Конец прошлого года выдался крайне непростым для всех кредитных учреждений страны. Ситуация в экономике и на финансовых рынках заставила банки практически приостановить кредитование всех категорий заемщиков, не обошло стороной это явление и общественный сектор.
Анализ ситуации
В первую очередь стоит рассмотреть несколько причин нарастающих кризисных явлений, тем более что финансовым учреждениям приходится к ним приспосабливаться и выстраивать бизнес в соответствии с новыми реалиями. В 2014 году кредитные организации России впервые столкнулись с беспрецедентным явлением — санкциями западных стран. Входящий в тройку лидеров по кредитованию субъектов и муниципальных образований СМП Банк стал одним из первых, кто 21 марта 2014 года был внесен в санкционный список ЕС и США. Сильнейший удар был нанесен розничному бизнесу — международные платежные системы (Visa и MasterCard) отказали в обслуживании карт банка, вызвав тем самым панику среди розничных клиентов.
Кроме технических проблем с блокировкой карт, банк получил немалый репутационный удар, что не могло не сказаться на оттоке вкладов в первом полугодии 2014 года. В тот период наблюдалась отрицательная динамика розничного портфеля СМП Банка в части депозитных продуктов: объем депозитного портфеля физических лиц сети сократился на 8,7 миллиарда рублей. Кроме того, произошла блокировка валютных корреспондентских счетов, что сделало полностью невозможным обслуживание юридических лиц, ведущих внешнеэкономическую деятельность. И если работу розничных подразделений удалось восстановить во втором полугодии — объем вкладов вырос на 7,5 миллиарда рублей, а межхостовые соединения с другими банками позволили восстановить обслуживание карт в большинстве торговых точек и банкоматов на территории Российской Федерации, — то международные платежи так и остались недоступны юридическим и физическим лицам. Несмотря на это, в 2014 году банк увеличил портфель выданных субъектам бюджетной сферы кредитов с 30 миллиардов до более чем 50 миллиардов рублей.
Одним из ключевых событий, повергнувших рынок в шок, стало решение Банка России резко повысить ключевую ставку сразу на 6,5 пункта — до 17% годовых. При условии ограничения фондирования банки практически потеряли возможность занимать средства на рынке межбанковского кредитования. Корпоративные заемщики получили уведомления от банков о повышении процентной ставки по действующим ссудам. Также ставки были увеличены по таким продуктам, как ипотечные и потребительские кредиты, причем некоторые значения выглядят явно заградительными, фактически показывая остановку предоставления данных продуктов.
Снижение суверенного рейтинга РФ международными рейтинговыми агентствами, а следовательно, и рейтингов субъектов Федерации и муниципальных образований влечет за собой приостановку размещения облигационных займов. В условиях нестабильности спрос на ценные бумаги практически отсутствует.
В целом по рынку со стороны банков на сегодняшний день наблюдается значительное ужесточение политики отбора заемщиков как среди юридических, так и среди физических лиц. Факторы, по которым увеличивается процент отказов в выдаче кредита, — нестабильное финансовое положение, наличие других текущих кредитов или же просрочек платежей по уже закрытым кредитам. Также увеличилось количество отказов в выдаче кредитов заемщикам, работающим в наиболее уязвимых для кризиса отраслях экономики, — туризме, торговле, страховании и т. д.
Сектор кредитования общественных финансов
Но вернемся к рынку кредитования общественного сектора, который, естественно, также затронули общие тенденции в экономике. В конце года процентные ставки резко пошли вверх (главным образом после повышения ключевой ставки до 17%) и остановились, лишь достигнув отметки в 24%. Несмотря на это, средневзвешенная ставка по итогам торгов в ноябре и декабре составила 12,62 и 13,67% годовых соответственно. Однако реальный уровень процентной ставки к концу 2014 года оценить проблематично, так как после изменения ключевой ставки в аукционах на общую сумму 87,8 миллиарда рублей лишь в 59 лотах (это менее 5% закупок) был единственный участник. Причем ни в один из этих лотов не пришло более одного банка, а средняя ставка по таким аукционам составила 16%.
Всего же в течение ноября — декабря на предоставление кредитов субъектам РФ и муниципальным образованиям проводилось более 1,2 тысячи закупок на общую сумму 370,7 миллиарда рублей. Более половины торгов либо не состоялись, либо были отменены, и лишь на 110 аукционов на общую сумму 71,2 миллиарда рублей пришло более одного банка.
Значительная доля несостоявшихся аукционов (46% от всех объявленных торгов) привела к развитию такого вида закупок, как запрос предложений, до этого использовавшегося лишь в единичных случаях. Но и этот вид торгов не вызвал ажиотажа, и из 19 запросов предложений лишь в шести тендерах на общую сумму 2,7 миллиарда рублей был выявлен победитель.
В течение первых двух декад января 2015 года из всех аукционов на общую сумму 38,8 миллиарда рублей лишь на десяти торгах на общую сумму 1 миллиард рублей подавались заявки, и контракты были заключены с единственным участником закупки. Таким образом, свыше 97% всех закупок в январе либо не состоялись, либо были отменены, а средневзвешенная ставка по заключаемым контрактам с единственным участником составила почти 24,98% годовых.
Приведенная выше картина аукционов за ноябрь — январь говорит о том, что причиной несостоявшихся аукционов стало нежелание банков заключать контракты по фиксированной цене, которая при изменении ключевой ставки становилась бы для финансового учреждения убыточной. В кризисных ситуациях особенно видны недостатки организации закупок в сегменте кредитования субъектов РФ и муниципальных образований. Механизм торгов не отвечает современным реалиям и требует срочного изменения. Вопрос плавающей ставки поднимался весной, когда в рамках поручения президента В. В. Путина правительству избавить регионы от бремени долгов перед банками, заместив их более дешевыми кредитами, Министерством финансов РФ была выдвинута инициатива кредитования регионов банками под процент, превышающий ключевую ставку Банка России не более чем на 1,25% годовых.
Очевидно, что уход от твердой цены контракта для данного типа закупок будет выгоден как банкам, так и заемщикам. Первые гарантируют себе защиту от возможных убытков при удорожании фондирования, что, несомненно, отразится на количестве участников открытых аукционов. А заемщики будут привлекать кредитные средства под более низкие ставки, так как конкуренция среди банков вырастет и аукционы на заключение контрактов по финансированию бюджетов будут проходить в упорной борьбе между несколькими кредитными организациями.
Н. Ю. БЫЧКОВА, вице-президент АО «СМП Банк»
Новое время диктует новые правила игры на рынке кредитования субъектов Федерации и муниципальных образований. И здесь СМП банк, один из лидеров этого рынка, безусловно, рассчитывает на гибкость своих клиентов. Постоянные изменения вводных от рынка и Центрального банка не должны влиять на бесперебойное коммерческое финансирование кассовых разрывов и дефицита бюджетов. Именно поэтому мы определились с основными партнерами — субъектами Федерации — и ввели несколько новых решений, соответствующих законодательству о закупках и снижающих рыночные риски. Одно из них лежит в плоскости ставки кредитования. Итак, мы готовы к переговорам, к постановке и решению вместе с вами новых задач, к переходу на новый уровень взаимоотношений, когда банк и субъект РФ идут вместе и побеждают относительно неблагоприятную действительность.
Прогнозы по поводу общего состояния банковского рынка разнятся, однако можно уловить единую тенденцию — без адекватного механизма государственной поддержки данного сектора экономики ситуация не выправится. Инструменты поддержки уже разработаны правительством, и насколько они будут действенны, мы увидим в самое ближайшее время.