Версия для печати 3337 Материалы по теме
Побуждение к добровольной уплате налога на прибыль

В прошлом году, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в стране, региональным налоговым органам удалось обеспечить положительную динамику поступлений во все уровни бюджета. Значимую роль сыграло эффективное администрирование налога на прибыль, в том числе применение методов отраслевого анализа налоговой нагрузки и побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств.

Налог на прибыль организаций хоть и не является лидирующим доходным источником, но стабильно входит в тройку ведущих платежей, формирующих прежде всего консолидированный бюджет Алтайского края. На его долю приходится 19% всех налоговых поступлений в краевой бюджет, и это выводит данный налог на вторую позицию после НДФЛ. За 2014 год в региональный бюджет мобилизовано 8,9 миллиарда рублей налога на прибыль, в федеральный — 644 миллиона рублей. Динамика к 2013 году составила 107,6 и 113,9% соответственно и обеспечена ростом налоговой базы по прибыльным предприятиям — за девять месяцев прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года рост составил 8,5%.

Особенности региональной экономики

Налог на прибыль, как никакой другой, тесно связан с экономической характеристикой региона и зависит от финансового состояния предприятий. Отличительной особенностью Алтайского края является то, что 70% территории используется для производства сельскохозяйственной продукции. На долю сельского хозяйства в регионе приходится 17% произведенной добавленной стоимости. По объему выпуска сельхозпродукции на душу населения Алтайский край лидирует в Сибирском федеральном округе (38,1 тысячи рублей на душу населения, что в два раза превышает средний уровень по СФО — 18,6 тысячи рублей). Прибыль не перешедших на уплату ЕСХН сельскохозяйственных товаропроизводителей, соответственно, облагаемая по ставке 0%, составила 2,7 миллиарда рублей (26% от показателя по СФО). Сумма выпадающего налога на прибыль в результате применения нулевой ставки — 536 миллионов рублей.

Вместе с тем результаты работы сельскохозяйственной отрасли создали предпосылки для устойчивого роста объемов производства на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, с выходом по итогам года на показатель 104,1%. Производители сделали упор на освоение новых видов импортозамещающей продукции на основе экологически чистого алтайского сырья. Однако рентабельность этих отраслей не является высокой, и это влияет на уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль. В регионе этот показатель составляет 0,73%, что ниже, чем по Сибирскому федеральному округу (1,3%) и по Российской Федерации (0,9%).

Кризисные явления в мировой экономике не оказывают большого воздействия на региональную экономическую ситуацию, так как в субъекте нет основных экспортообразующих секторов нефте- и газодобычи. Однако снижение курса рубля относительно иностранной валюты в конце прошлого года, безусловно, повлияло на финансовый результат ведущих предприятий нашего региона. Переоценка обязательств по валютным кредитам привела к увеличению внереализационных расходов за счет роста отрицательных курсовых разниц, и ряд крупнейших прибыльных предприятий перешел в категорию убыточных. Сумма убытка, исчисленного при налогообложении, по состоянию на 1 октября 2014 года увеличилась на 40% к аналогичному периоду 2013 года, превысив 5,1 миллиарда рублей.

Методы администрирования налога на прибыль

Основным инструментом налогового администрирования выступает налоговый контроль, проводимый в форме камеральных и выездных проверок. Однако длительность и затратность этих мероприятий привели к необходимости применения на региональном уровне методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств. В решении основной задачи — выявление налогоплательщиков, занижающих налоговую базу по налогу на прибыль и заявляющих убытки, — в последние годы выработан системный подход. Планирование и проведение мероприятий в отношении этой категории юридических лиц начинается с их сегментации в разрезе видов деятельности. Управлением производится расчет налоговой нагрузки в целом по краю и в отраслевом разрезе. Выявляются отрасли с нагрузкой выше и ниже среднекраевого значения в соотношении с численностью налогоплательщиков, занятых в той или иной сфере деятельности. В каждой отрасли определяются группы компаний с налоговой нагрузкой ниже среднего значения по отрасли, которые и являются наряду с убыточными организациями объектом особого внимания со стороны налоговых органов.

Проведенный анализ показал, что в крае всего 20% налогоплательщиков заняты в отраслях с налоговой нагрузкой выше среднекраевого показателя. На низком уровне (0,31%) сложилась налоговая нагрузка в оптовой и розничной торговле, притом что в этих сферах сосредоточено около 50% всех плательщиков налога на прибыль. Наибольший удельный вес убыточных предприятий (38%) сложился также в торговле, при удельном весе суммы убытка в общих убытках по региону около 8%.

