюджетным прогнозом до 2030 года
Самая важная тема – эффективность бюджетных расходов

Владимир Станиславович, на НИФИ возложен целый ряд ответственных задач. Какую из них вы считаете в настоящее время самой важной?

— Институт работает по очень большому перечню направлений. Это как фундаментальные научные исследования в самых разных сферах финансовой науки, так и прикладные исследования по текущей проблематике, которые волнуют Минфин России: будь то бюджет для граждан или переход на одноканальное финансирование в сфере здравоохранения. Мы работаем по самому разнообразному набору тематик: от бухгалтерского учета до сельского хозяйства.

Что касается текущей ситуации, то самой важной считаю работу по повышению эффективности государственных расходов. Я вошел в состав правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. Одной из функций комиссии является анализ государственных программ РФ, в том числе рассмотрение проектов программ, подготовка рекомендаций по их доработке, а также оценка эффективности программ за отчетный период. И в деятельности НИФИ эта работа самая важная.

— Среди направлений работы НИФИ — совершенствование бюджетного законодательства. Каковы ваши предложения?

— В минувшем году мы плотно работали над совершенствованием Бюджетного кодекса. Причем работа строилась сразу по двум направлениям: готовили поправки в кодекс и разрабатывали его новую редакцию. Если говорить о поправках, то они предусматривали локальные изменения в документе, а новая редакция кодекса — это более глобальный подход к изменениям в бюджетном законодательстве.

Работая над новой редакцией, мы прежде всего акцентировали внимание на введении в Бюджетный кодекс антикризисных норм при осуществлении бюджетных расходов в условиях финансовой нестабильности, в условиях чрезвычайных ситуаций и в иных условиях финансирования. Также мы предлагали внести в бюджетное законодательство понятие «налоговые расходы». На сегодняшний день ряд отраслей народного хозяйства получает государственную помощь в виде пониженных налоговых ставок, уменьшения базы налогообложения. Все это мы считаем налоговыми расходами. Необходимо видеть, каковы объемы этих средств, и понимать, насколько эффективны те или иные налоговые льготы, ведут ли они к увеличению производства и достигают ли заявленной цели. Поэтому внесение концепции налоговых расходов в Бюджетный кодекс, а затем и в тело бюджета мы считаем очень важным шагом.

Также мы рассматривали нормы горизонтальных межбюджетных трансфертов. В основном речь идет о необходимости интенсифицировать межмуниципальную кооперацию: когда есть потребность в объединении ресурсов различных муниципальных образований для улучшения инфраструктуры. Одно муниципальное образование должно иметь возможность перечислить другому горизонтальный межбюджетный трансферт на оказание конкретной государственной (муниципальной) услуги. Речь может идти о финансировании школ, ремонте дорог... Нам необходимы правовые основания для развития муниципальной кооперации.

— Учредителем НИФИ выступает Минфин России. Каким образом происходит взаимодействие с министерством? С какими еще органами власти работает институт?

— Наиболее плотно институт взаимодействует именно с Минфином России. Работа идет как в режиме долгосрочного планирования, так и в режиме оперативных заданий. У нас есть тематический план исследований на год, и мы заранее знаем, по каким направлениям необходима научная экспертиза. Бывают более оперативные, текущие задания по запросу от департаментов Минфина России.

Запросы поступают к нам и из Государственной думы. Мы готовим заключения на бюджет, на отдельные законодательные инициативы. Также работаем с Советом Федерации, с Советом безопасности РФ, для которого делали заключение на доклад по бюджетным отношениям и региональному развитию. Мы сотрудничаем с разными органами власти, разрабатываем рекомендации, готовим доклады.

— Могут ли субъекты Российской Федерации обратиться к вам с просьбой провести какое-то исследование?

— Сегодня мы только начинаем развивать это направление, но уже можно говорить о первых шагах на пути создания регионального консалтинга. По заданию Минфина России мы подготовили для регионов рекомендации по разработке комплексных инвестиционных проектов по жилью экономического класса. Субъекты Российской Федерации при работе над данными проектами могут воспользоваться нашими рекомендациями и четко просчитать все элементы необходимой инфраструктуры.

Кроме того, для субъектов Российской Федерации мы разработали методические рекомендации по межбюджетным отношениям на региональном и муниципальном уровнях. Раньше эти отношения регулировались приказом Минфина России от 27 августа 2004 года № 243 «О Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений». Понятно, за десять лет бюджетное законодательство ушло далеко вперед, а данные методические рекомендации ни разу не обновлялись.

На данный момент эта работа завершена. Рекомендации, в которых были учтены предложения субъектов, вывешены на сайте Минфина России. В ближайшее время этот документ будет утвержден приказом министерства.

Следует заметить, что данный проект был реализован в тесном сотрудничестве с Сообществом финансистов России. В НИФИ регулярно проходят заседания секций сообщества «Финансисты субъектов РФ» и «Финансисты муниципальных образований». Сотрудники института активно участвуют в этих заседаниях, информируют собравшихся о ключевых изменениях в законодательстве и бюджетной политике, обсуждают их с сообществом финансистов. К слову, это еще один эффективный канал связи с органами власти — региональными. Что касается перспектив, то в обозримом будущем мы, безусловно, видим в планах института полноценный региональный консалтинг, когда для субъектов Федерации будем проводить научные исследования уже на возмездной основе.

— Очень важное — возможно, даже ключевое — значение для страны имеет формирование новой генерации научных сотрудников. Каким вы видите современного ученого, занимающегося проблемами финансов?

