В преддверии Дня работника местного самоуправления, который отмечается 21 апреля, в Государственной думе РФ прошли парламентские слушания по вопросам реализации Федерального закона № 131‑ФЗ и задачам совершенствования федерального законодательства на новом этапе муниципального строительства.
Минувший год в России прошел под эгидой нового этапа муниципальной реформы, правовую основу которой составили Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136‑ФЗ и еще пять сопутствующих законов. Концепция нового этапа подразумевает существенное повышение роли субъектов РФ в организации местного самоуправления на своих территориях. Как отметил в своем выступлении заместитель председателя Государственной думы С. И. Неверов, теперь регионы могут как устанавливать для органов местного самоуправления широкий перечень полномочий, так и ограничивать его в минимальном объеме, закрепленном федеральным законом. Законодатель дифференцировал подход к полномочиям разных видов муниципалитетов. Это даст возможность регионам создать точки роста, передавая дополнительный функционал успешным муниципалитетам, например промышленным городам, а для дотационных муниципалитетов — создавать механизмы поддержки. Таким образом, проблема перегруженности муниципалитетов полномочиями будет решена. Ключевая задача, по словам выступающего, создать максимально широкие возможности для того, чтобы и та, и другая власть эффективно решала вопросы жизнеобеспечения и развития вверенных ей территорий, без конфликтов сотрудничала в интересах населения. Очередной виток муниципальной реформы вывел взаимоотношения между региональными и местными властями на новый уровень, соответствующий федеративной природе нашей страны.
Кадровый голод
Выступая на парламентских слушаниях, председатель комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления В. Б. Кидяев обратил внимание на то, что произошедшие изменения в законодательстве помогут решить острые проблемы в сфере организации местного самоуправления, к примеру, позволят восполнить недостаток местных квалифицированных кадров для муниципального управления. Изменения, внесенные в Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8‑ФЗ, предусматривают, что на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети интернет теперь будет размещаться информация и о вакансиях в органах местного самоуправления. По мнению Кидяева, формирование общей базы вакансий государственных и муниципальных служащих позволит создать прозрачные механизмы конкурсного отбора кандидатов на должности муниципальной службы и значительно улучшить кадровую ситуацию в муниципальных образованиях, расширить возможности для трудоустройства молодых специалистов. Закон от 30 марта 2015 года № 63‑ФЗ предусматривает целевое обучение с условием — после окончания вуза молодой специалист должен проработать в течение определенного периода на муниципальной службе. «В известной степени мы возвращаемся к практике распределения молодых специалистов после вузов, — подчеркнул депутат. — Все эти меры позволят привлечь кадры на места».
Планы, стратегии, успех
Важным достижением стало закрепление на законодательном уровне стратегического планирования в Российской Федерации, в том числе и в муниципалитетах. Закон от 28 июня 2014 года № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» создаст новые условия для социально-экономического развития нашей страны. Теперь, по мнению Кидяева, можно выстроить единую стратегию снизу доверху.
По данным Минэкономразвития России, практически все 169 крупных городов с населением свыше 100 тысяч человек имеют документы стратегического планирования, при этом их реализация зачастую носит формальный и непоследовательный характер. «Муниципалитетам нужно понять, что стратегия не пустая формальность — это реальный инструмент решения задач, особенно в сложных социально-экономических условиях», — подчеркнул председатель комитета. В части совершенствования системы перспективного планирования на муниципальном уровне необходимо отслеживать практику применения закона о стратегическом планировании в регионах и муниципалитетах, координации планов и соответствующих программ развития. Кроме того, необходимо продолжить методическое обеспечение процесса стратегирования на муниципальном уровне в части разработки прикладных рекомендаций по организации и правоприменению комплекса документов, а также повышения конкретизации структуры и моделей стратегических планов на местном уровне. При этом, по словам депутата, в России особую важность приобретает сбалансированное развитие сельских поселений и малых городов, с одной стороны, и крупных городов — с другой.
Актуальной задачей является и усовершенствование имеющихся правовых форм территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала, к которым относятся инновационный центр «Сколково», наукограды, технопарки, особые экономические зоны, территориальные кластеры и часть ЗАТО. В перспективе необходимо рассмотреть вопрос о наделении наукоградов, части закрытых административно-территориальных образований наряду с моногородами, статусом территорий опережающего социально-экономического развития с применением к ним механизмов стимулирования инновационной деятельности и экономического роста. Для моногородов и ЗАТО необходимо законодательно укрепить существующие форматы планирования в рамках комплексных программ субъектов Федерации, предусматривающих софинансирование, а органам МСУ наукоградов и городских округов с внутригородским делением — предоставить право на создание фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.
ГЧП для муниципалов
На слушаниях было отмечено, что в законодательстве не определены достаточные условия для привлечения частных инвесторов в долгосрочные инфраструктурные проекты. Одновременно, впрочем, было отмечено и то, что в этом вопросе наметились переломные тенденции. На рассмотрении Госдумы находится законопроект об основах государственно-частного партнерства (ГЧП) в Российской Федерации, предусматривающий создание единых правовых условий для привлечения инвестиций на основе ГЧП и муниципально-частного партнерства (МЧП) и принципов самоокупаемости. Но, по мнению участников слушаний, законопроект пока нельзя назвать в полной мере доработанным и сбалансированным. Так, в документе отсутствует четкое правовое регулирование вопросов публично-частного партнерства на местном уровне. По мнению депутатов, необходимо закрепить понятие «муниципально-частное партнерство». При этом данное понятие следует определить самостоятельно, отграничив его от понятия ГЧП. Также предлагается закрепление трехстороннего понятия «государственно-муниципально-частное партнерство».
Финансы
Несмотря на принимаемые меры на федеральном уровне, по-прежнему наиболее трудным остается вопрос о финансовом обеспечении деятельности муниципальных образований по решению вопросов местного самоуправления. По мнению участников слушания, необходимо сменить фискальную бюджетно-налоговую политику на стимулирующую, при которой муниципальные образования будут напрямую влиять на увеличение налоговых поступлений в свои бюджеты через механизмы расширения налогооблагаемой базы местных бюджетов и контроль за взиманием налогов, которые поступают в бюджет. «Муниципалитеты не должны чувствовать себя иждивенцами, они должны быть полноправными и активными участниками социально-экономического развития страны, — заметил Кидяев. — Определенные успехи в данном направлении есть, но не очень большие».
О. В. горшенина