Версия для печати 6081 Материалы по теме
По данным Росстата, в целом по итогам 2014 года заработная плата работников бюджетной сферы в абсолютных значениях выросла
Счетная палата проверила здравоохранение, культуру, образование и соцобслуживание

Коллегия Счетной палаты рассмотрела отчеты по четырем проверкам исполнения соглашений между Минздравом, Минобрнауки, Минкультуры, Минтрудсоцзащитой и высшими органами исполнительной власти регионов России. Проверкой рассматривалось достижению целевых показателей оптимизации сети государственных и муниципальных медицинских, образовательных организаций, учреждений культуры, организаций социального обслуживания населения.

ГДЕ ПРОВОДИЛИСЬ ПРОВЕРКИ

Проверочные мероприятия были проведены в 2013-2014 годах в Ярославской, Вологодской, Астраханской, Ростовской областях, в Республике Башкортостан, Самарской, Пензенской и Челябинской областях, Забайкальском крае.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

По их результатам было установлено, что правительством РФ вся нормативная правовая база в части утверждения планов мероприятий, касающихся изменений в соответствующих сферах, так называемых «дорожных карт», принята. Все регионы, в свою очередь, утвердили региональные «дорожные карты». Между тем федеральные министерства в целях реализации «дорожных карт» в 2014 году разработали перечни целевых показателей (нормативов) оптимизации государственных и муниципальных организаций и заключили с регионами соглашения.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Как было отмечено на коллегии, в целом по итогам 2014 года заработная плата работников бюджетной сферы в абсолютных значениях выросла. Вместе с тем проверки показали, что какие-либо рекомендации в части порядка проведения оптимизации министерствами не разрабатывались. Кроме этого, предварительное территориальное планирование в каждой сфере, анализ сети государственных и муниципальных организаций и их деятельности не проводились.

Счетная палата отметила, что количественные изменения в численности образовательных, медицинских организаций, учреждений культуры, организаций соцобслуживания и отдельных категорий работников проводились без учета социальных нормативов и норм, утвержденных правительством. При этом изменения в социальные нормативы и нормы в отдельных сферах не вносились с 1996 года. В результате регионы проводили оптимизационные мероприятия без методического сопровождения со стороны федеральных органов исполнительной власти.

ОПТИМИЗАЦИЯ ОГРАНИЧИЛАСЬ СОКРАЩЕНИЕМ

В контрольном ведомстве также отметили, что запланированная оптимизация в упомянутых четырех сферах в основном ограничивалась только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников. В итоге это привело к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций. Результат таких изменений, в первую очередь, — ухудшение качества образования, рост на 3,7% числа умерших в стационарах, увеличение на 2,6% внутрибольничной летальности больных, ухудшение качества жизни населения.

РОСТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ

По итогам 2014 года было, с одной стороны, отмечено сокращение числа педагогических, медицинских, социальных, научных работников и работников учреждений культуры с 6,18 млн. до 5,95 млн. человек. С другой — произошел рост на 152,7 тыс. потребителей услуг, что создает риски снижения качества предоставляемых услуг и избыточной интенсивности труда работников.

В СП подчеркивают, что в соглашениях акцент в первую очередь сделан ежегодном высвобождении в рамках оптимизации объема средств. При этом в них не содержится показателей по повышению качества и доступности услуг. А это не позволяет правительству оценить эффективность проводимой оптимизации в целом.

ВЫСВОБОЖДЕНО 25,7 МЛРД РУБЛЕЙ

Всего по итогам 2014 года за счет проведения оптимизационных мероприятий было высвобождено 25,7 млрд. рублей, из которых 22,9 млрд. рублей направлены на зарплату работников. Однако высвобожденные средства мало влияют на финансовое обеспечение организаций и их заработную плату (они составили менее 1% фонда оплаты труда данных работников — свыше 3,8 трлн. рублей).

Прирост заработных плат в 2014 году, рублей

Врачи — 4,0 тыс.

Средний медицинский (фармацевтический) персонал — 2,2 тыс.

Младший медицинский персонал — 1,8 тыс.

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений — 2,2 тыс.

Педагогические работники общего образования — 2,5 тыс.

Преподаватели высшего профессионального образования — 6,8 тыс.

Социальные работники — 3,5 тыс.

Работники учреждений культуры — 2,8 тыс.

Данные: Росстат, уровень средней зарплаты


Поделиться