— На мой взгляд, идеальный ученый — тот, кто обладает набором фундаментальных научных знаний и опытом их практической реализации хотя бы в форме консультирования по реальным проблемам. Я приветствую, когда научный сотрудник имеет хорошее классическое экономическое образование и располагает неким эконометрическим багажом.

В дополнение к этому научному сотруднику нужно обладать такими качествами, как мобильность, открытость в общении с органами власти, с бизнесом. Это необходимо для того, чтобы понимать, как воспринимают различные слои общества те или иные научные разработки, а также в каких научных изысканиях сегодня нуждаются власть и бизнес. Кроме того, для сотрудников крайне полезны зарубежный опыт и стажировки в зарубежных вузах.

— Владимир Станиславович, тема третьих Васильевских чтений — «Финансовая политика в условиях экономической неопределенности». Насколько она сегодня актуальна?

— Очень актуальна. Сегодня нам крайне важно понимать, какой должна быть финансовая политика в условиях резкого охлаждения отношений с нашими ведущими экономическими партнерами. При этом мы должны исходить из того, что санкции продлятся минимум два года: как показывает опыт разных стран, быстро такие санкции не снимаются. Даже в случае с событиями на площади Тяньаньмэнь в Китае, когда, по сути дела, существовали внутренние договоренности между китайской элитой и США о том, что санкции будут сняты при первой же возможности, это был длительный процесс, занявший два года.

У нас ситуация менее благоприятная. В связи с этим финансовая политика должна быть осторожной, поскольку отрезанная от рынков капитала и высоких технологий страна крайне уязвима и резкие движения ей противопоказаны. В то же время для нас открываются новые возможности. Речь идет о запрете на ввоз сельскохозяйственной продукции на территорию нашей страны. Это время нужно использовать для ускоренного импортозамещения.

Кроме того, важным направлением является общая сбалансированность бюджета. На мой взгляд, это должно быть абсолютным приоритетом. Понятно, что в условиях санкций экономического роста ожидать не приходится. Может быть, за исключением буквально считаного количества отраслей народного хозяйства, где в ручном режиме при умелом и грамотном управлении можно добиться каких-то результатов. В остальных же отраслях нас ждет стагнация. И это неизбежность, поэтому пытаться стимулировать рост активной бюджетной политикой бессмысленно.

К тому же в условиях оторванности от рынка капитала и технологий есть риск возникновения локальных кризисов — очень болезненных для страны. И в этом случае нам понадобятся резервы, однако не стоит их использовать для того, чтобы стимулировать рост вообще. На наш взгляд, можно добиться локальных успехов в сельском хозяйстве. В остальных же сферах нужна сдержанная политика, направленная на стабилизацию и сохранение того, что уже есть.

— Распространение передовых практик — также одна из задач, стоящих перед НИФИ. Как максимально эффективно донести их до финансистов такой огромной страны? Есть ли какой-то универсальный способ, который вы могли бы предложить?

— Универсального способа здесь нет. На мой взгляд, необходимо развивать так называемые дискуссионные площадки самого разного характера. К примеру, те же Васильевские чтения. Я надеюсь, что и в этом году они будут плодотворными. Да и сам НИФИ является хорошей дискуссионной площадкой. Чтобы обсудить ключевые проблемы, мы приглашаем Сообщество финансистов России, представителей власти и бизнеса. На этих встречах эксперты делятся своими наработками, в том числе инновационного характера, обсуждается лучшая российская практика, зарубежный опыт.

Необходимо перестраивать и экономическое образование в нашей стране. Безусловно, оно постепенно меняется, но до сих пор еще сохраняется много архаичных элементов: устаревшие программы, учебники, подходы к обучению, наконец, устаревший менталитет преподавателей. Все это нам еще только предстоит устранить. Конечно, в стране есть лучшие образцы вузов, где студентам читают курсы зарубежные преподаватели, российские специалисты, получившие признание за рубежом, но таких примеров очень мало. В остальном речь идет о том, что даже из классической экономики пытаются сделать то, что делали с «Капиталом» Карла Маркса: бессмысленное зазубривание без нормальной эконометрики, без понимания практики, без рассмотрения каких-то реальных кейсов. Однако я оптимистично смотрю на жизнь, и мне кажется, что за счет смены поколений все это постепенно само эволюционирует.

— Какие достижения вы можете однозначно занести в актив себе и всему коллективу?

— Это большой вклад наших сотрудников в разработку двух постановлений Правительства РФ, принятых в октябре 2014 года, — «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» и «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений». Это важные нормативно-правовые акты, цель которых — повышение качества планирования и обоснованности государственных закупок, а значит, и эффективности бюджетных расходов.

Также НИФИ очень хорошо зарекомендовал себя в сфере прогнозирования. Мы достаточно далеко продвинулись в составлении макроэкономических прогнозов для Минфина России.

На мой взгляд, институт занимает хорошую нишу. Дело в том, что финансовое ведомство в своих бюджетных прогнозах должно опираться на прогнозы Минэкономразвития России, которые из-за межведомственных согласований быстро получить практически нереально. С учетом этого такие прогнозы не бывают оперативными и не отражают всю палитру сценариев, которые могут нас ожидать. А НИФИ в этом плане свободен, и мы можем прогнозировать исходя из любых предпосылок.

— Какие интересные исследования в НИФИ запланированы на ближайшее время?

— В этом году мы будем работать над долгосрочным бюджетным прогнозом до 2030 года. Мы ушли от названия «Бюджетная стратегия». В нашем прогнозе попытаемся наиболее полно воплотить сценарный подход к бюджету с конкретными рекомендациями, что нам делать в каждой ситуации, которая требует изменения в бюджете.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Поделиться