Очередной Гайдаровский форум прошел в середине января на фоне драматических событий в российской экономике и международных отношениях. Ключевые спикеры конференции — представители правительства — предпочитали не демонстрировать пессимизма, хотя из их выступления все же было понятно, что поводы для него имеются.
Ровно год назад здесь же, на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), участники пятого Гайдаровского форума обсуждали замедление темпов экономического роста и пытались понять, что же может его расшевелить. Уже тогда отмечалось, что Россия оказалась в новой для себя ситуации, войдя в противофазу с мировым развитием: прогноз роста ВВП России в 2014 году на уровне 2,5% рассматривался как оптимистичный. Слабый рост прогнозировался также на 2015 и 2016 годы. В качестве причин замедления назывались демографический фактор, исчерпание ресурсов восстановительного роста после спада
Заглавная тема шестого Гайдаровского форума («Россия и мир: новый вектор»), как и названия многих запланированных в его рамках круглых столов, не содержали намеков на ту яму, в которой оказалась российская экономика. Формулировки программы форума могли создать ощущение, что ничего существенного не произошло, а участники собираются неспешно обсуждать те же проблемы, что и год назад. Как ни странно, наиболее представительные мероприятия форума вполне соответствовали этому ощущению: довольно много говорилось о бизнес-климате, о качестве институтов, о диверсификации экономики, а между Минфином и Минэкономразвития в который раз состоялась дискуссия о приоритетах фискальной политики.
Сдвиг парадигмы
В роли главного пессимиста привычно выступил председатель правления Сбербанка России Г. О. Греф, заявивший, что российской экономической политике необходимы кардинальные перемены. Греф назвал три основные предпосылки сложившейся экономической ситуации: структурное замедление экономики, к которому мы шли последние
По мнению банкира, мощное давление на цены оказывает война производителей. «Мы впервые видим, что производители нефти, несколько стран ОПЕК, занимаются не удержанием цен на нефть, а их опусканием. Непонятно, до какого уровня они могут дойти», — отметил Греф. Например, представители Саудовской Аравии заявляли о возможности падения цен до 25 долларов за баррель. В то же время даже цена в 45 долларов (цена на середину января) является весьма болезненной для целого ряда стран с учетом себестоимости добычи нефти. Для России стоимость добычи составляет 45 долларов, для США (кроме сланцевой нефти) — около 50, для Саудовской Аравии — около 25, для других стран ОПЕК — немногим более 40 долларов. Американские сланцевые проекты теряют рентабельность при цене на нефть чуть менее 80 долларов. «Цена на нефть может оставаться низкой более года, но я не верю, что это будет 40 долларов. А вот
Глава Сбербанка оценивает сокращение доходов федерального бюджета в 2015 году от падения цен на нефть, девальвации и рецессии в 3,4 триллиона рублей (23% запланированных доходов). Потери консолидированного бюджета составят 4 триллиона. По подсчетам Грефа, если оставить расходы неизменными и профинансировать их за счет накопленных резервов, то при текущих уровнях цен можно потратить все фонды за
Однако в любом случае требуется кардинальное улучшение бизнес-климата. «Нужен радикальный поворот в экономической политике, сдвиг парадигмы, который сломает сложившиеся стереотипы и резко возродит доверие бизнеса к власти. Без такого доверия любая дальнейшая политика невозможна», — подчеркнул Греф. Причем краеугольной, по его мнению, должна стать реформа государственного управления (внедрение в практику госорганов проектного, процессного управления, управления результативностью) и повышение качества судебной и правоохранительной системы. Только после этого можно будет рассчитывать на диверсификацию экономики и повышение ее конкурентоспособности.
Профессор Гарвардского университета, в прошлом многолетний главный экономист МВФ Кеннет Рогов, выразил уверенность в том, что текущий кризис представляет для российской экономики серьезную опасность. Уже есть все признаки проблем в банковском секторе, наблюдается замедление кредитования, и все это на фоне рецессии. Восстановление может занять
Асимметричный баланс
Министр экономического развития А. В. Улюкаев заявил, что бюджет сегодня защищен гораздо лучше, чем в период кризиса 2008 года. Дело не только в резервах, но и в устройстве монетарного механизма. «При снижении цены на нефть, а следовательно, при снижении доходов бюджета меняется ситуация с платежным балансом, меняется ситуация на внутреннем валютном рынке, и режим плавающего курса позволяет выравнивать эти соотношения. С точки зрения бюджета не важно, сколько стоит нефть в долларах, а важно — сколько в рублях», — отметил министр.
По мнению Улюкаева, антикризисная политика должна исходить из преимуществ, которые несет в себе девальвация национальной валюты. В первую очередь это касается господдержки несырьевого экспорта, который благодаря снизившимся издержкам может стать конкурентоспособным на мировых рынках. Во-вторых, речь идет о радикальном сокращении регулятивной нагрузки на малый и средний бизнес. Министр считает возможным отказ от системы проверок и контроля, а также освобождение новых бизнесов от налоговой нагрузки.
