Версия для печати 2278 Материалы по теме
ГЧП в подмосковном регионе

В рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП в 2013–2014 годах Московская область занимала 34-е место. В рейтинге 2014–2015 годов Подмосковье поднялось сразу на 25 позиций и вошло в десятку лучших по этому показателю. О реализующихся проектах, проблемах в продвижении ГЧП рассказал первый заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области Вадим Валерианович ХРОМОВ.

— Вадим Валерианович, на сегодняшний день закон об участии субъекта РФ в государственно-частном партнерстве принят в 68 регионах. Московская область входит в это число?

— Да, Московская область входит в это число. Региональный закон «Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве» принят в 2013 году. Можно сказать, что с момента принятия закона работа по подготовке проектов ГЧП стала более системной.

— Несмотря на то что проект федерального закона о ГЧП в России обсуждается еще с середины 2000-х годов, он так до сих пор и не принят. По вашему мнению, насколько отсутствие данного документа усложняет работу по продвижению ГЧП?

— На мой взгляд, основные сложности в подготовке и реализации проектов ГЧП заключаются не в отсутствии закона, а скорее в том, что данные проекты крупные и подразумевают сотрудничество публичного партнера и частного инвестора на долгосрочный период. Такие долгосрочные обязательства требуют не только оценки многофакторных рисков, но и проработки (в момент подготовки проекта) большого количества различных нюансов. Приходится разрабатывать и принимать сложные решения по формированию контрактов с бизнес-структурами, которые редко бывают полностью типовыми.

На нашем сайте есть библиотека статей, посвященная ГЧП в России. Ознакомиться с ней можно здесь.

Что касается законодательства, то мы работаем в правовом поле регионального закона о ГЧП и Федерального закона о концессионных соглашениях. Кроме того, ГЧП-проекты возможно реализовывать и в рамках Федерального закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений. На мой взгляд, говорить о том, что отсутствие федерального закона о ГЧП усложняет работу, нельзя. Этот закон необходим скорее для привлечения крупных западных инвесторов в крупнейшие проекты, такие как строительство платных дорог за счет частных вложений, развитие легкорельсового транспорта, и так далее. Здесь, конечно, очень важно для финансирующей стороны (банка-партнера) и для частного партнера, чтобы условия реализации контракта и гарантии были записаны не просто в договоре, но в законе. То есть закон — это гораздо более серьезная гарантия. Что касается реализации текущих проектов, то нам вполне хватает существующей правовой базы. Скажу больше, у нас есть опасение, что при принятии федерального закона нам придется корректировать региональный закон и это может повлиять на уже подготовленные проекты. Чтобы минимизировать такие риски, мы активно работаем с авторами закона, стараемся быть в курсе событий, которые происходят вокруг законопроекта, делимся теми практиками, которые у нас уже есть. Это важно для того, чтобы в законе не появились слабо применимые нормы, которые будут тормозить процесс.

— Какие формы ГЧП вы чаще всего применяете и в каких сферах?

— На сегодняшний день мы используем такие формы соглашения, как инвест-контракт, концессионные соглашения, контракт жизненного цикла. Что касается сфер применения, то самая востребованная — сфера ЖКХ. Вместе с тем здесь необходима детальная проработка самой схемы реализации проектов в зависимости от того, касаются они тепло-, электро- или водоснабжения. Надо понимать, что в любом городе количество домов разное, протяженность сетей разная, измерительные приборы также различные. Отсюда нюансы, которые необходимо предусмотреть при расчете финансовых моделей договора, иначе вся конструкция будет нерабочая. Важно видеть периметр объектов, доставшихся инвестору, чтобы он был достаточен для ведения экономически выгодного бизнеса в долгосрочном периоде. Интересна для ГЧП и сфера здравоохранения, развитие индустриальных площадок, комплексное освоение территорий вокруг ЦКАД, транспортная сфера, сфера мусоропереработки.

Мы все понимаем, что проблема мусоропереработки в регионе требует кардинального решения. В связи с этим мы активно разрабатывали проекты по переработке ТБО. Были подготовлены документы по пилотным проектам, концессия на мусоропереработку. Однако процесс затормозился в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в конце прошлого и в начале текущего года. Сейчас мы оказались в ситуации, когда нам необходимо переделывать все документы.

— Сколько сейчас у вас проек­тов в работе и каков объем инвес­тиций?

— Общая сумма инвестиций по заключенным и готовящимся на конкурс проектам — 71 миллиард руб-­

л­ей. Что касается количества проектов, то в Московской области заключено два концессионных соглашения на строительство онкорадиологических центров в Балашихе и Подольске. Также в 2014 году правительство Московской области, ОАО «УЭК» и ГУП «Мострансавто» подписали инвестиционный договор о внедрении единой транспортной карты Подмосковья.

Готовится конкурс по десяти проектам, в том числе в сфере здравоохранения, социально-бытового обслуживания населения, по строительству путепроводов, по развитию легкорельсового транспорта между Бутовым и городом Видное.

Буквально на днях правительство области приняло постановление о подготовке проекта по развитию системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. В рамках концессионного соглашения инвестор создаст комплексы фиксации нарушения скоростного режима, правил проезда перекрестков, железнодорожных переездов и так далее (а также реконструирует уже имеющиеся комплексы). Он же будет обеспечивать их непрерывное функционирование, осуществлять подготовку документов по нарушениям и получать часть штрафов для компенсации своих расходов. Срок концессионного соглашения — от 11 лет.

Мы начали прорабатывать и такие важные и сложные проекты, как платные хордовые дороги. Мы понимаем, что привлечь инвесторов будет не так просто, тем не менее будем проводить исследования, выбирать конкретные участки. Проекты очень сложные в подготовке, так что здесь важно проработать все условия партнерства, чтобы у инвестора не было возможности отказаться от своих намерений. Основной смысл ГЧП в том, что государство создает для инвестора определенные условия, а затем передает ему как частному партнеру ответственность за ведение дальнейшего бизнеса.

Поделиться