В нашем регионе рисковой группой плательщиков являются организации, отнесенные по ОКВЭД к оптовой торговле. Налоговыми органами выявляются предприятия со значительной величиной выручки, минимальной численностью и рентабельностью, что имеет признаки фирм, формирующих документооборот при отсутствии реальной деятельности. Именно эта группа снижает расчетный уровень налоговой нагрузки по региону. Налоговый орган анализирует налоговую и бухгалтерскую отчетность таких предприятий, иные сведения, в том числе получаемые из внешних источников, и в случае выявления несоответствий направляет налогоплательщикам письма с предложением оценить полноту и достоверность отражения хозяйственных операций в учете. Основная цель данной работы — побуждение налогоплательщиков к добровольному декларированию налоговых обязательств, поскольку это минимизирует затраты на администрирование налогов.

В рамках работы по администрированию налога на прибыль управлением организовано взаимодействие с отраслевыми комитетами администрации Алтайского края, территориальными налоговыми органами — с органами местного самоуправления.

В регионе сформировано достаточное количество нормативных документов, которые стимулируют налогоплательщиков к отражению реальных результатов деятельности. Так, при рассмотрении заявок соискателей на участие в аукционах и конкурсах на право реализации различных муниципальных заказов в социальных программах и инвес­тиционных проектах учитывается финансовое состояние организаций.

Территориальными налоговыми органами края в 2014 году заслушано на заседаниях комиссий по легализации налоговой базы 515 плательщиков, половина из них — на межведомственных комиссиях с участием органов местного самоуправления. По результатам работы 262 плательщика (141% к 2013 году) изменили показатели налоговых деклараций.

Итоги администрирования налога на прибыль

В результате проведенных мероприятий по администрированию налога на прибыль уменьшено убытков на сумму более 2,8 миллиарда рублей (142% к 2013 году). Более 96% этой суммы уменьшили сами организации, уточнив показатели налоговых деклараций. Увеличена налогооблагаемая прибыль на 1,5 миллиарда рублей, дополнительно начислено в бюджет более 300 миллионов рублей, 77% этой суммы — по результатам выездного контроля.

Выездной контроль, безусловно, эффективен, однако сопровождается высокими трудовыми и временными затратами. Поступление доначисленных средств растянуто во времени, так как порой это сопряжено с судебными разбирательствами. При этом в отношении организаций могут применяться налоговые санкции, что увеличивает для них нагрузку. В качестве примера действенного выездного контроля стоит отметить проверку, проведенную нашим управлением в отношении организации — собственника торговых площадей, которая применяла схему формального дробления бизнеса для применения специального режима налогообложения. Проверкой установлено и доказано в суде, что в целях сокращения своих налоговых обязательств налогоплательщик заключал сделки с взаимозависимыми и подконтрольными организациями. Налогоплательщик занижал выручку от предоставления торговых площадей в аренду и получал необоснованную налоговую выгоду в виде уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. Сумма налоговых претензий по налогу на прибыль составила 17 миллионов рублей, кроме того, на 37 миллионов рублей уменьшены убытки.

При самостоятельном уточнении налоговых обязательств налогоплательщики во избежание санкций оплачивают в бюджет задекларированный налог одновременно с предоставлением уточненных налоговых деклараций, что является наиболее оперативным способом пополнения бюджета. Об эффективности самостоятельного уточнения налоговых обязательств свидетельствуют результаты работы, проведенной в отношении налогоплательщика, обособленное подразделение которого работает на территории нашего региона. Особенность расчета налоговой базы и суммы налога на прибыль, зачисляемой в региональные бюджеты, в отношении данной категории налогоплательщиков требует иных методов контроля. Сумма налога, зачисляемая в бюджет субъекта, зависит от доли среднесписочной численности работников и доли остаточной стоимости основных средств в регионе, в связи с чем инспекциями производится анализ данных деклараций по налогу на имущество в сравнении с данными Росреестра.

Так, в результате мониторинга баз данных установлено, что налогоплательщик приобрел в собственность реконструированный торговый центр, но не отразил его стоимость в декларации по налогу на имущество. При этом в средствах массовой информации прошла информация о сделке, сумма которой составила около миллиарда рублей. Благодаря мероприятиям, проведенным комиссией по легализации налоговой базы совместно с правоохранительными органами, собственник самостоятельно отразил объект недвижимости в декларации по налогу на имущество и увеличил в декларации по налогу на прибыль долю налоговой базы, налог по которой зачисляется в региональный бюджет. В результате более 350 миллионов рублей поступило в краевой бюджет, что в непростой экономической ситуации конца 2014 года оказало влияние на формирование положительной динамики поступлений налога на прибыль.

Управление заинтересовано в том, чтобы налогоплательщики самостоятельно контролировали уровень своей налоговой нагрузки, поскольку это один из 12 критериев, по которым компания может оценить риски проведения в отношении нее контрольных мероприятий и приглашения на комиссию по легализации налоговой базы. В региональном разделе сайта ФНС России в открытом доступе размещена общая информация по налоговой нагрузке, что позволяет многим самостоятельно просчитывать свои показатели и доводить их до среднего уровня по отрасли.

Таким образом, дальнейшее развитие методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств на региональном уровне будет являться существенным вкладом в доведение налоговой нагрузки по отрасли до адекватной величины без обязательного назначения выездных налоговых проверок.

Поделиться