Говоря о балансе фискальной и монетарной политики в кризисных условиях, глава Минэкономразвития отметил, что он должен быть асимметричным. В частности, фискальная политика может быть смягчена — иначе говоря, необходимо отказаться от сокращения расходных обязательств. «Легче всего сократить производительные расходы бюджета — то, что связано с экономикой, и гораздо труднее — социальные и оборонные обязательства. В итоге мы получим структуру бюджета, в которой производительные расходы (которые и так невелики) фактически обнулятся. Это очень опасно с точки зрения будущей налогооблагаемой базы. А вот жесткая монетарная политика равномерно распространяется на всех участников рынка и означает не снижение, а повышение качества принимаемых решений. Она отсекает проекты, которые не выдерживают высокую процентную ставку, и сохраняет только эффективные и рентабельные», — заявил Улюкаев.
Министр финансов России А. Г. Силуанов со своим коллегой не согласился и выступил против проведения мягкой бюджетной политики в условиях снижения доходов бюджета. По его оценке, при средней цене на нефть 50 долларов потери федерального бюджета составят около 3 триллионов рублей. К тому же возникнут проблемы с источниками финансирования дефицита бюджета. «Мы не можем тратить столько же, сколько планировали ранее при прогнозном росте экономики более одного процента и цене на нефть 100 долларов. Такая политика приведет к инфляционной спирали. Вначале мы проедим резервы, потом начнем занимать у Центробанка, а результатом станет разгон инфляции. Как следствие, нам придется индексировать расходы, в итоге мы войдем в инфляционный штопор. Этого категорически нельзя допустить», — подчеркнул министр.
Задачей-минимум Силуанов считает обеспечение исполнения основных обязательств бюджета в 2015 году. Уже принято решение о сокращении всех бюджетных расходов (кроме оборонных) на 10%. Оно позволит сэкономить триллион рублей, однако этого недостаточно. Чтобы не «спалить» резервные фонды, по-прежнему нужно отменить или перенести часть расходов на более поздние сроки. Министр напомнил, что в текущем варианте закон о федеральном бюджете предусматривает рост расходов на 11,7%. Таким образом, речь может идти не о секвестре как таковом, а о сокращении этого прироста хотя бы до уровня 5%.
Заместитель Председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец, курирующая социальный блок, согласна с необходимостью повышения эффективности бюджетных расходов, однако полагает, что к ее оценке следует подходить более взвешенно, чем раньше. «В
Голодец обозначила две ключевые для социальной сферы задачи. Первая — сохранение покупательной способности отдельных категорий населения, в частности граждан с низкими доходами и семей с детьми. Они, по мнению вице-премьера, продуцируют наиболее эффективный с точки зрения национальной экономики спрос, поскольку приобретают в основном отечественную продукцию, продукты первой необходимости, а также предпочитают внутренний туризм. Вторая задача заключается в целенаправленном изменении структуры занятости населения. «Меньше чем за год нужно создать институты, способствующие перетоку работников из отраслей, которые неминуемо будут сокращаться. Нужно, чтобы эти процессы шли безболезненно и люди получили новый старт», — отметила Голодец.
Планы и надежды правительства
Центральным событием первого дня форума стало «программное» выступление Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева. Премьер не раскрыл каких-то новых подробностей антикризисного плана правительства — скорее обозначил общие рамки, в которых оно намерено действовать.
Так, Медведев заверил, что Россия даже в нынешних условиях не собирается закрываться от мира и пытаться возродить мобилизационную модель экономики. Не намерено правительство отказываться и от свободной конвертации рубля. «Мы не собираемся проедать валютные резервы. У нас достаточное количество экономических механизмов, чтобы обеспечить устойчивость рубля», — подчеркнул премьер. Одно из возможных направлений расходования резервов — обеспечение международных обязательств государства и крупных компаний, которым при необходимости будет оказана соответствующая финансовая помощь.
Что касается собственно развития экономики, то премьер связывает самые серьезные надежды с импортозамещением в сельском хозяйстве. В декабре утверждена новая редакция госпрограммы развития сельского хозяйства: дополнительную поддержку получат производители мяса, молока, овощей и фруктов. Появляются и новые инструменты поддержки промышленности. «Вводится так называемый специальный инвестиционный контракт, определяются понятия, связанные с деятельностью индустриальных парков, создается инфраструктура технопарков, для поддержки промышленных предприятий на этапе предбанковского финансирования создан фонд развития промышленности», — перечислил Медведев. Он также подтвердил заявления Улюкаева о наращивании поддержки несырьевого экспорта. Основное внимание здесь планируется уделить информационным технологиям, ядерной энергетике, авиастроению и ракетно-космической промышленности.
М. А. ЦУЦИЕВ